Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 08:55, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ и разработка мероприятий по оптимизации режима труда и отдыха и рациональной организации рабочих мест на предприятии ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза».
Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются: определение понятия режима труда и отдыха; необходимость оптимизации режима труда и отдыха на предприятии; сущность организации рабочих мест на предприятии; оснащение и планировка рабочих мест руководителя и специалистов; проведение анализа режима труда и отдыха, продолжительности рабочего дня в ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза»; внесение предложений по рациональной организации рабочих мест основных категорий работников.
Введение
Глава 1.Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии
1.1. Сущность организации рабочих мест, ее элементы и их характеристика. Режим труда и отдыха ………………………………………….. 6
1.2.Классификация рабочих мест и особенности их организации…………………………………………............................................... 12
Глава 2. Краткая организационно- управленческая и производственно- экономическая характеристика предприятия
2.1 Характеристика , структура управления предприятием …………… 16
2.2. Характеристика продукции предприятия и рынков ее сбыта. Основной показатель внешнеэкономической деятельности …………….…….. 19
Глава 3. Организация рабочих мест основных категорий работников предприятии
3.1. Рабочее место руководителя и специалистов и его рациональная организация ……………………………………………………………………..… 21
3.2. Оснащение и планировка рабочих мест …………...………………… 23
3.3. Оснащенность техническими средствами обработки, учета и хранения информации …………………………………………………….……… 26
3.4. Санитарно- гигиенические условия труда ……………..……………. 28
Глава 4. Режим труда и отдыха, распорядок работы на предприятии
4.1. Рабочие время и его использование ……………………………….… 31
Глава 5. Проектирование рабочих мест, режима труда и отдыха на предприятии
5.1 Эффективность улучшения режима труда и отдыха ……..………… 37
5.2 Комната психологической разгрузки на предприятии ………...……. 40
Заключение
Список использованной литературы
Количество полок в шкафах и стеллажах, ящиков в тумбочках и столах должно быть достаточным для размещения технологической оснастки, рабочей документации, предметов хозяйственного обихода. Если полы в помещении не имеют деревянного или линолеумного покрытия, то в местах, где непосредственно выполняют свои производственные функции работники, следует устанавливать деревянные подставки для ног.
Планировка – рациональное размещение рабочих мест на производственной площади и целесообразное пространственное размещение в горизонтальной и вертикальной плоскости в пределах рабочего места всех элементов оснащения, необходимых для выполнения производственного задания.
Рассматривается внешняя и внутренняя планировка рабочего места.
Внешняя планировка рабочего места специалиста и служащего должна обеспечить его связь с рабочими местами руководителей и работников, выполняющих трудовые процессы, которые контролируются персоналом данного рабочего места, хороший обзор взаимосвязанных рабочих мест, возможность подачи необходимых сигналов, безопасные проходы к рабочим местам работников.
Внутренняя планировка включает соблюдение нормам площади, объема освещения, звукоизоляции, микроклимата рабочего места, рациональное размещение мебели и предметов труда, защиту от вредных воздействий других рабочих мест. Размещения элементов оснащения рабочего места должно обеспечить минимальные затраты времени при их использовании, удобство и минимум нервно-психического напряжения. [5, с74]
В соответствии с требованиями эргономики и санитарной гигиены необходимо соблюдать нормы площади рабочего места (для специалиста - не менее 4,5 кв. м при высоте потолка 3-3,2 м, что соответствует санитарной норме площади письменного стола). Для планировки служебных помещений для управленческого персонала используют две концепции: кабинетная система планировки (от 1 до 30 чел. в одном помещении) и зальная (по принципу «большой конторы»). Минимальный размер проходов варьируется от 0,6 м (для одного лица) до 1 м (для 3 лиц). При зальном принципе размещения работников зал должен оборудоваться кондиционером, звукоизоляцией, освещением, специальными перегородками.
Рекомендуется делить офисное пространство на рабочие зоны:
- Приемная;
- Комната (рабочие места) персонала;
- Кабинет руководителя;
- Зона совещаний;
- Зона отдыха.
С учетом специфики работы необходимо осуществить и другие меры, создающие удобство в работе, предусмотренные в ГОСТ 12.2.032. ССБТ. "Рабочее место для выполнения работ сидя. Общие эргономические требования» и ГОСТ 12.2.033. ССБТ. "Рабочее место для выполнения работ стоя. Общие эргономические требования".[2, с149]
3.3. Оснащенность техническими средствами обработки, учета и хранения информации
В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы предприятия. Во-первых, компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых, с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих, он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии хорошего программного обеспечения, выхода на внешние компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.
Современные типы рабочих мест руководителей нередко оснащены терминалами. Важнейший элемент терминального устройства - дисплей (экранный пульт) раскрывает перед руководителем широкие возможности для совместной работы с персонального компьютера (П.К). Дисплей позволяет увидеть в нужный момент на экране формуляры, характеризующие ход производственных процессов, показатели готовой продукции и деятельности предприятия в целом. Такие дисплеи дополняются традиционными техническими средствами общения с подразделениями предприятия.
Телефон — важное средство эффективности управленческого труда, оперативного делового общения. Но при неправильном пользовании им именно телефон становится источником потерь рабочего времени. На телефонные переговоры тратится от 4 до 27% рабочего времени.
В работе руководителя применяются и различные средства вызова, обеспечивающие главным образом текущую связь руководителя с заместителями, помощниками и т. д. Удобным средством передачи устной информации являются различные громкоговорящие установки. Современные типы телефонной и громкоговорящей связи позволяют циркулярно проводить служебные совещания, осуществляют выборочные и общие отключения абонентов, перевод на ожидание и т. д.
Для ряда руководителей необходима радиосвязь. Радиосвязь может быть установлена как в кабинете, так и в автомобиле. Портативные средства радиосвязи отдельные категории работников управления могут иметь на работе всегда при себе. Важно, чтобы из множества различных устройств руководители умели правильно выбрать и использовать соответствующий вид связи.
Для хранения информации руководитель может использовать перфокарты, различные карточки, бланки, журналы учета, блокноты. К простым средствам хранения информации относятся также различного рода папки, альбомы, конверты, ящики, футляры и подставки. Для хранения и систематизации более обширной информации следует использовать картотеки. Необходимо стремиться к тому, чтобы все эти носители информации в целом занимали как можно меньше места и чтобы в них можно было бы легко найти нужные данные.
Рациональным способом хранения материалов является подвесной способ, при котором документы располагаются в папках с индикаторами и подвешиваются на направляющихся рейках. Основное преимущество подвесного способа хранения заключается в экономии места и оперативности нахождения и извлечения нужного документа по индикаторному корешку, укрепленному на папке.. Хранящиеся таким способом документы занимают на 40% меньше места и позволяют экономить, по крайней мере, около 50% времени, затрачиваемого на раскладку материалов при традиционном горизонтальном способе хранения документации. [3, с72]
3.4. Санитарно- гигиенические условия труда
Микроклимат на рабочем
месте оказывает большое
Таблица 3.1. Микроклиматические условия
Период года |
Температура воздуха, СО |
Скорость движения воздуха, м/с |
Относительная влажность воздуха, % |
Холодный |
22-24 |
<0.1 |
40-60 |
Теплый |
23-25 |
<0.1 |
40-60 |
С учетом специфики производственного процесса, т. е. повышенной температуры и пониженной влажности в помещении, организуется система вентиляции на базе одного кондиционера с возможностью регулировки температуры и влажности воздуха, лучистые источники тепла, а также предусматривается приточная система вентиляции.
Отопление помещения – центральное водяное от городских тепловых сетей. Возможно, использование электрического обогревателя средней мощности на особо холодный период времени и во время демисезонного отключения отопления.
Основными источниками шума на рабочем месте руководителя и специалистов, являются копировальная техника, принтер, сканер, факс, модем и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах – вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы.
Допустимые параметры уровней звука и звукового давления по ГОСТ 12.1.003-83 представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Допустимые уровни звука и звукового давления
Вид трудовой деятельности, рабочие места |
Уровни звукового давления, Дб, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
Уровень звука и эквивалентный уровень звука, дБА | ||||||||
31.5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 | ||
Работа в залах обработки информации на вычислительных машинах |
96 |
83 |
74 |
68 |
63 |
60 |
57 |
55 |
54 |
65 |
Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) ковровые покрытия на пол, двойные двери, шумоизоляционная обивка и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места. [10, с28]
Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.
На рабочем месте
в светлое время суток
Искусственное освещение должно создавать хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих материалов на столе. Для освещения рабочего места применяется комбинированное освещение (общее + местное). Для исключения засветки экрана прямыми световыми потоками светильники общего освещения с люминесцентными лампами располагаются сбоку от рабочего места под потолком параллельно линии зрения. Местное освещение обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе ниже или на уровне линии зрения, чтобы не вызывать ослепления.
В рабочем кабинете в непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммутационные кабели, аппаратура, устройства, узлы которых нагреваются. Для отвода избыточной теплоты от персонального компьютера служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение, и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением.
Пожарная опасность помещения определяется особенностями выполняемого в нем технологического процесса, свойствами применяемых веществ и материалов. В кабинете под потолком имеются дымовые пожарные извещатели системы сигнализации, предназначенной для обнаружения и оповещения о пожаре. [8, с105]
ГЛАВА 4. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА, РАСПОРЯДОК РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
4.1. Рабочие время и его использование на ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза»
труд о
работоспособность
Соблюдение графиков режимов труда и отдыха неразрывно связано с дисциплиной труда, включающей трудовую, технологическую и производственную дисциплину (соблюдение трудового распорядка, строгое выполнение технологического регламента, своевременное выполнение производственных заданий и соблюдение требований охраны труда).
Качество выполняемой работы работниками ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза» в значительной мере зависит от режима работы предприятия. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.
Режим труда и отдыха в ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза» предусматривает разную продолжительность рабочей недели для работников, в зависимости от их занимаемой должности, а также работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации (приложение 2).
Основным видом рабочей недели для большинства работников ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза» является пятидневная неделя, включающая часовой обеденный перерыва и два выходных дня. В течение рабочего дня работнику ЧУП «Шкловская экспортно – сортировочная льнобаза» работающему по пятидневной рабочей неделе предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью один час (с13:00 до 14:00), который в рабочее время не включается (приложение 3).
Еженедельный отдых (выходные дни) на предприятии предоставляются постоянно после равного количества рабочих дней. Но для отдельных работников (сторожа-вахтера) применяется «скользящий» график выходных (например, понедельник-вторник работает, среда-четверг отдыхает). Им организуют такие выходные с целью предотвращения нарушений устойчивой работоспособности в течение рабочей недели. Привлечение работника к работе в установленный выходной день допускается на предприятии только в исключительных случаях, таких, как срочные непредвиденные работы, аварии). За это им выплачивается компенсация в виде оплаты дня в двойном размере, либо предоставление другого дня для отдыха. Беременных женщин запрещается вызывать на такую работу.
Информация о работе Организация рабочего места на предприятии