Организация рабочего места персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 04:16, курсовая работа

Описание работы

Среди них важную роль играет проектирование рабочего места, а также связанные с проектированием рабочего места задачи по улучшению качества производственной среды и трудовой жизни.
Цель данной работы – изучение принципов организации рабочего места персонала. В нашем случае, на примере рабочего места мастера цеха переработки молока.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Организация рабочего пространства 5

1.1 Рабочее место и рабочая зона. Элементы рабочего места 5

1.2 Этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на предприятии 7

1.3 Пути совершенствования организации рабочих мест 11

Глава 2. Современное предприятие: оборудование и работа в нем 14

2.1 Основные требования к организации рабочего места 14

2.2 Оснащение и обслуживание рабочего места 19

2.3 Организация рабочего места мастера цеха переработки молока базы "Криничная" 29

Заключение 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Организация рабочего места персонала.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать работников обслуживающих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией.       Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть – децентрализовано.

           На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

          С этой точки зрения в основу построения любой из перечисленных систем должны быть заложены следующие принципы:

• планово-предупредительный, профилактический характер;

• гибкость;

• комплексность;

• высокое качество обслуживания;

• экономичность.

          Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.

          Гибкость системы означает возможность ее оперативной перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

          Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени и на одних объектах.

          Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответствующей квалификацией вспомогательных рабочих при оптимальной их численности, четкой организацией труда, обеспечением всем необходимым для выполнения своих функций.

          Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.

          Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомогательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.

           В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

           Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном производстве и характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. Обязательным условием для этой системы является наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчерским пунктом.

           Говоря о целесообразности той или иной формы обслуживания основного производства, было бы неправильно рекомендовать в чистом виде ту или иную. Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них. Поэтому каждую систему регламентированного обслуживания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключающую их возникновения, должна дополнять другая система, быстро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.

           Таким образом, речь идет о смешанной системе, при которой часть функций обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту, а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки каждой системы и находить оптимальные в экономическом отношении решения.

             В общем виде разработка системы обслуживания рабочих мест, включает:

• выбор форм ее организации;

•определение профессионального  состава обслуживающего персонала;

• установление ее регламентации;

•обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической  и инструктивной документацией;

•расчет норм обслуживания;

•организацию труда  и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;

•организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.

           Проектирование осуществляется в несколько этапов, выполняемых в следующей последовательности.

          На первом этапе выявляются состав и объем работ по видам обслуживания для каждого рабочего места основных рабочих и устанавливается функциональное содержание системы обслуживания.

          На втором этапе по всем функциям обслуживания на основании соответствующих нормативов формируются группы вспомогательных рабочих.

          На третьем этапе определяются форма обслуживания, зоны обслуживания, связи между основными и обслуживающими рабочими.

          На четвертом этапе разрабатывается регламент обслуживания, составляются графики-регламенты, рассчитываются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация рабочих мест вспомогательных рабочих.

 

2.3 Организация рабочего  места мастера цеха переработки  молока "Экспериментальной базы "Криничная"

 

 

          Оценка состояния эргономической организации рабочих мест на предприятии осуществляется посредством аттестации рабочих мест. Аттестация проводится ежегодно или раз в 3 года.

           Рабочие места оцениваются согласно методологии выбранной руководством предприятия, а именно организационный уровень и качество трудовых норм.       Оценивается эффективность использования рабочей силы, соответствие существующих условий эргономическим требованиям. Заполняется бланк в форме сертификата или карточки аттестации рабочих мест.

           Предметы оценки при аттестации:

1. Оснащение и обслуживание  рабочего места (организационное  и техническое оснащение, снабжение  и т.д.)

2. Планирование рабочего  места и условия труда и  окружающей среды (режим труда и отдыха, условия труда и т.д.)

3. Специализация и  кооперация труда (обслуживающая  деятельность, совмещение профессий,  индивидуальная или коллективная  форма организации рабочего места,  обслуживание нескольких единиц  оборудования)

4. Нормирование труда (методы разработки норм, изучение и актуализация норм, интенсивность норм, интегральный коэффициент качества трудовых норм).

          Соответствие существующих условий требованиям оценивается путем присвоения каждой характеристике определенного балла.

Накопление определенного  количества баллов определяет аттестацию или неаттестацию рабочих мест.

           В случае неаттестации рабочего места разрабатывается комплекс мероприятий, которые будут способствовать совершенствованию организации данного рабочего места, назначается ответственный и период исполнения. После определенного периода времени рабочее место опять же атестируется.

           Предложенный метод не является единственным, любая организация может применять различные методы аттестации рабочих мест или обратиться к внешним специализированным организациям.

            В данной курсовой работе рассмотрено рабочее место мастера цеха переработки молока, его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых он работает.

           Мастер является непосредственным руководителем первичного трудового коллектива, организатором труда и производства, воспитателем рабочих на возглавляемом уровне (участке).

Обратим внимание на планировку рабочего места мастера цеха переработки  молока. Хотя работа мастера сопряжена с движением по цеху, но ему все же приходится работать и за своим столом.

            Рабочее место мастера оборудованы столом и стулом. Они должны соответствовать антропометрическим данным человека, обеспечивать удобное положение корпуса работника, создавать условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободу движений и т.д.

Окно не находится  в поле зрения мастера, находящегося на рабочем месте, оно расположено  справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.

             Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.

Рабочая поверхность  стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки.

Размеры ящиков и полок  в столах соответствуют размерах бумаг и папок.

             Обратим внимание на стул. Т.к. при работе мастер двигается по цеху и во время регламентированных перерывов он садится отдохнуть. Поэтому стул у мастера должен быть удобным.

При такой планировке обеспечиваются наименьшие затраты  рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за рабочим местом, минимизируются физиологические усилия и нервно-психическая напряженность работника, предоставлен хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей оборудования, механизмов, созданы благоприятные условия труда.

                Работа мастера цеха переработки молока требует хорошее освещение данного технологического участка. При работе мастера с документами на его рабочем месте применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время – естественное, оно наиболее благоприятно для работника. При работе мастера непосредственно на технологическом участке ему в темное время суток достаточно и общего освещения, если только он не занимается обучением рабочего передовым приемам работы и другими операциями, которые требуют точности, а следовательно, и хорошей освещенности рабочего места.

                В целом можно дать удовлетворительную оценку рабочего места.

Во-первых, на рабочем месте среди вышеуказанной документации отсутствует инструкция по технике безопасности, также нет средств пожарной защиты, предупреждающих об опасности надписей, графики и др.

Во- вторых, из спецодежды рабочий оснащен только халатом, а косынка и ботинки не предоставляются, в то время как в целях обеспечения санитарно-гигиенических условий труда и с учетом эстетических требований аппаратчик должен быть оснащен вышеуказанной спецодеждой и спецобувью.

                 Что касается рабочей мебели, то ее я оцениваю также как удовлетворительно организованную. В целом, мебель считается с антропометрическими данными работников, стул имеет регулируемое по высоте сиденье и регулируемую по углу наклона спинку. Мебель не загромождает рабочее место, при этом рационально используется производственная площадь. В то же время я считаю, что количества полок и ящиков в столе, предназначенном для хранения инструментов недостаточно. Это приводит к тому, что из-за большого количества деталей, инструментов и их разного производственного назначения работник теряет много времени, отыскивая нужный инструмент.

                 Изучив все функции обслуживания рабочего места, я считаю, что рабочее место мастера цеха обслуживается хорошо, основано на разделении труда между самим аппаратчиком и вспомогательными рабочими и охватывает функции по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных и основных работ. Созданы необходимые условия для ведения производственных процессов без перебоев. Мастер имеет функции "самообслуживания", такие как поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и производственно- подготовительная проверка исправности оборудования, подготовка его к работе. Это позволяет полнее использовать рабочее время мастера и вместе с тем не привлекать дополнительных вспомогательных рабочих. В то же время в "самообслуживание" не включены операции по ремонтному и межремонтному обслуживанию. Поэтому не возникает значительных простоев и положений, когда сам рабочий просто не способен в силу недостаточной квалификации исправить сложное оборудование, если возникли неполадки. Эти функции выполняются ремонтной службой цеха под руководством механика цеха и мойщиком оборудования (межремонтная функция).

Информация о работе Организация рабочего места персонала