Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление основных видов имиджа и основных функций организационной культуры, а так же выявление основных методов исследования внешнего и внутреннего имиджа организации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятия «имидж организации» и «организационная культура»;
- определить сущность имиджа и организационной культуры организации;
- охарактеризовать виды имиджа организации;
- проанализировать методы исследования имиджа организации и организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Организационная культура_________________________________________4
1.1 Понятие и характеристика организационной культуры_____________________4
1.2 Функции и содержание организационной культуры____________________15
1.3 Подходы к формированию организационной культуры фирмы___________20
ГЛАВА 2. Имидж ___________________________________________________28
2.1 Формирование имиджа организации_________________________________28
2.2 Корпоративная культура как элемент имиджа организации______________31
2.3 Механизмы формирования имиджа организации ______________________36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ________________________43
ПРИЛОЖЕНИЕ А __________________________________________________46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б __________________________________________________47
Консультативный тип культуры характеризует высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей, действуют отношения "доктор-пациент". Наиболее часто такой тип культуры встречается в институтах социальных услуг, а также лечебных и учебных заведениях).
"Партизанский" тип
культуры отражает низкую
Предпринимательский тип
культуры имеет высокую степень
привлечения работников к установлению
целей, высокую степень привлечения
работников к выбору средств для
достижения поставленных целей, установлены
и действуют отношения
Американский исследователь С. Ханди предложил классификацию типов корпоративной культуры, основанную на процессе распределения власти в организации, ценностных ориентациях личности, отношениях индивида и организации. На основе исследования этих параметров было выделено четыре типа корпоративной культуры:
Культура власти характерна для небольшой организации, в которой взаимосвязи зависят от центрального источника власти. Ей присуща жесткая иерархия власти. Основа системы власти в силе ресурсов и силе личности. Такой тип корпоративной культуры привлекает людей, любящих риск, склонных к политике.
Культура роли напротив характерна для крупной организации с механической структурой. Имеет место строгое функциональное распределение ролей, специализированные участки координируются звеном управления сверху. Такой тип культуры дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность.
Культура задачи – тип корпоративной культуры, имеющей место в небольшой организации с матричной структурой. Основа системы власти - сила специалиста, эксперта, важнее командный дух, а не индивидуальный результат. Решения принимаются на групповом уровне. Менеджер – координатор компетентных исполнителей, оценивающий результаты и быстро меняющийся к новым условиям среды.
Культура личности – небольшая,
существующая для обслуживания и
помощи организация. Основа системы
власти - сила личности, сила специалиста.
Влияние распределяется поровну, формализация
и процедуры отсутствуют. Специалисты
- одаренные, яркие личности, которые
умеют добиваться личных целей. Менеджер
может оказывать некоторое
По мнению С. Ханди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы корпоративных культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти, на стадии роста - культура роли, на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур.
Рассмотрев представленные
типологии корпоративной
Учитывая тот факт, что каждый член организации находится на переднем крае связей с вне организационной общественностью, их нужно к этому соответствующим образом готовить, укреплять в них чувство причастности к делам организации, тем самым оказывая позитивное воздействие на психологическую атмосферу внутри организации, культуру отношений между ее членами, что в свою очередь работает на положительный имидж данной фирмы или корпорации в глазах общественного окружения.
Формирование корпоративной культуры - длительный и сложный процесс. С.В. Иванова, автор статьи "Корпоративная культура: традиции и современность", выделяет следующие его этапы:
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в таком документе, как корпоративное руководство. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации.
Источниками формирования корпоративной культуры выступают:
1) система личных ценностей
и индивидуально-своеобразных
2) способы, формы и структура
организации деятельности, которые
объективно воплощают
3) представление об оптимальной
и допустимой модели поведения
сотрудника в коллективе, которые
отражают систему стихийно
Механизм формирования корпоративной
культуры заключается во взаимном воздействии
ее источников. Взаимно пересекаясь,
они ограничивают область реально
возможных на данном предприятии
способов реализации личных ценностей
и тем самым определяют их доминирующее
в коллективе содержание и иерархию.
Иерархическая система
Подводя итог вышесказанному,
следует отметить, что корпоративная
культура представляет собой совокупность
материальных и духовных ценностей,
разделяемых всеми её сотрудниками
и служащими ориентиром для их
поведения. Корпоративная культура
всегда имеет специфику, обусловленную
как сферой деятельности организации,
так и совокупностью социально-
2.3 Механизмы формирования имиджа организации
Как уже было сказано выше,
имидж на сегодняшний день является
важнейшей характеристикой
И.В. Алешина, автор статьи
"Корпоративный имидж: стратегический
аспект", говорит, что управление
корпоративным имиджем как
Видение - представление об окружающей действительности - настоящей или будущей. Формирование видения - одна из главных обязанностей руководителя организации. Для того чтобы вести корабль через рыночную стихию нестабильности и неопределенности в верном направлении, капитан обязан знать, где он плавает.
Корпоративная миссия - общественно-значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяющий бизнес, или основную деятельность предприятия.
Корпоративная индивидуальность - ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Корпоративная индивидуальность - это то, что компания есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека.
Корпоративная идентичность - это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Все, что организация говорит, делает и создает, формирует ее идентичность.
Корпоративный имидж - это восприятие организации группами общественности. Достижение благоприятного корпоративного имиджа и лояльности потребителей - основная цель управления корпоративной идентичностью.
В целом взаимосвязь
Рис.1 Механизм формирования имиджа.
Таким образом, исходя из представлений
об окружающей действительности и основываясь
на миссии организации, имиджмейкер
акцентирует отдельные черты
корпоративной
Определение требований аудитории.
Каждая задача требует опоры на тот или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями, что такое хорошо и что плохо. Точкой отсчёта является именно этот момент, поскольку он задаёт эффективность любой кампании.
Определение сильных и слабых сторон объекта.
Следует реально знать не только позитивные, но и негативные стороны объекта, поскольку именно туда будет направлен основной удар противника.
Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требование аудитории.
Здесь следует работать не
столько над слабыми сторонами
чтобы их прикрыть, сколько усиливать
имеющиеся положительные
Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.
Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в "вещный" вариант выражения.
Г.Г. Почепцов отмечает, что
основным этапом является конструирование
образа и говорит, что при этом
следует учитывать определённую
инертность и консервативность массового
сознания, которое не позволяет резких
изменений и старается
Рис.2 Соотношение разных вариантов образа.
Образ созданный
Образ идеальный Образ реальный
При этом каждая точка треугольника
соответствует разным точкам сознания.
Образ идеальный представляет собой
точку зрения аудитории на идеал
носителя имиджа. Образ реальный соответствует
имеющимся у объекта
И.В. Алёшина говорит, что
имидж может быть несколько различным
для различных групп
В данном случае имеет место
синтез представлений об организации
различных групп
Рис.3 Варианты имиджа.
На сегодняшний день имиджеология располагает обширным арсеналом средств формирования имиджа. В книге "Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере" О.В. Лысиковой перечислены основные из них:
Позиционирование. Данная технология
является наиболее значимой для имиджирования
и представляет собой помещение
объекта в благоприятную
Манипулирование. Достаточно распространённый способ коммуникативного воздействия, выполняющий функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения.
Мифологизация. Связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом человеке на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении.