Основные принципы и методы управления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении резервов повышения эффективности предприятия на основании анализа эффективности управления предприятием.
Объектом исследования в курсовой работе является общество с ограниченной ответственностью ОАО «Орелоблхлеб» и его финансово-хозяйственная деятельность. Предметом исследования служит прибыльность деятельности сельскохозяйственного предприятия. При написании курсовой работы в качестве основных методов исследования применялись методы экономического анализа, метод сравнения, системный анализ и комплексный подход, табличный и графический способы представления и обобщения информации.

Содержание работы

Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Предприятие в современных условиях……………………………....4
1.2 Методы управления предприятием…………………………………...8
2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Орелоблхлеб»
2.1 Статус ОАО «Орелоблхлеб»……………….………………………..21
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Орелоблхлеб»……………………………………………………………..……29
2.3 Организационно-управленческий анализ системы управления ОАО «Орелоблхлеб»…………………………………………………………………..34
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления ОАО «Орелоблхлеб»
3.1 Основные направления по совершенствованию системы управления ОАО «Орелоблхлеб»………………………………………………………...…..44
3.2 Принципы построения автоматизированных систем управления предприятие……………………………………………………………………...45
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya-menedzhment_1.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

4. Социально-психологические методы - связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников.

Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной  атмосферы, планировании социального  развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

В каждой отрасли и  на каждом предприятии используется конкретные формы организации управления и методы управления, отражающие его  специфику.

3. Принципы управления  предприятием

Принцип - это основное правило, требование, идея управления, основа.

Наука управления имеет  в своей основе систему базовых  положений, принципов, которые присущи  только ей, и при этом опирается  на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются  на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно, только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.

Принципы управления как фундамент  сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

В руководстве персоналом необходим  не только "технократический" административный подход (понятие "экономический человек"), но и социально- этический подход, учитывающий социальный - человеческий фактор, который ставится на одно из первых мест в японской системе управления.

Вот, например, философские принципы управления японских компаний:

1. Постановка крупной цели, понятной  всем, плоть до рабочих.

2. Патернализм - воспитание у  людей чувства, что они члены  одной семьи.

3. Пожизненный наем служащих, когда  им гарантируется рабочее место  до ухода на пенсию.

4. Уважение к старшему по возрасту  и по должности, беспрекословное  подчинение ему.

5. Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.

6. Создание атмосферы  свободы дискуссий, поощрение  энтузиастов и талантливых людей,  уважение и поощрение способностей  каждого. 

На основе проведённых  теоретических изысканий и обобщения  опыта функционирования наиболее успешных производственных предприятий, а также  прогноза и анализа тенденций  развития рынка России, мы сформулировали следующие принципы управления коммерческими  процессами в производственной организации:

- принцип ориентации на рынок;

- принцип федерализма;

- принцип межфункциональной интеграции;

- принцип организационной гибкости;

- принцип профессионализации коммерческой деятельности;

- принципы эффективного организационного сжатия;

- принципы сокращения логистического сжатия;

- принцип обеспечения аккумулирования коммерческого опыта и потенциала;

- принцип укрепления стратегических партнёрских связей;

- принцип обеспечения информационной прозрачности внешней и внутренней среды.

Раскроем содержание каждого из перечисленных принципов.

Принцип ориентации на рынок  предполагает, что в структуре  коммерческой подсистемы приоритетное место должна занимать работа по мониторингу  и исследованию внешней среды. Ориентация коммерческой деятельности на рынок, кроме того, означает, что критерием принятия тех или иных решений по продвижению и продажам должно быть чёткое представление о потенциальных покупателях и модели их покупательского поведения. Ориентация на рынок должна касаться не только рынка покупателя, она должна относиться и к рынку поставщика. Работа по изучению и воздействию на покупателей и поставщиков должна быть увязана в единую маркетинговую систему.

Принцип федерализма. Федерализм в управлении коммерческой деятельностью производственного предприятия включает следующие моменты.

Согласно принципу федерализма  верхушка управленческой иерархии приобретает  вид центра. Такой центр уже  не пытается контролировать всё и  вся, отдавать бесчисленные распоряжения. Управленческая значимость центра проявляется в том, что он является эксклюзивным обладателем информационных, технологических и других ресурсов. Бывшие исполнительские позиции управленческой иерархии наделяются значительной свободой в принятии решений; при этом их деятельность во многом начинает предпринимательский характер. Другими словами, коммерческие работники начинают разбиваться на мелкие предпринимательские бригады, для которых центр становится жизненной необходимостью в качестве информационной, исследовательской базы, в качестве методического, технологического и даже финансового обеспечения. Поэтому центр оказывается в состоянии косвенно воздействовать на периферийные звенья своей структуры, но уже не имеет возможности прямого административного вмешательства.

В федеративной структуре коммерческой службы каждое периферийное отвечает за какой-либо рыночный регион, сегмент или направление и деятельность организована так, чтобы точно можно было вычислить вклад того или иного звена, определить прибыль, которую оно принесло. Отношения между центром и периферийном звеном начинают приобретать форму хозяйственного расчёта. Однако такой хозяйственный расчёт может иметь не гражданско-правовую основу, а основываться на внутрифирменных расчётах.

В федеративной структуре  информация оперативного и тактического характера больше не идёт наверх, чтобы потом спуститься в виде тактического решения, оперативной инструкции. Инструкции теперь носят консультативный характер и даются в основном по запросу периферийного звена. Центр сосредотачивается на мониторинге и исследованиях рынка и разработке стратегических решений в области снабжения, продаж, распределения, ценообразования, продвижения. Центр также имеет право заниматься аудитом деятельности периферийных звеньев и требовать от них предоставления любой информации.

Реализация принципа федерализма в управлении коммерческой деятельности позволяет значительно  повысить оперативность принятия коммерческих решений, повысить ответственность  исполнителей за результат, дать возможность  исполнителям проявлять большее творчество, необходимое в коммерции. Кроме того, упрощаются вопросы иерархической координации.

Согласно принципу межфункциональной  интеграции носители одних функций  в определённых случаях могут  и должны быть включены в реализацию других функций, состоящих в особой зависимости с теми, первыми. Интеграция во многом происходит через исполнителей, включённых в разные функциональные зоны. Именно таким образом во многом преодолевается межфункциональная разобщённость и неприятие, а также упрощается передача информации из одной функциональной зоны в другую.

Кроме того, реализация данного  принципа - это также создание временных  или действующих на периодической  основе межфункциональных групп, комитетов, советов и т. п. Следование принципу межфункциональной интеграции начинается с признания условности разделения какой-либо деятельности на функции и вследствие чего распределения чего распределения должностных обязанностей и установление связей между должностями на основе анализа бизнес-процессов, определения последовательности конкретных бизнес-операций и взаимозависимости между ними.

Актуальность принципа организационной гибкости вызвана  динамизмом условий функционирования бизнес-организации. Гибкая организация  коммерческая деятельности состоит  в обретении предприятием способности быстро и безболезненно (с малыми затратами) перестраиваться с продажи одних продуктов деятельности на другие, с закупок одних материалов на иные, с работы на одних рынках на работу на других.

Такая гибкость обретается с помощью создания системы прогнозирования различных вариантов развития событий на рынке, составление альтернативных программ действия. При этом важно достижение договорённости о потенциальных связях с поставщиками, покупателями, другими сторонними организациями на случай необходимости реализации той или иной альтернативной программы. Кроме того, подобная политика необходима в отношении и потенциальных работников, чьи опыт, знания, навыки пока не востребованы, но в случае организационной перестройки под новые условия будут крайне полезны.

Согласно принципу профессионализации коммерческой деятельности, для того чтобы работать на рынке с контрагентами, мало быть отличным производителем, досконально  знать продукт и особенности  его производства.

На практике часто  встречается противоречие этому принципу, когда, например, отделы маркетинга и сбыта комплектуются бывшими производственными работниками, не прошедшими никакой дополнительной подготовки.

Кроме того, профессионализация коммерческой деятельности означает изменение  отношения к этому виду деятельности со стороны остальных функциональных подразделений предприятия. Коммерческая деятельность, особенно в области продаж, не должна рассматриваться как отягощающее необходимое дополнение к производственным функциям. Коммерческая активность должна осознаваться как базовая, порождающая смысл любой производственной деятельности.

Наиболее действенными инструментами реализации принципа эффективного организационного сжатия являются аутсорсинг и франчайзинг.

Термин "outsourcing" происходит из английского языка, что означает использование внешних источников. Аутсорсинг можно определить как мероприятие, основанное на выделении из организационной структуры материнского предприятия каких-либо функций и передача этих функций для реализации другим хозяйствующим субъектам.

Как реструктаризационное мероприятие, аутсорсинг является, прежде всего, мероприятием стратегическим. С  этой точки зрения нельзя отнести  к аутсорсингу обычные, краткосрочные  поручения на выполнение услуг внешним  бизнес-партнерам предприятия. Аутсорсинг вызывает перестройку всей системы и создание постоянных партнёрских взаимоотношений.

Ещё одним инструментом организационного сжатия в управлении коммерческой деятельностью может  успешно выступать франчайзинг.

Суть франчайзинга заключается в том, что крупное предприятия (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определённом рынке и имеющее известную потребителям торговую марку, в целях расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и реализацию строго оговорённых видов товаров, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаёт франчайзи право пользование торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований.

Принцип сокращения логистического цикла - это ориентир на минимизации  времени на начало закупки материальных ресурсов до поступления их в производство, а также от выхода готовой продукции из производства до поступления её к потребителю. Причём минимизация времени должна происходить не за счёт увеличения затрат, а за счёт более эффективного планирования и организации материальных, информационных и финансовых потоков, сопровождающих выполнение покупательского заказа.

Реализация данного  принципа возможна при условии создания системы оперативного распространения  информации как внутри фирмы, так  и между фирмой и её контрагентами. Кроме того, необходимыми условиями является установление надёжных связей с поставщиками, финансовыми учреждениями, а также грамотное сетевое планирование закупочных, транспортных, погрузочно-разгрузочных, складских мероприятий.

Реализация принципа обеспечения аккумуляции коммерческого опыта и потенциала означает ведение целенаправленной работы по поиску сотрудников, способных обогатить коммерческую службу предприятия опытом, который востребован, но у нынешних сотрудников отсутствует. Кроме того, следует не допускать, чтобы сотрудник уходил, не оставив свои знания и опыт в организации. Аккумуляция знаний и опыта должна проходить через систематическое обучение опытными сотрудников менее опытных. Сотрудники, которые занимаются работой, уникальной в рамках данного предприятия, и пользуются особенными, неизвестными другим методиками, должны быть заинтересованы оставлять свои знания в отчуждённой форме в виде отчетов и методических пособий, а также обучать других сотрудников.

Информация о работе Основные принципы и методы управления в современных условиях