Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
Факторы макросреды для всех вузов страны едины, но у каждого региона свой «набор» факторов. От воздействия внешних факторов зависит эффективность функционирования вуза, особенно государственного; в свою очередь конкурентоспособность последнего отражается на уровне развития региона и страны в целом.
А. Голик [3, с. 134] выделял два уровня факторов, включающих семь групп, влияющих на конкурентоспособность высшего учебного заведения (Табл.1).
Таблица 1
Система факторов внешней среды, влияющих на
конкурентоспособность вуза
Уровень факторов |
Группа факторов |
Показатели |
Макросреда |
Социально- политические |
Межнациональные и межрегиональные взаимоотношения; политическая стабильность; социальная напряжённость |
Экономические |
Конкурентоспособность страны; государственное регулирование (льготирование, дотирование отрасли); государственная поддержка развития человека, науки и инновационной деятельности; налоговая политика (виды и ставки налогов); развитие межгосударственных и региональных связей | |
Нормативно-правовые |
Решения государственных органов власти и управления; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные акты субъектов федеральных органов; национальная система стандартизации и сертификации | |
Региональная среда |
Экономические |
Конкурентоспособность субъекта и города, в котором расположен вуз; структура региональной экономики; государственная поддержка (лицензирование, реализация национальных проектов) |
Социально- демографические |
Численность и состав населения; уровень и качество жизни населения | |
Структурные |
Структура рынка; наличие и возможности конкурентов; ёмкость рынка | |
Организационные |
Отлаженность механизмов взаимодействия всех групп факторов национальной, региональной и местной среды , информационная обеспеченность |
Обобщая взгляды отечественных ученых относительно факторов, влияющих на качество образования, составляющих качества образовательной услуги с точки зрения потребителей и уровня их удовлетворенности, могут быть представлены в следующей классификации.
1. Качество объекта получения образовательных услуг (абитуриент, студент, аспирант, слушатели подготовительных курсов, слушатели курсов повышения квалификации и т.п.).
2. Качество субъекта
материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы);
информационно-методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры и т.п.);
качество научных исследований.
3. Качество процесса
4. Степень удовлетворенности потребителей:
Таким образом, деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. С учётом приведённой выше трактовки понятия «образовательная услуга», как общественного блага, и факторов, влияющих на качество образовательной услуги, понятие «качество образовательной услуги» должно составлять совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которая придаёт ему способность удовлетворять ожидаемые и неожидаемые образовательные потребности конкретных потребителей.
Сравнительный анализ конкурентоспособности вуза производится, как правило, в следующих случаях[4]:
Во всем мире существуют методики оценки конкурентоспособности высших учебных заведений, на основе которых составляются рейтинги самых престижных учебных заведений [32, 33].
Как видно из табл. 2, в шанхайском рейтинге пять показателей характеризуют качество учебной, научной деятельностей и качество персонала. В британском рейтинге QS-THES использованы три показателя общественного признания и качества научной деятельности. В испанском рейтинге Wedometrics также имеется показатель качества научной деятельности преподавателей университета .
Что касается оценки востребованности выпускников на рынке труда, то составители зарубежных рейтингов ведущих университетов мира, не ставили перед собой такой цели ввиду невозможности подобной оценки в планетарном масштабе. Поэтому в глобальных рейтингах отсутствуют показатели, позволяющие оценить данную составляющую качества обучения.
Оценка материально-технического обеспечения также не предусматривается зарубежными методиками оценки конкурентоспособности ВУЗов, возможно, потому, что в конечном итоге уровень материального обеспечения проявляется в научных результатах деятельности университетов.
Таблица 2
Показатель конкурентоспособности |
Рейтинг |
Критерии оценки |
Вес, % |
Общественное признание |
Британский QS-THES |
Мнение о вузе академического сообщества |
40 |
Мнение о вузе работодателей |
10 | ||
Качество учебной деятельности |
Шанхайский |
Количество выпускников, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса |
10 |
Качество научной деятельности |
Шанхайский |
Число статей, опубликованных в журналах «Nature and Science» за последние 5 лет |
20 |
Число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE и SSCI в предыдущем году |
20 | ||
Британский QS-THES |
Соотношение индекса цитируемости и числа сотрудников |
20 | |
Испанский Wedometrics |
Число размещенных на сайте университета файлов, содержащих результаты научных работ |
12,5 | |
Квалификация преподавателей |
Шанхайский |
Количество преподавателей вуза, имеющих Нобелевскую премию или медаль Филдса |
20 |
Количество часто цитируемых преподавателей-исследователей, работающих в 21 предметной области |
20 |
Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР» разработало собственную комплексную оценку вузов по 15 показателям конкурентоспособности, сгруппированным в шесть блоков [32, 33].
1. Образовательная деятельность:
– количество бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов/докторантов вуза;
– число реализуемых вузом образовательных программ (бакалавриата, специалиста, магистратуры, аспирантуры/докторантуры);
– величина приведенной численности контингента обучающихся на одного преподавателя.
2. Научно-исследовательская деятельность:
– число патентов и свидетельств об открытиях, зарегистрированных авторами вуза в 2001-2007 гг.;
− производительность вычислительного центра (суперкомпьютера) вуза;
− индекс Хирша вуза.
3.Профессиональная компетентность
профессорско-
− число публикаций авторов вуза (статьи, монографии, научно-методические пособия), вышедших в период с 2001 по 2007 гг.;
− количество цитирований авторов вуза с 2001 г. по 2007 г.;
– число наград мирового уровня, полученных сотрудниками вуза в период с 2001 г. по 2007 г. (награды мирового уровня – Нобелевская премия, медаль Филдса, премия Декарта, Абелевская премия, медаль имени М. В. Ломоносова РАН).
4. Финансовое обеспечение:
уровень консолидированного
5. Международная деятельность:
– членство вуза в международных академических сообществах;
– доля иностранных студентов в общей численности обучающихся.
6. Интернет-аудитория:
– web-продукция, созданная вузом в 2001-2007 гг.;
– популярность вуза в запросах поисковой системы Google в 2008 г.;
– значение Page Rank главной страницы сайта вуза на осень 2008 г.
В настоящее время существует множество авторских методик оценки конкурентоспособности вузов.
Мохначев в статье «Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности» для расчета единичных показателей финансово-экономической конкурентоспособности предложил следующие четыре коэффициента:
Существуют бальные методики экспресс анализа конкурентоспособности Вузов, учитывающие такие параметры как удовлетворенность потребителей, использование ресурсов, влияние организации на общество, результаты работы организации и др. Метод основан на выборе степени воплощения характеристик по различным критериям оценки конкурентоспособности ВУЗа (см. Приложение 3).
Одна из наиболее полных и точных представлена Кельчевской Н.Р. в статье «Оценка экономической устойчивости государственного вуза» [4, с.15].
На первом этапе с помощью маркетинговых исследований производятся формулирование и систематизация требований потребителя к образовательному учреждению или образовательной программе и определение перечня показателей, подлежащих оценке. Они делятся на три группы: экономические, качественные и показатели внешнего формирования, которые в свою очередь разбиты на подгруппы (см. Приложение 1).
На втором этапе выстраивается ранжированная оценка показателей по степени значимости с позиций потребителей. На первом месте размещается наиболее значимый показатель. Достоверный результат может быть получен в случае использования в качестве экспертов потребителей целевого рынка.
На третьем этапе производится оценка, которая осуществляется отдельно по каждой из конкурирующих образовательных программ или по группе программ, предоставляемых каждым из основных конкурентов.
Если возможны прямые количественные оценки, показатели представляются в натуральных единицах измерения или других количественных показателях (долях, индексах, удельных весах). Качественные показатели выражаются условными количественными оценками — баллами.
На четвертом этапе выбирается база сравнения; от ее выбора в значительной степени зависят правильность результата оценки конкурентоспособности образовательной программы и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:
Для сравнения показателей по вузу базовыми принимаются показатели ведущего образовательного учреждения или выработанные самим вузом в качестве эталонных.
На пятом этапе осуществляется последовательное сравнение каждого из показателей конкурентов с аналогичным «эталонным» показателем.