Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
На шестом этапе рассчитывают обобщающий показатель конкурентоспособности.
Безразмерная величина индекса позволяет исчислить обобщающий (интегральный) индекс конкурентоспособности по каждой конкурирующей услуге или по вузу-конкуренту.
Комплексный метод оценки конкурентоспособности основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой услуги и образца.
На рис. 1 показан алгоритм комплексного метода оценки конкурентоспособности. На первом этапе предлагается расчет показателя по нормативно-правовым параметрам: наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, свидетельства об аттестации, свидетельства об аккредитации и прочее.
Второй этап состоит в рассмотрении качественных параметров. Оценка происходит по предложенным на рис. 1 блокам. Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:
где Iнп — групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; qni — единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру.
Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.
Расчет группового показателя по качественным параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
где Iкп — групповой показатель конкурентоспособности по качественным параметрам; qni — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му качественному параметру; ai — весомость i-го параметра в общем наборе из n качественных параметров, характеризующих потребность.
В приложении 2 систематизированы показатели конкурентоспособности по качественным параметрам и дано описание их расчета. Данные характеристики могут применяться как для оценки качественных параметров вуза, так и для образовательной программы, при этом значения данных для последней будут ниже и составлять часть значений, используемых для самого вуза. Все качественные параметры разделены на девять блоков, которые позволяют оценить качественное состояние вуза не только комплексно, но и по отдельным направлениям. При этом в оценке учитываются как качество оказания услуг, так и условия получения образовательной услуги, что важно для потребителя.
Для определения группового показателя необходимо заполнить табл. 3, которая позволяет сравнить величины групповых показателей конкурентоспособности по качественным параметрам. Полученный групповой показатель Iкп характеризует степень соответствия субъекта и конкурентов существующей потребности по всему набору качественных параметров, — чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого качественного параметра в общем наборе являются экспертные оценки, полученные с помощью маркетинговых исследований. Иногда в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из качественных параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр — полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении.
Таблица 3
Расчет группового показателя конкурентоспособности по качественным параметрам | ||||||||
Параметр |
Весовые коэффи-циенты |
Анализируемый субъект |
Субъект Б |
Субъект С | ||||
ai |
qa |
ai Чqa |
qб |
ai Чqб |
qс |
ai Чqс | ||
|
||||||||
2. Обеспеченность материально- |
||||||||
3. Подготовка научных кадров |
||||||||
4. Научно-исследовательская работа студентов |
||||||||
5. Усовершенствование |
||||||||
6. Международная деятельность |
||||||||
7. Связи с работодателями |
||||||||
8. Дополнительные |
||||||||
9. Условия оказания образовательных
услуг |
||||||||
Всего, групповой показатель по качественным параметрам |
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление образовательной программы.
Таблица 4
Расчет группового показателя по экономическим параметрам | ||||
Параметр |
База сравнения, Зо |
Анализируемый субъект, За |
Субъект Б, Зб |
Субъект С, Зс |
Стоимость образования за весь
период обучения (сумма годовых выплат за обучение) |
||||
Итого, полные затраты на приобретение образовательной программы |
Полные затраты потребителя определяются по формуле:
где З — полные затраты потребителя на приобретение образовательной программы; Зi — затраты на приобретение образовательной программы, относящиеся к i-му году ее получения; Сi — средние суммарные затраты при потреблении образовательной программы, относящиеся к i-му году ее получения; T — срок получения; i — год по порядку.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
где Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам; З, Зо — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой образовательной программе и образцу.
Расчет экономических параметров вуза производится по той же схеме. При этом учитываются затраты потребителей по всем образовательным программам, предоставляемым вузом, то есть используется показатель доходов от образовательной деятельности за период обучения.
Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле:
где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам; Зi , Зiо - затраты на приобретение образовательной программы, относящиеся к i-му году ее получения соответственно анализируемой образовательной программе и образцу; Сi , Сiо - суммарные затраты при потреблении соответственно анализируемой образовательной программы и образца в i-м году; Т - срок получения; ai - коэффициент приведения затрат к расчетному году.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности
где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой образовательной программы по отношению к программе-образцу. Показатель конкурентоспособности вуза определяется по этой же формуле, только групповой показатель по качественным параметрам будет оценивать качество деятельности вуза, а групповой показатель по экономическим параметрам - доходы от образовательной деятельности. Анализ полученных результатов по интегральному показателю конкурентоспособности приведен в табл. 5.
Таблица 5
Значение К |
Высшее учебное заведение |
Менее 1 |
Рассматриваемый вуз уступает в конкурентоспособности вузу-эталону или выработанным характеристикам эффективной деятельности, т.е. он поставляет меньше качества на 1 рубль доходов |
Более 1 |
Качества на 1 рубль доходов приходится больше у рассматриваемого вуза, нежели у образца |
Равно 1 |
Конкурентоспособность вузов одинакова, т.е. на 1 рубль доходов у них одинаковое качество деятельности |
Интегральный показатель конкурентоспособности вуза характеризует степень отклонения качественных характеристик от программы-образца с учетом доходов сравниваемых сторон.
Анализ интегрального показателя конкурентоспособности позволяет оценить, соответствует ли качество и цена образовательных программ характеристикам, выработанным на основе требований потребителей и прогнозного развития рынка, и выявить, какая из составляющих отрицательно влияет на конкурентоспособность, а какая - положительно. На основе такого анализа вырабатывается план мероприятий, повышающих конкурентоспособность образовательной программы или вуза. Например, для повышения конкурентоспособности вуз может повысить долю доцентов и профессоров, открыть новые компьютерные классы, участвовать в социально значимых мероприятиях и/или оптимизировать издержки.
Приложение 1
Приложение 2
Расчет показателей конкурентоспособности по качественным параметрам | |
Параметр |
Расчет показателя |
1. Кадровая обеспеченность | |
Обеспеченность докторами и кандидатами наук |
Отношение численности кандидатов и докторов наук (чел.) к общей численности ППС и научных работников вуза (чел.) |
Возрастной состав ППС и научных работников |
Отношение численности ППС и научных работников в возрасте 40-50 лет (чел.) к общему числу ППС и научных работников (чел.) |
Количество студентов, приходящихся на одного преподавателя |
Отношение числа студентов (чел.) к общему числу ППС и научных работников (чел.) |
Доля иностранных преподавателей |
Отношение численности иностранных преподавателей (чел.) к общей численности ППС и научных работников вуза (чел.) |
2. Обеспеченность материально- | |
Обеспеченность студента вуза аудиторной площадью |
Отношение аудиторной площади (м2) к численности студентов (чел.) |
Обеспеченность учебно-лабораторными площадями |
Отношение площади учебных лабораторий (м2) к численности обучаемых (чел.) |
Обеспеченность учебно-методической литературой |
Количество печатных листов на одного обучаемого |
Компьютерная вооруженность учебного процесса |
Отношение фонда машинного времени (час) к численности студентов (чел.) (количество часов машинного времени на обучаемого) |
3. Подготовка научных кадров |
Отношение численности докторов и аспирантов (чел.), подготовленных вузом, к численности региона (на 10 тыс. чел.) |
4. Научно-исследовательская | |
Научно-исследовательская работа студентов в общем фонде учебного времени |
Отношение фонда времени на НИРС (час) к общему фонду учебного времени (час) |
Доля исследовательских работ в общем числе защищенных дипломных работ |
Отношение количества защищенных исследовательских дипломов (шт.) к общему числу защищенных дипломных работ (шт.) |
5. Образовательная деятельность | |
Усовершенствование учебных курсов |
Отношение количества специальностей (шт.), внутри которых учебные курсы подверглись усовершенствованию, к общему числу специальностей (шт.) |
Изменение вложений в усовершенствование учебных курсов по сравнению с предыдущим периодом |
Отношение средств, потраченных на усовершенствование учебных курсов, в базовом периоде (руб.) к предыдущему (руб.) |
6. Международная деятельность | |
Доля преподавателей, прошедших стажировку за рубежом |
Отношение количества ППС и научных работников (чел.), прошедших стажировку за рубежом, к общей численности ППС и научных работников (чел.) |
Доля студентов, прошедших стажировку за рубежом |
Отношение числа студентов (чел.), прошедших стажировку за рубежом, к общей численности студентов (чел.) |
7. Связи с работодателями |
Количество предприятий, с которыми имеются соглашения о прохождении производственной практики студентами (сотрудничество не менее 2 лет) |
Продолжение приложения 2
8. Дополнительные образовательные услуги |
Фонд времени сопутствующих образовательных услуг (час) |
9. Условия оказания | |
Число филиалов вуза, кафедр |
Ед. |
Обеспеченность общежитиями |
Отношение жилой площади общежитий (м2) к численности студентов (чел.) |
Состояние расписания |
Рассчитывается экспертным путем; учитываются предпочтения потребителей определенного сегмента |
Длительность получения образовательной программы |
Учитываются предпочтения потребителей и нормативные параметры |