Особенности конкурентоспособности ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат

Описание работы

В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].

Содержание работы

Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа

Файлы: 6 файлов

2 глава.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Омская область традиционно занимает одно из первых мест по числу выпускников, получивших направление на работу от ВУЗа. Часто этот фактор играет решающую роль при выборе  образовательного учреждения. В среднем показатель превышает общероссийский на 10,3% (см. таблицы 15, 16, 17).

Таблица 15

Распределение численности специалистов, окончивших ГУВПО в 2008 году по характеру дальнейшей занятости

 

2006

2007

2008

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

Выпуск специалистов, всего, человек

6762

6504

6852

348

105,4

В рамках целевой контрактной подготовки

1582

1760

1703

-57

96,8

Из числа выпускников:

         

   получили направление  на работу

2946

2775

4336

1561

156,3

     из них в  соответствии с                                                                 заключенными договорами

1862

1627

1852

225

113,8


 

Продолжение таблицы 15

из них в рамках целевой контрактной подготовки

1428

1295

1465

170

113,1

   не получили направление  на работу

1127

782

297

-485

38,0

   самостоятельное  трудоустройство

2132

2377

1361

-1016

57,3

  продолжают обучение на следующем уровне

409

418

520

102

124,4

  призваны в ряды  Вооруженных сил

148

152

338

186

222,4


Таблица 16

Направление на работу специалистов, окончивших государственные учреждения высшего профессионального образования города Омска в 2009 г.

 

Всего, человек

Из них

Доля получивших направление на работу

получили направление на работу

не получили направление на работу

самостоятельное трудоустройство

всего

6852

4336

297

1361

63,3

физико-математические науки

109

89

_

_

81,7

естественные науки

22

14

_

7

63,6

гуманитарные науки

938

748

14

88

79,7

образование и педагогика

669

420

54

138

62,8

здравоохранение

367

367

_

_

100,0

экономика и управление

1074

571

96

346

53,2

сельское и рыбное хозяйство

530

336

38

42

63,4

информатика и вычислительная техника

132

79

 

37

59,8

металлургия и машиностроение

147

89

 

35

60,5

транспортные средства

516

358

20

116

69,4

химическая и биотехнология

50

27

 

11

54,0

энергетика и электротехника

189

98

8

55

51,9

социальные науки

60

33

4

20

55,0

геодезия и землеустройство

142

89

4

47

62,7

сфера обслуживания

93

37

12

37

39,8

автоматика и управление

99

68

 

17

68,7

строительство и архитектура

201

156

2

36

77,6


 

Таблица 17

Направление на работу специалистов, окончивших государственные учреждения высшего профессионального образования России в 2009 году

 

Всего

получили направления

Не получили направления

Самостоятельно трудоус-троились

Доля выпускников, получивших направление на работу

всего

соответствии с договорами

Выпущено – всего

386

204,5

82,6

22

97,2

53,0

физико-математические науки

8,6

3,7

0,9

0,6

3,2

43,0

естественные науки

8,8

3,9

1,2

0,8

3,2

44,3

гуманитарные науки

44,7

24,4

11,1

3,2

13,9

54,6

социальные науки

4,2

2

0,6

0,4

1,5

47,6

образование и педагогика

49,1

28,1

11,2

4

12,8

57,2

здравоохранение

20,2

11,4

7,2

0,3

1,9

56,4

культура и искусство

7,7

3,1

0,8

0,9

3,3

40,3

экономика и управление

62,6

33,8

13,5

4,2

20,8

54,0

информационная безопасность

1,7

1

0,4

0,1

0,5

58,8

сфера обслуживания

2,1

1,1

0,4

0,2

0,7

52,4

сельское и рыбное хозяйство

17,4

10,9

7,7

0,8

2,8

62,6

геодезия и землеустройство

2,2

1,6

0,9

0,2

0,4

72,7

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

9,7

7,1

2

0,3

1,7

73,2

металлургия, машиностроение и материалообработка

11,4

7,9

2,6

0,6

2,2

69,3

авиационная и ракетно-космическая техника

3,3

2

0,5

0,1

1,2

60,6

оружие и системы вооружения

0,5

0,4

0,1

0

0,1

80,0

морская техника

2

1,1

0,8

0,2

0,7

55,0

транспортные средства

10,7

7,4

3,5

0,5

2

69,2

приборостроение и оптотехника

4,7

3

0,8

0,2

1,2

63,8

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

6,5

4,3

2,1

0,4

1,4

66,2

архитектура и строительство

15

9,7

4,3

0,5

4,1

64,7

безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды

5,9

3,7

1,6

0,4

1,5

62,7


 

Наиболее высокий процент трудоустроенных молодых специалистов наблюдается в  сфере здравоохранения и среди выпускников физико-математических специальностей. Наименее востребованными специальностями на рынке труда являются культура, искусство и экономические специальности. Уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений Омска, по данным Росстата, снизился по сравнению с 2008 годом на 0,01% и составил 0,99%. Что на фоне возрастающего общероссийского процента нетрудоустроенных специалистов, составившего в 2009 году 2,2 % , является  показателем улучшения уровня качества образования в омских ВУЗах.

Важным показателем, характеризующим конкурентоспособность ВУЗов, связанным с трудоустройством выпускников, является численность выпускников, получающих второе высшее образование.

Таблица 17

Численность, прием и выпуск студентов, получающих второе высшее профессиональное образование в Омске на начало 2009/2010 учебного года

 

 

Численность

Прием

Выпуск

всего

3214

967

704

гуманитарные науки

1003

287

239

образование и педагогика

127

44

51

экономика и управление

1477

411

326

здравоохранение

83

23

 

сельское хозяйство

41

34

 

геология

57

14

 

геодезия

64

38

1

транспортные средства

86

24

13

информатика

46

17

 

строительство и архитектура

60

34

15


 

Получение второго высшего образования в 86% случаев осуществляется в заочной форме. В 65% случаев это молодые люди в возрасте до 35 лет, не трудоустроившиеся или решившие продолжить обучение по выбранной специальности на следующем уровне.

Кризис нанес серьезный урон вузам - это особенно заметно по институтам и университетам, предлагающим второе высшее образование. Спрос на обучение сокращается, и вузы стараются различными способами привлечь соискателей, желающих получить еще одну специальность.

Раздумывая над вопросом, где получить второе образование, большинство ориентируется на востребованность со стороны работодателя диплома того или иного вуза. Однако получить диплом сегодня можно не в любом интересующем вузе. Желающих получить дополнительное образование меньше не стало, однако, финансовые возможности стали гораздо скромнее. В результате низкое количество соискателей заставило вузы сокращать программы.

В настоящее время высшие учебные заведения омской области могут конкурировать   с ведущими российскими вузами по качеству предоставляемых услуг и материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Уровень трудоустройства омских выпускников выше, чем в целом по России, что делает ВУЗы привлекательными для иногородних студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 


приложение 3.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности конкурентоспособности ВУЗа