Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
Омская область традиционно занимает одно из первых мест по числу выпускников, получивших направление на работу от ВУЗа. Часто этот фактор играет решающую роль при выборе образовательного учреждения. В среднем показатель превышает общероссийский на 10,3% (см. таблицы 15, 16, 17).
Таблица 15
Распределение численности специалистов, окончивших ГУВПО в 2008 году по характеру дальнейшей занятости
2006 |
2007 |
2008 |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % | |
Выпуск специалистов, всего, человек |
6762 |
6504 |
6852 |
348 |
105,4 |
В рамках целевой контрактной подготовки |
1582 |
1760 |
1703 |
-57 |
96,8 |
Из числа выпускников: |
|||||
получили направление на работу |
2946 |
2775 |
4336 |
1561 |
156,3 |
из них в
соответствии с |
1862 |
1627 |
1852 |
225 |
113,8 |
Продолжение таблицы 15
из них в рамках целевой контрактной подготовки |
1428 |
1295 |
1465 |
170 |
113,1 |
не получили направление на работу |
1127 |
782 |
297 |
-485 |
38,0 |
самостоятельное трудоустройство |
2132 |
2377 |
1361 |
-1016 |
57,3 |
продолжают обучение на следующем уровне |
409 |
418 |
520 |
102 |
124,4 |
призваны в ряды Вооруженных сил |
148 |
152 |
338 |
186 |
222,4 |
Таблица 16
Направление на работу специалистов, окончивших государственные учреждения высшего профессионального образования города Омска в 2009 г.
Всего, человек |
Из них |
Доля получивших направление на работу | |||
получили направление на работу |
не получили направление на работу |
самостоятельное трудоустройство | |||
всего |
6852 |
4336 |
297 |
1361 |
63,3 |
физико-математические науки |
109 |
89 |
_ |
_ |
81,7 |
естественные науки |
22 |
14 |
_ |
7 |
63,6 |
гуманитарные науки |
938 |
748 |
14 |
88 |
79,7 |
образование и педагогика |
669 |
420 |
54 |
138 |
62,8 |
здравоохранение |
367 |
367 |
_ |
_ |
100,0 |
экономика и управление |
1074 |
571 |
96 |
346 |
53,2 |
сельское и рыбное хозяйство |
530 |
336 |
38 |
42 |
63,4 |
информатика и вычислительная техника |
132 |
79 |
37 |
59,8 | |
металлургия и машиностроение |
147 |
89 |
35 |
60,5 | |
транспортные средства |
516 |
358 |
20 |
116 |
69,4 |
химическая и биотехнология |
50 |
27 |
11 |
54,0 | |
энергетика и электротехника |
189 |
98 |
8 |
55 |
51,9 |
социальные науки |
60 |
33 |
4 |
20 |
55,0 |
геодезия и землеустройство |
142 |
89 |
4 |
47 |
62,7 |
сфера обслуживания |
93 |
37 |
12 |
37 |
39,8 |
автоматика и управление |
99 |
68 |
17 |
68,7 | |
строительство и архитектура |
201 |
156 |
2 |
36 |
77,6 |
Таблица 17
Направление на работу специалистов, окончивших государственные учреждения высшего профессионального образования России в 2009 году
Всего |
получили направления |
Не получили направления |
Самостоятельно трудоус-троились |
Доля выпускников, получивших направление на работу | ||
всего |
соответствии с договорами | |||||
Выпущено – всего |
386 |
204,5 |
82,6 |
22 |
97,2 |
53,0 |
физико-математические науки |
8,6 |
3,7 |
0,9 |
0,6 |
3,2 |
43,0 |
естественные науки |
8,8 |
3,9 |
1,2 |
0,8 |
3,2 |
44,3 |
гуманитарные науки |
44,7 |
24,4 |
11,1 |
3,2 |
13,9 |
54,6 |
социальные науки |
4,2 |
2 |
0,6 |
0,4 |
1,5 |
47,6 |
образование и педагогика |
49,1 |
28,1 |
11,2 |
4 |
12,8 |
57,2 |
здравоохранение |
20,2 |
11,4 |
7,2 |
0,3 |
1,9 |
56,4 |
культура и искусство |
7,7 |
3,1 |
0,8 |
0,9 |
3,3 |
40,3 |
экономика и управление |
62,6 |
33,8 |
13,5 |
4,2 |
20,8 |
54,0 |
информационная безопасность |
1,7 |
1 |
0,4 |
0,1 |
0,5 |
58,8 |
сфера обслуживания |
2,1 |
1,1 |
0,4 |
0,2 |
0,7 |
52,4 |
сельское и рыбное хозяйство |
17,4 |
10,9 |
7,7 |
0,8 |
2,8 |
62,6 |
геодезия и землеустройство |
2,2 |
1,6 |
0,9 |
0,2 |
0,4 |
72,7 |
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
9,7 |
7,1 |
2 |
0,3 |
1,7 |
73,2 |
металлургия, машиностроение и материалообработка |
11,4 |
7,9 |
2,6 |
0,6 |
2,2 |
69,3 |
авиационная и ракетно-космическая техника |
3,3 |
2 |
0,5 |
0,1 |
1,2 |
60,6 |
оружие и системы вооружения |
0,5 |
0,4 |
0,1 |
0 |
0,1 |
80,0 |
морская техника |
2 |
1,1 |
0,8 |
0,2 |
0,7 |
55,0 |
транспортные средства |
10,7 |
7,4 |
3,5 |
0,5 |
2 |
69,2 |
приборостроение и оптотехника |
4,7 |
3 |
0,8 |
0,2 |
1,2 |
63,8 |
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
6,5 |
4,3 |
2,1 |
0,4 |
1,4 |
66,2 |
архитектура и строительство |
15 |
9,7 |
4,3 |
0,5 |
4,1 |
64,7 |
безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды |
5,9 |
3,7 |
1,6 |
0,4 |
1,5 |
62,7 |
Наиболее высокий процент трудоустроенных молодых специалистов наблюдается в сфере здравоохранения и среди выпускников физико-математических специальностей. Наименее востребованными специальностями на рынке труда являются культура, искусство и экономические специальности. Уровень безработицы среди выпускников высших учебных заведений Омска, по данным Росстата, снизился по сравнению с 2008 годом на 0,01% и составил 0,99%. Что на фоне возрастающего общероссийского процента нетрудоустроенных специалистов, составившего в 2009 году 2,2 % , является показателем улучшения уровня качества образования в омских ВУЗах.
Важным показателем, характеризующим конкурентоспособность ВУЗов, связанным с трудоустройством выпускников, является численность выпускников, получающих второе высшее образование.
Таблица 17
Численность, прием и выпуск студентов, получающих второе высшее профессиональное образование в Омске на начало 2009/2010 учебного года
Численность |
Прием |
Выпуск | |
всего |
3214 |
967 |
704 |
гуманитарные науки |
1003 |
287 |
239 |
образование и педагогика |
127 |
44 |
51 |
экономика и управление |
1477 |
411 |
326 |
здравоохранение |
83 |
23 |
|
сельское хозяйство |
41 |
34 |
|
геология |
57 |
14 |
|
геодезия |
64 |
38 |
1 |
транспортные средства |
86 |
24 |
13 |
информатика |
46 |
17 |
|
строительство и архитектура |
60 |
34 |
15 |
Получение второго высшего образования в 86% случаев осуществляется в заочной форме. В 65% случаев это молодые люди в возрасте до 35 лет, не трудоустроившиеся или решившие продолжить обучение по выбранной специальности на следующем уровне.
Кризис нанес серьезный урон вузам - это особенно заметно по институтам и университетам, предлагающим второе высшее образование. Спрос на обучение сокращается, и вузы стараются различными способами привлечь соискателей, желающих получить еще одну специальность.
Раздумывая над вопросом, где получить второе образование, большинство ориентируется на востребованность со стороны работодателя диплома того или иного вуза. Однако получить диплом сегодня можно не в любом интересующем вузе. Желающих получить дополнительное образование меньше не стало, однако, финансовые возможности стали гораздо скромнее. В результате низкое количество соискателей заставило вузы сокращать программы.
В настоящее время высшие учебные заведения омской области могут конкурировать с ведущими российскими вузами по качеству предоставляемых услуг и материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Уровень трудоустройства омских выпускников выше, чем в целом по России, что делает ВУЗы привлекательными для иногородних студентов.