Особенности конкурентоспособности ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат

Описание работы

В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].

Содержание работы

Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа

Файлы: 6 файлов

2 глава.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 Ученая степень или  звание

2007/08

2008/09

2009/10

Доля в общей численности

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

Государственные учреждения высшего профессионального образования

доктора наук

32,3

34,2

35,8

11,4

1,6

104,7

кандидаты наук

135,5

142,2

148,6

47,4

6,4

104,5

профессора

30,6

31,5

32,5

10,4

1

103,2

доценты

94,6

97,8

99,6

31,8

1,8

101,8

Всего

291,8

304

313,6

 

9,6

103,2

Негосударственные учреждения высшего профессионального образования

доктора наук

2,3

2,9

3,4

13,0

0,5

117,2

кандидаты наук

7,7

9,9

11,2

42,9

1,3

113,1

профессора

2,2

2,7

3,1

11,9

0,4

114,8

доценты

5,5

7

7,7

29,5

0,7

110,0

Всего

19,5

23,6

26,1

 

2,5

110,6


Таблица 11

Численность основного(штатного) профессорско-преподавательского персонала ВУЗов Омска, имеющего ученую степень и звание

Ученая степень или звание

2007/08

2008/09

2009/10

Доля в общей численности

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

Государственные учреждения высшего профессионального образования

доктора наук

491

497

501

9,5

4

100,8

кандидаты наук

2695

2807

2827

53,4

20

100,7

профессора

390

408

394

7,4

-14

96,6

доценты

1695

1686

1771

33,4

85

105

Всего

5279

5294

5295

 

1

100

Негосударственные учреждения высшего профессионального образования

доктора наук

18

24

27

6,9

3

112,5

кандидаты наук

155

153

180

45,8

27

117,6

профессора

14

19

24

6,1

5

126,3

доценты

92

87

99

25,2

12

113,8

Всего

345

372

393

 

21

105,6


 

По сравнению с общероссийскими показателями омские вузы  отстают по показателям роста численности профессорско-преподавательского состава, имеющего ученую степень или звание. За последний год численность персонала, имеющего ученое звание профессора, сократилось на 3,4% , в то время как по России этот показатель вырос на 3,2% от уровня 2008 года. Это связано с тем, что в ВУЗах Омской области увеличилось количество молодых специалистов в возрасте 30-39 лет, средний возраст преподавателей составляет 43 года.

Основная проблема российской науки заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. В связи с этим Правительством России уделяется большое внимание материально-техническому обеспечению ВУЗов, в частности обеспечению учреждений электронными средствами обучения, оборудованием и площадями, необходимыми для проведения исследований студентами и аспирантами.

 

Таблица 12

Обеспеченность ВУЗов Омска площадями, необходимыми для учебы и научной деятельности

 

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

Государственные учреждения высшего профессионального образования

Общая площадь зданий

946568

907188

880519

879599

-920

99,9

Площадь учебно-лабораторных зданий

669161

641305

617463

614764

-2699

99,6

       из нее помещения, занятые

           

 проблемными, отраслевыми лабораториями, НИИ

7022

5851

5851

     

 

 

 

Продолжение таблицы 12

              образовательными учреждениями  повышения квалификации и переподготовки  кадров

8252

8249

8249

     

Из общей площади:

           

арендованная

147537

132361

101517

96627

-4890

95,2

сданная в аренду

14438

14626

13548

11439

-2109

84,4

учебная

594014

565790

545102

541089

-13

99,3

жилая

145865

149015

147447

148109

662

104,5


 

Таблица 13

Электронные средства обучения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях РФ

 

2006/07

2007/08

2008/09

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

Число персональных компьютеров, тыс. шт.

536,6

568,1

603,7

35,6

106,3

в составе локальных вычислительных сетей

384

409,4

461,2

51,8

112,7

имевшие доступ к сети Интернет

331,3

382,3

430,9

48,6

112,7

Число персональных компьютеров на 100 студентов, шт.

8,7

9,2

9,7

0,5

105,4

           
           

Таблица 14

 

Электронные средства обучения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях Омска

 

2006/07

2007/08

2008/09

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

Число персональных компьютеров, тыс. шт.

6,358

6,589

8,388

1,799

127,3

в составе локальных вычислительных сетей

5,757

5,714

7,018

1,304

122,8

имевшие доступ к сети Интернет

4,162

4,723

5,704

0,981

120,8

Число персональных компьютеров на 100 студентов, шт.

7,4

7,4

9,8

2,4

132,4


Обеспеченность Омских ВУЗов электронными средствами обучения в 2008/2009 учебном году превысила общероссийский уровень. Темп прироста по сравнению с 2007/2008 годом составил 32,4%. Это связано с программами развития информационных образовательных технологий в ВУЗах, проходящих в Омской области в 2008-2010 годах при поддержке Правительства.

Одним из факторов,  влияющих на конкурентоспособность ВУЗов, является возможность получения высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ по месту жительства обучающегося или его временного пребывания.

В 2009 году 489 выпускников омских учреждений высшего профессионального образования освоили образовательную программу с использованием дистанционных образовательных технологий.

На сегодняшний день Омские ВУЗы имеют высокий кадровый потенциал, уровень материально-технического обеспечения и информационной базы, и могут составить достойную конкуренцию российским образовательным учреждениям.

 

2.3. Трудоустройство выпускников как основной показатель конкурентоспособности ВУЗов Омской области

 

По мнению многих специалистов, трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа является наиболее важным и доступным для расчета показателем эффективности образовательного процесса. Он показывает,  насколько высшее учебное заведение соответствует своему назначению, в частности подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Качество образования определяет востребованность выпускников конкретными предприятиями и обществом в целом.

В настоящее время происходящие кризисные явления в мировой экономике отразились на трудоустройстве граждан России. В этих условиях особенно незащищёнными оказались выпускники высших учебных заведений. И в данной ситуации поддержка ВУЗа при устройстве на работу является еще одним показателем конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Взаимодействие вузов с предприятиями и органами местного самоуправления является ключевым звеном в создании конкурентоспособной экономики города и региона. Создание системы содействия трудоустройству студентов и выпускников и адаптации их к рынку труда позволяет повысить уровень социально полезной отдачи системы высшего профессионального образования и снизить уровень социальной напряжённости на рынке труда.

приложение 3.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности конкурентоспособности ВУЗа