Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
Ученая степень или звание |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
Доля в общей численности |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
Государственные учреждения высшего профессионального образования | ||||||
доктора наук |
32,3 |
34,2 |
35,8 |
11,4 |
1,6 |
104,7 |
кандидаты наук |
135,5 |
142,2 |
148,6 |
47,4 |
6,4 |
104,5 |
профессора |
30,6 |
31,5 |
32,5 |
10,4 |
1 |
103,2 |
доценты |
94,6 |
97,8 |
99,6 |
31,8 |
1,8 |
101,8 |
Всего |
291,8 |
304 |
313,6 |
9,6 |
103,2 | |
Негосударственные учреждения высшего профессионального образования | ||||||
доктора наук |
2,3 |
2,9 |
3,4 |
13,0 |
0,5 |
117,2 |
кандидаты наук |
7,7 |
9,9 |
11,2 |
42,9 |
1,3 |
113,1 |
профессора |
2,2 |
2,7 |
3,1 |
11,9 |
0,4 |
114,8 |
доценты |
5,5 |
7 |
7,7 |
29,5 |
0,7 |
110,0 |
Всего |
19,5 |
23,6 |
26,1 |
2,5 |
110,6 |
Таблица 11
Численность основного(штатного)
профессорско-
Ученая степень или звание |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
Доля в общей численности |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
Государственные учреждения высшего профессионального образования | ||||||
доктора наук |
491 |
497 |
501 |
9,5 |
4 |
100,8 |
кандидаты наук |
2695 |
2807 |
2827 |
53,4 |
20 |
100,7 |
профессора |
390 |
408 |
394 |
7,4 |
-14 |
96,6 |
доценты |
1695 |
1686 |
1771 |
33,4 |
85 |
105 |
Всего |
5279 |
5294 |
5295 |
1 |
100 | |
Негосударственные учреждения высшего профессионального образования | ||||||
доктора наук |
18 |
24 |
27 |
6,9 |
3 |
112,5 |
кандидаты наук |
155 |
153 |
180 |
45,8 |
27 |
117,6 |
профессора |
14 |
19 |
24 |
6,1 |
5 |
126,3 |
доценты |
92 |
87 |
99 |
25,2 |
12 |
113,8 |
Всего |
345 |
372 |
393 |
21 |
105,6 |
По сравнению с общероссийскими
показателями омские вузы отстают
по показателям роста численности профессорско-
Основная проблема российской науки заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. В связи с этим Правительством России уделяется большое внимание материально-техническому обеспечению ВУЗов, в частности обеспечению учреждений электронными средствами обучения, оборудованием и площадями, необходимыми для проведения исследований студентами и аспирантами.
Таблица 12
Обеспеченность ВУЗов Омска площадями, необходимыми для учебы и научной деятельности
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % | |
Государственные учреждения высшего профессионального образования | ||||||
Общая площадь зданий |
946568 |
907188 |
880519 |
879599 |
-920 |
99,9 |
Площадь учебно-лабораторных зданий |
669161 |
641305 |
617463 |
614764 |
-2699 |
99,6 |
из нее помещения, занятые |
||||||
проблемными, отраслевыми лабораториями, НИИ |
7022 |
5851 |
5851 |
Продолжение таблицы 12
образовательными учреждениями
повышения квалификации и |
8252 |
8249 |
8249 |
|||
Из общей площади: |
||||||
арендованная |
147537 |
132361 |
101517 |
96627 |
-4890 |
95,2 |
сданная в аренду |
14438 |
14626 |
13548 |
11439 |
-2109 |
84,4 |
учебная |
594014 |
565790 |
545102 |
541089 |
-13 |
99,3 |
жилая |
145865 |
149015 |
147447 |
148109 |
662 |
104,5 |
Таблица 13
Электронные средства обучения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях РФ
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % | |
Число персональных компьютеров, тыс. шт. |
536,6 |
568,1 |
603,7 |
35,6 |
106,3 |
в составе локальных вычислительных сетей |
384 |
409,4 |
461,2 |
51,8 |
112,7 |
имевшие доступ к сети Интернет |
331,3 |
382,3 |
430,9 |
48,6 |
112,7 |
Число персональных компьютеров на 100 студентов, шт. |
8,7 |
9,2 |
9,7 |
0,5 |
105,4 |
Таблица 14
Электронные средства обучения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях Омска | |||||
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % | |
Число персональных компьютеров, тыс. шт. |
6,358 |
6,589 |
8,388 |
1,799 |
127,3 |
в составе локальных вычислительных сетей |
5,757 |
5,714 |
7,018 |
1,304 |
122,8 |
имевшие доступ к сети Интернет |
4,162 |
4,723 |
5,704 |
0,981 |
120,8 |
Число персональных компьютеров на 100 студентов, шт. |
7,4 |
7,4 |
9,8 |
2,4 |
132,4 |
Обеспеченность Омских ВУЗов электронными средствами обучения в 2008/2009 учебном году превысила общероссийский уровень. Темп прироста по сравнению с 2007/2008 годом составил 32,4%. Это связано с программами развития информационных образовательных технологий в ВУЗах, проходящих в Омской области в 2008-2010 годах при поддержке Правительства.
Одним из факторов, влияющих на конкурентоспособность ВУЗов, является возможность получения высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ по месту жительства обучающегося или его временного пребывания.
В 2009 году 489 выпускников омских учреждений высшего профессионального образования освоили образовательную программу с использованием дистанционных образовательных технологий.
На сегодняшний день Омские ВУЗы имеют высокий кадровый потенциал, уровень материально-технического обеспечения и информационной базы, и могут составить достойную конкуренцию российским образовательным учреждениям.
2.3. Трудоустройство выпускников как основной показатель конкурентоспособности ВУЗов Омской области
По мнению многих специалистов, трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа является наиболее важным и доступным для расчета показателем эффективности образовательного процесса. Он показывает, насколько высшее учебное заведение соответствует своему назначению, в частности подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Качество образования определяет востребованность выпускников конкретными предприятиями и обществом в целом.
В настоящее время происходящие кризисные явления в мировой экономике отразились на трудоустройстве граждан России. В этих условиях особенно незащищёнными оказались выпускники высших учебных заведений. И в данной ситуации поддержка ВУЗа при устройстве на работу является еще одним показателем конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Взаимодействие вузов с предприятиями и органами местного самоуправления является ключевым звеном в создании конкурентоспособной экономики города и региона. Создание системы содействия трудоустройству студентов и выпускников и адаптации их к рынку труда позволяет повысить уровень социально полезной отдачи системы высшего профессионального образования и снизить уровень социальной напряжённости на рынке труда.