Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение.
Введение 3
Изменения в налоговом законодательстве 3
Налоговая ответственность 4
Понятие и состав налогового правонарушения 6
Объект налогового правонарушения 7
Объективная сторона налогового правонарушения 8
Субъект налогового правонарушения 8
Субъективная сторона налогового правонарушения 9
Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 12
Налоговые санкции и их применение 12
Обстоятельства, смягчающие ответственность 13
Обстоятельства, отягчающие ответственность 16
Привлечение к ответственности 17
Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершение 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 35
Приложение 3 36
правонарушений объектом является группа общественных отношений,
регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.
При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный
объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое
нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу
должностного лица налогового органа на территорию или в помещение
налогоплательщика нарушает
установленный
проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата
сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и
своевременности поступления налогов в бюджет.
В зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения
можно разделить на две группы:
. правонарушения в сфере
осуществления налогового
(статьи 116-119,124-129.1 НК РФ);
. правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов
(статьи 120-123 НК РФ).
Объективная сторона налогового правонарушения
Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное
деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние —
действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о
налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды
налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных
противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о
налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем
бездействия — неисполнения предписываемых законом обязанностей — например,
неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации
некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они
совершены — действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета
доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и
несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение
(действия) на счетах бухгалтерского
учета и в отчетности
операций.
Не рассматривается как налоговое правонарушение деяние физического
лица, содержащее признаки состава преступления, то есть деяния,
предусмотренного уголовным законодательством. В таком случае к виновному
лицу применяются меры ответственности, установленные Уголовным кодексом РФ.
Субъект налогового правонарушения
Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и
подлежащим налоговой ответственности, в соответствии со ст. 107 НК РФ может
быть как физическое лицо, так и организация.
Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового
правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и является
вменяемым. Физическое лицо, которое к моменту совершения налогового
правонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста, к налоговой
ответственности привлечь нельзя (ст.109 НК РФ).
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться
граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступать
только те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуального
предпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение от
постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) физические лица, не
осуществляющие
частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами.
Налоговый кодекс РФ в ст. 11 определяет понятие «организации» через
определения российских организаций и иностранных организаций как участников
налоговых правоотношений.
Российские организации — это все юридические лица, образованные в
соответствии с
Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от их
организационно-правовых форм. Филиалы, представительства, другие
обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве
самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно
Налоговому кодексу РФ не являются организациями.
Иностранные организации — это иностранные юридические лица, компании и
другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,
созданные в соответствии
с законодательством
международные организации, их филиалы и представительства, созданные на
территории Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового
правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и
главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии)
должностных лиц признаков
административного
они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения
организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Субъективная сторона налогового правонарушения
Вина субъекта является обязательным элементом состава любого
правонарушения. При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает
отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает
возможность привлечения лица к налоговой ответственности (ст.109 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ выделяет две формы вины правонарушителя — умысел и
неосторожность.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо,
его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало
либо сознательно допускало
наступление вредных
(п. 2 ст. 110 НК РФ).
Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что
деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и
запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий
умышленно, может активно
желать наступления вредных
игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности,
если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего
деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и
могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).
Таким образом, закон устанавливает обязанность лица осознавать
противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в этом
случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением
норм налогового законодательства. Субъект не только не стремится к вредным
последствиям, но и не думает о возможности их наступления
Большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без
указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для
квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно
умышленно или неосторожно. Так, налогоплательщик может не подавать
заявление о постановке на учет в налоговом органе по разным причинам:
. знает об этой обязанности и не желает попадать в поле зрения
налоговых органов;
. знает об этой обязанности, но игнорирует ее, считая
несущественной;
. вообще не знает о существовании у него этой обязанности.
Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему
бездействию, в данной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки
состава правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ.
Однако некоторые налоговые правонарушения могут быть совершены только
с одной формой вины. Например, в ст. 122 НК РФ, п. 3 предусмотрена
ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, совершенные
умышленно. Следовательно, то же деяние, совершенное по неосторожности,
следует квалифицировать по п. 1 этой же статьи.
Следует заметить, что вина организаций имеет свои особенности. В
отношении физического лица, вина является психическим отношением субъекта к
своему деянию. В случае определении вины организаций Налоговый кодекс
предписывает исходить из вины ее должностных лиц либо ее представителей,
действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового
правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Такой подход к установлению и доказыванию вины субъекта правонарушения
объясняется тем, что юридическое лицо выступает участником правоотношений
через действия своих уполномоченных лиц. Именно их действиями организация
приобретает права и принимает на себя обязанности. Соответственно, и
противоправные деяния организации будут обусловлены поведением ее
представителей, которыми, как правило, являются должностные лица, в том
числе руководитель, главный бухгалтер.
Наличие или отсутствие вины в действиях того или иного лица
первоначально определяет налоговый орган. Однако его мнение не является
окончательным.
В том случае, если лицо считает себя невиновным в совершении
правонарушения, окончательный вердикт о наличии либо отсутствии вины в
действиях (бездействии) лица выносит суд.
Не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение
налогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговой
ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при
наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения
исключается.
В соответствии со ст.111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину
лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего
признаки налогового
вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых
обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием
общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными
способами, не нуждающимися
в специальных средствах
2) совершение деяния, содержащего
признаки налогового
налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения
в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих
действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные
обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов,
которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в
котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком
или налоговым агентом
разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах,
данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом
или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих
документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к
налоговым периодам, в которых
совершено налоговое
зависимости от даты издания этих документов.
Важно помнить, что при применении пп.3 п.1 ст.111 НК РФ не имеет
значения, адресовано разъяснение
непосредственно
являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц (п.35
Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых
вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 5)). В настоящее время действует
Порядок представления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов,
утвержденный Приказом МНС России от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120.
Меры ответственности за совершение налогового правонарушения
Налоговые санкции и их применение
В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения Налоговый
кодекс РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется
только в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие от
административного проступка не может повлечь применения таких мер
ответственности, как предупреждение, конфискация, исправительные работы и
т. д.
Указанный штраф представляет собой денежное взыскание в доход
государства, назначаемое в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Размеры штрафа определяются в статьях Налогового кодекса РФ либо в
твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ — 50 рублей, в ст. 116 НК РФ —
5000 рублей), либо в процентах от определенной величины (в ст. 122 НК РФ —
от неуплаченной суммы налога, в ст. 117 НК РФ — от доходов, полученных за
время уклонения налогоплательщика от постановки на налоговый учет).
Ответственность за налоговые правонарушения носит карательный
характер. Меры ответственности,
предусмотренные Налоговым
за рамки налогового обязательства как такового. Суммы штрафов уплачиваются
правонарушителем помимо перечисления в бюджет суммы недоимки, а также пеней
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога. Кроме того, при
совокупности налоговых правонарушений, то есть совершении лицом двух и
более наказуемых деяний, налоговые санкции взыскиваются за каждое
правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более
Информация о работе Ответственность государства перед налогоплатильщиками