Ответственность государства перед налогоплатильщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение.

Содержание работы

Введение 3
Изменения в налоговом законодательстве 3
Налоговая ответственность 4
Понятие и состав налогового правонарушения 6
Объект налогового правонарушения 7
Объективная сторона налогового правонарушения 8
Субъект налогового правонарушения 8
Субъективная сторона налогового правонарушения 9
Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 12
Налоговые санкции и их применение 12
Обстоятельства, смягчающие ответственность 13
Обстоятельства, отягчающие ответственность 16
Привлечение к ответственности 17
Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершение 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 35
Приложение 3 36

Файлы: 1 файл

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.docx

— 75.23 Кб (Скачать файл)

МНС России требует, чтобы  налогоплательщики сообщали в налоговые

органы сведения об открытии текущих валютных, транзитных валютных и

специальных транзитных валютных счетов (Письмо МНС России от 1 февраля 2002

г. N 14-3-04/218-Г530). Однако транзитный валютный счет открывается

организации одновременно с  текущим валютным счетом (п.6 Инструкции ЦБ РФ от

29 июня 1992 г. N 7 "О порядке  обязательной продажи предприятиями,

объединениями, организациями  части валютной выручки через  уполномоченные

банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской

Федерации", утвержденной Приказом ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 02-104А).

Поэтому можно говорить о  необязательности дополнительно сообщать налоговому

органу об открытии транзитного  валютного счета не нужно. Этот вывод

подтверждает судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 4 июля

2002 г. N 10335/01).

Налоговые органы требуют, чтобы  организация - налогоплательщик

сообщала об открытии (закрытии) счетов во все налоговые органы, в которых

она состоит на учете: по месту своего нахождения, месту нахождения своих

обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей

недвижимого имущества и  транспортных средств, подлежащих налогообложению

(Письмо МНС России  от 2 июля 2002 г. N ММ-6-09/922@).

4. Статья 119. Непредставление  налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление

налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках

доходов, налоговых льготах  и исчисленной сумме налога и (или) другие

данные, связанные с исчислением  и уплатой налога (ст. 80 НК РФ). Как

правило, налоговые декларации обязательно подаются по каждому  налогу по

окончании очередного налогового или отчетного периода. Конкретные сроки

представления налоговых  деклараций определяются в соответствии с нормами

законодательства, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством  о

налогах и сборах срок налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей

уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный

месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов

указанной суммы и не менее 100 рублей.

А если срок непредставления  декларации превысит 180 дней, то штраф

взыскивается уже в  размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на

основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на

основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц  начиная со 181-

го дня (п.1 Письма МНС России от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734).

Так же как и в ст. 117, существует несоответствие п.1 и п.2. Так, если

срок непредставления  декларации, по которой налог к  доплате равен нулю,

составит менее 180 дней, то к налогоплательщику применяется  штраф размере

100 руб. А если срок  непредставления указанной декларации  будет более 180

дней, то никакие санкции  к налогоплательщику не применяются. Такая

формулировка санкции  нарушает требование соразмерности  юридической

ответственности.

Также следует обратить внимание на то, что сумма штрафа определяется

ежемесячно, но не изменяется в зависимости от того, просрочен  полный или

неполный месяц. Например, налогоплательщику будет начислен штраф в размере

5% от суммы налога, подлежащего  уплате на основе декларации, независимо от

того, 22 февраля или 20 марта  будет представлена налоговая декларация,

которую следовало подать 20 февраля.

5. Статья 120. Грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и

объектов налогообложения

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и  объектов

налогообложения для целей  настоящей статьи понимается отсутствие первичных

документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета,

систематическое (два раза и более в течение календарного года)

несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и

в отчетности хозяйственных  операций, денежных средств, материальных

ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Размер санкций установлен в зависимости от того, в течение  скольких

налоговых периодов совершалось  подобное правонарушение. Если в течение

одного налогового периода, то сумма штрафа составляет 5 тысяч  рублей, если

в течение нескольких - 15 тысяч рублей. Те же деяния, если они  повлекли

занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10 процентов от

суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей.

При применении ст.120 НК РФ необходимо обратить внимание на два

существенных момента.

1) Отсутствие одного первичного  документа (или счета - фактуры)  не

может считаться грубым нарушением правил учета доходов и расходов и

объектов налогообложения, так как ст.120 НК РФ упоминает об этих документах

во множественном числе.

2) Налоговые периоды по  разным налогам различны (по НДС  - месяц

(квартал), по налогу на  прибыль - год). Поэтому встает  вопрос, как следует

квалифицировать указанное  правонарушение (по п.1 или п.2 ст.120 НК РФ) в

случае, когда грубое нарушение  правил учета доходов и расходов и объектов

налогообложения касается налогов, у которых налоговые периоды  различны.

Например, организация в  течение полугода неправильно отражала на счетах

бухгалтерского учета  выручку от реализации продукции. Таким  образом, по

налогу на прибыль правонарушение совершалось в течение одного налогового

периода, а по НДС - в течение  нескольких периодов. В данном случае

правонарушение должно квалифицироваться  по п.2 ст.120 НК РФ, поскольку в

действиях лица будет иметь  место состав правонарушения, предусмотренный

этим пунктом. То есть в  подобной ситуации достаточно факта  грубого

нарушения хотя бы по одному налогу.

6. Статья 122. Неуплата или  неполная уплата сумм налога

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения

налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других

неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20

процентов от неуплаченных сумм налога. А неуплата или неполная уплата сумм

налога в результате занижения  налоговой базы или иного неправильного

исчисления налога, подлежащего  уплате в связи с перемещением товаров через

таможенную границу Российской Федерации, влекут взыскание штрафа в размере

20 процентов неуплаченной  суммы налога.

Если деяния по неуплате или неполной уплате сумм налога были совершены

умышленно, то они влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов  от

неуплаченных сумм налога.

Но налогоплательщик не подлежит ответственности за неуплату или

неполную уплату сумм налога за конкретный период, если в предыдущем периоде

у налогоплательщика имеется  переплата этого налога, которая  перекрывает

сумму налога, не уплаченную в данном периоде, поскольку в  целом по налогу

задолженность перед бюджетом отсутствует. Если же у налогоплательщика

переплата налога образуется в более поздний период по отношению  к тому

периоду, когда возникла задолженность перед бюджетом, то налогоплательщик

может быть освобожден от ответственности  при соблюдении им условий,

установленных п. 4 ст. 81 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога

может быть совершена несколькими  способами — занижение налоговой  базы, иное

неправильное исчисление налога, совершение других неправомерных  действий

или бездействия.

Занижение налоговой базы, как правило, имеет место при  неправильном

определении стоимостной, физической или какой-либо другой характеристик

объекта налогообложения. В  то же время занижение налоговой  базы может

произойти в результате грубого  нарушения правил учета доходов, расходов и

объектов налогообложения (п.3 ст.120 НК РФ). В результате возникали  споры

по поводу того, какую  статью надо применять. В своем Определении  от 18

января 2001 г. N 6-О Конституционный  Суд РФ указал, что положения п.п.1 и 3

ст.120 и п.1 ст.122 НК РФ не могут  применяться одновременно в качестве

основания привлечения к  ответственности за совершение одних  и тех же

неправомерных действий. Решение  о применении конкретной статьи суд  должен

принимать самостоятельно, исходя из фактических обстоятельств  дела и с

учетом конституционно - правового смысла составов налоговых  правонарушений.

Сложившаяся в настоящее  время арбитражная практика исходит  из того,

что если занижение налоговой  базы произошло в результате грубого  нарушения

правил учета доходов  и (или) расходов и (или) объектов налогообложения,

повлекших занижение налоговой  базы, то применяется ответственность,

установленная п.3 ст.120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее

неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем те,

что указаны в ст.120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность,

предусмотренную ст.122 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 мая

2002 г. N 3097/01). Аналогичного  подхода придерживается и МНС  России в

Письме от 23 июля 2002 г. N ШС-6-14/1060.

7. Статья 124. Незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица

налогового органа, таможенного  органа, органа государственного

внебюджетного фонда на территорию или в помещение

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового

органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного  фонда,

проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение

налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в  размере

пяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного  правонарушения характеризуется действиями

виновного лица, которые  направлены на воспрепятствование только законному

доступу должностных лиц. Доступ должностных лиц налоговых  органов на

служебную территорию или  в служебное помещение налогоплательщика  или

налогового агента считается  правомерным при условии предъявления ими

служебного удостоверения  и решения руководителя налогового органа или его

заместителя о проведении выездной налоговой проверки. При  отсутствии хотя

бы одного из вышеперечисленных  документов требование о доступе,

высказываемое должностным  лицом налогового органа, является неправомерным и

налогоплательщик или  налоговый агент вправе его не исполнять.

При оценке конкретного деяния, выразившегося в воспрепятствовании

доступу должностных лиц, как противоправного следует  учитывать также общие

условия правомерности проведения выездных налоговых проверок, в рамках

которых, исходя из смысла ст. 91 НК РФ, у должностных лиц налогового органа

возникает право доступа  на территорию или в помещение  налогоплательщика или

налогового агента. Так, в  соответствии со ст. 89 НК РФ налоговый  орган не

вправе проводить в  течение одного календарного года две  и более выездные

налоговые проверки по одним  и тем же налогам за один и тот  же период.

8. Статья 125. Несоблюдение  порядка владения, пользования и  (или)

распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения,

пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия,

нарушающие установленные  ст. 77 НК РФ ограничения по владению, пользованию

и распоряжению арестованным имуществом. По условиям п. 2 ст. 77 НК РФ арест

может быть полным или частичным.

При полном аресте собственник  лишается права распоряжаться

арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им может  с разрешения и

под контролем налогового или таможенного органа.

При частичном аресте собственник  может владеть, пользоваться и

распоряжаться арестованным имуществом с разрешения и под  контролем

налогового или таможенного  органа.

9. Статья 126. Непредставление  налоговому органу сведений, необходимых

для осуществления налогового контроля

Закон предоставляет налоговым  органам право в рамках налогового

контроля требовать у  налогоплательщиков и налоговых  агентов документы,

подтверждающие правильность исчисления (удержания) налогов и

своевременность их уплаты (перечисления) в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК

РФ).

Пункт 1 ст.126 НК РФ предусматривает  взыскание штрафа за

непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (налоговым  агентом)

в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных

законодательством о налогах  и сборах. Штраф взыскивается в  размере 50

рублей за каждый непредставленный документ.

К документам и сведениям, о которых говорится в п. 1 ст. 126 НК РФ, не

относятся заявления о  постановке на учет, информация об открытии или

закрытии банковского  счета, налоговые декларации, поскольку  в НК РФ имеются

специальные нормы, устанавливающие  ответственность за их непредставление

(соответственно ст. 116, 117, 118,119).

Информация о работе Ответственность государства перед налогоплатильщиками