Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение.
Введение 3
Изменения в налоговом законодательстве 3
Налоговая ответственность 4
Понятие и состав налогового правонарушения 6
Объект налогового правонарушения 7
Объективная сторона налогового правонарушения 8
Субъект налогового правонарушения 8
Субъективная сторона налогового правонарушения 9
Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 12
Налоговые санкции и их применение 12
Обстоятельства, смягчающие ответственность 13
Обстоятельства, отягчающие ответственность 16
Привлечение к ответственности 17
Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершение 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 35
Приложение 3 36
от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Нарушение хотя бы одного из вышеперечисленных условий при привлечении
лица к налоговой
незаконным.
Являясь единственным фактическим основанием привлечения виновного лица
к ответственности, само по себе налоговое правонарушение автоматически не
влечет применения мер государственного принуждения. Реализация правовых
норм об ответственности осуществляется в соответствии с установленной
федеральными законами процедурой.
Порядок привлечения лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения
Несоблюдение этого порядка может являться основанием для отмены решения
налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Даже при установлении в действиях или бездействии лица всех признаков
состава налогового правонарушения оно не может быть подвергнуто мерам
ответственности, если истек установленный ст. 113 Налогового кодекса РФ
срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
Этот срок равен трем годам, которые исчисляются либо со дня совершения
правонарушения, либо со дня, следующего после окончания налогового периода,
в течение которого было совершено правонарушение.
Течение срока согласно ст. 6.1 НК РФ начинается на следующий день
после календарной даты или наступления события, которыми определено его
начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число
последнего года срока.
Со дня, следующего после окончания налогового периода, в течение
которого было совершено правонарушение, срок давности исчисляется
применительно к налоговым правонарушениям, предусмотренным статьями 120 и
122 НК РФ.
Срок давности привлечения к ответственности за совершение всех
остальных налоговых правонарушений (статьи 116—119, 123—129.1 НК РФ)
исчисляется со дня их совершения.
Выявленные налоговым
органом факты налоговых
подтверждаться документально. В зависимости от совершенного правонарушения
таким подтверждением могут быть копии документов налогоплательщика
(например, первичной и управленческой документации, договоров), декларации
или объяснения налогоплательщиков, документы других лиц (например,
извещения банков об открытии счета, извещения органов и лиц, осуществляющих
регистрацию имущества, сделки с которым подлежат налоговому контролю),
протоколы опроса свидетелей, заключения экспертов и т. п.
В определенных случаях факт нарушения законодательства о налогах и
сборах должен быть обязательно зафиксирован акте, подписанном
уполномоченными должностными лицами налогового органа. Налоговый кодекс РФ
требует обязательного составления акта:
. по результатам выездной
налоговой проверки
плательщика сборов или налогового агента;
. при воспрепятствовании
доступу должностных лиц
органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в
помещение налогоплательщика;
. при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении
законодательства о налогах и сборах, лицами, не являющимися
налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми
агентами.
Во всех иных случаях обнаружения фактов налоговых правонарушений, в
том числе при проведении камеральной проверки, составление акта Налоговым
кодексом РФ не предусмотрено.
Акты, составленные должностными лицами налогового органа, и другие
документы, подтверждающие
факты нарушения
сборах, представляются для рассмотрения руководителю налогового органа или
его заместителю. По результатам рассмотрения этих материалов руководителем
налогового органа или его заместителем выносится:
. решение о проведении
дополнительных мероприятий
контроля;
. решение об отказе
в привлечении лица к
совершение налогового правонарушения;
. решение о привлечении лица к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Действующее налоговое законодательство устанавливает, что налоговые
санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков и иных лиц только в
судебном порядке. При этом должен быть соблюден досудебный порядок
урегулирования спора о применении мер ответственности за налоговое
правонарушение — после
вынесения решения о
ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган
обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой
санкции.
В случае, если привлекаемое к ответственности лицо отказалось
добровольно уплатить сумму
налоговой санкции или
срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с
исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции. К исковому
заявлению должно быть приложено решение налогового органа и другие
материалы дела о налоговом правонарушении.
Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности взыскания
налоговых санкций, то есть срок, в течение которого налоговый орган может
обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции. Этот срок не должен
превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и
составления соответствующего акта, причем этот шестимесячный срок является
пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.
Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершение
Отдельным видам налоговых правонарушений посвящена глава 16 Налогового
кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их
совершение». Эта глава содержит 13 статей, предусматривающих 25 составов
налоговых правонарушений, за совершение которых на виновное лицо может быть
возложена ответственность.
1. Статья 116. Нарушение срока
постановки на учет в
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат
постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения
организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту
жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им
недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Сроки для подачи заявлений о постановке на учет установлены ст.83 НК
РФ. Налогоплательщики обязаны подать в соответствующий налоговый орган
заявление о постановке на учет в течение:
. 10 дней после государственной регистрации организации или
физического лица, осуществляющего деятельность без образования
юридического лица;
. 10 дней после выдачи частным нотариусам, частным детективам, частным
охранникам лицензии, свидетельства или иного документа, на основании
которого осуществляется их деятельность;
. 30 дней со дня регистрации
недвижимого имущества или
средств, принадлежащих организации;
. одного месяца после
создания обособленного
организации.
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о
постановке на учет в налоговом органе на срок менее 90 дней влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, а более 90 дней влечет
взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков,
установленных ст. 83 НК РФ, а не сроков, установленных ст. 84 НК РФ.
Арбитражный суд откажет налоговому органу в иске к организации о
привлечении ее к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного
срока уведомления налогового органа об изменении своего места нахождения,
установленного п. 4 ст. 84
НК РФ (Постановление ФАС
08.06.2000 № КА-А40/2195-00).
Согласно ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят
обособленные подразделения, расположенные на территории Российской
Федерации, а также в
собственности которой
налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства, обязана
встать на учете качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему
месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного
подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и
транспортных средств. Но согласно п.39 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 и
Письму МНС России от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613@, если место
нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества либо
транспортного средства, принадлежащего налогоплательщику, совпадает с
местом нахождения самого налогоплательщика, то повторная постановка на учет
в той же налоговой инспекции не требуется.
2. Статья 117. Уклонение от
постановки на учет в
В соответствии со ст.117 НК РФ к налоговой ответственности
привлекаются
постановки на учет в налоговых органах и умышленно не встают на налоговый
учет.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере
10 процентов от доходов,
полученных в течение
результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. А более
трех месяцев - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов,
полученных в период деятельности.
Применение ст.117 НК РФ обусловлено осуществлением лицом именно
предпринимательской деятельности, ведь размер санкций определяется в
зависимости от полученного налогоплательщиком в результате такой
деятельности дохода. А получение дохода - это основная цель
предпринимательской деятельности (ст.2 ГК РФ).
Таким образом, при привлечении лица к ответственности по ст.117 НК РФ
доказыванию подлежат три момента:
1. что лицо не состоит (не состояло) на учете в налоговом органе;
2. что оно фактически осуществляет (осуществляло) в это время
предпринимательскую деятельность;
3. что лицо уклонялось от постановки на налоговый учет.
Термин "уклонение" подразумевает совершение налогоплательщиком
определенных действий с целью избежать постановки на учет. Уклонением может
быть признано, например, сообщение налоговому органу недостоверных сведений
о местонахождении имущества, игнорирование требований налогового органа о
необходимости постановки на учет и т.п.
Статья 117 не дает определение понятию «доход». Но можно сказать, что
в данном случае доход — это не любое получение денежных средств или других
материальных благ, а только то, которое влечет появление выгоды, то есть
улучшение экономического положения лица. То есть доход имеет место в случае
превышения поступивших материальных благ над затраченными на эти цели
средствами. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в
Постановлении от 03.07.2000 № КА-А40/2637-00 указал, что нельзя признать
обоснованным расчет штрафных санкций, предусмотренных ст. 117 НК РФ, от
полученной организацией выручки. Доходом организации с учетом норм ст. 41
НК РФ признается не выручка, а прибыль, от суммы которой и рассчитывается
штраф по ст. 117 НК РФ.
Следует отметить несоответствие п.1 и п.2 данной статьи. Исходя из
буквального содержания статьи можно заключить, что если налогоплательщик
ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе менее трех
месяцев (такое деяние соответствует признакам правонарушения,
предусмотренного п. 1 ст. 117 НК РФ), на него в любом случае может быть
наложен штраф в размере 20 000 рублей, даже если доход не будет получен.
Если же при прочих равных условиях просрочка составит более трех месяцев,
что предусмотрено п. 2 ст. 117 НК РФ, сумма штрафа может быть либо гораздо
меньше, либо, когда доход будет отсутствовать, вообще равна нулю.
3. Статья 118. Нарушение срока
представления сведений об
закрытии счета в банке
Штраф в размере 5 тысяч рублей предусмотрен Налоговым кодексом РФ в
отношении тех налогоплательщиков, которые в десятидневный срок (п.2 ст.23
НК РФ) не представили в налоговые органы сведения об открытии (закрытии)
счета в банке.
Форма сообщения об открытии (закрытии) счетов приведена в Приложении 1
к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения ИНН,
утвержденному Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309.
Налогоплательщику необходимо сообщать об открытии или закрытии только
тех банковских счетов, которые были открыты на основании договора
банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться
денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, в
частности, расчетных или текущих счетов. Поэтому несообщение налоговому
органу информации об открытии или закрытии депозитного или ссудного счета
организации или индивидуального предпринимателя не образует состава данного
правонарушения и, следовательно, не влечет мер налоговой ответственности.
Информация о работе Ответственность государства перед налогоплатильщиками