Ответственность государства перед налогоплатильщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение.

Содержание работы

Введение 3
Изменения в налоговом законодательстве 3
Налоговая ответственность 4
Понятие и состав налогового правонарушения 6
Объект налогового правонарушения 7
Объективная сторона налогового правонарушения 8
Субъект налогового правонарушения 8
Субъективная сторона налогового правонарушения 9
Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 12
Налоговые санкции и их применение 12
Обстоятельства, смягчающие ответственность 13
Обстоятельства, отягчающие ответственность 16
Привлечение к ответственности 17
Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершение 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 35
Приложение 3 36

Файлы: 1 файл

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.docx

— 75.23 Кб (Скачать файл)

|Непредставление налоговой  | |каждый месяц со дня, |

|декларации | |установленного  для ее |

| | |представления |

| |Более 180 дней |30% от суммы  налога + 10% |

| | |от этой суммы за  каждый |

| | |месяц со 181-го дня  |

|Статья 120 НК РФ. Грубое |Один  налоговый |5 000 руб. |

|нарушение правил учета  |период | |

|доходов и расходов  и | | |

|объектов налогообложения  | | |

| |Более одного |15 000 руб. |

| |налогового периода| |

|Статья 122 НК РФ. Неуплата | |20 % от неуплаченных сумм |

|или неполная уплата  сумм | |налога |

|налога | | |

|(умышленная) | | |

| | |40% от неуплаченных  сумм |

| | |налога |

|Статья 124 НК РФ. Незаконное| |5 000 руб. |

|воспрепятствование доступу  | | |

|должностного лица налогового| | |

|органа, таможенного органа, | | |

|органа государственного | | |

|внебюджетного фонда  на | | |

|территорию или в помещение  | | |

|Статья 125. Несоблюдение | |10 000 руб. |

|порядка владения, | | |

|пользования и (или) | | |

|распоряжения имуществом, на | | |

|которое наложен арест  | | |

|Статья 126. Непредставление  | |50 руб. за каждый |

|налоговому органу сведений, | |непредставленный документ |

|необходимых для | | |

|осуществления налогового | | |

|контроля | | |

|Статья 129.1. Неправомерное  | |1 000 руб. |

|несообщение сведений | | |

|налоговому органу | | |

|(в случае повторного | |5 000 руб. |

|совершения) | | |

Приложение 3

Судебная практика

(Постановление Президиума  ВАС РФ от

4 декабря 2001 г. N 2891/01)

ООО приобрело автотранспортные средства и передало их своему

структурному подразделению, расположенному в другом городе, где  ООО уже

состояло на налоговом  учете. Заявления о постановке на налоговый учет по

месту нахождения автотранспортных средств общество в налоговый  орган не

подавало.

Налоговый орган со ссылкой  на ст.83 НК РФ принял решение о привлечении

общества к налоговой  ответственности, предусмотренной  ст.116 НК РФ, и

обратился в арбитражный  суд с иском о взыскании  штрафа.

Арбитражный суд удовлетворил требования налогового органа.

Апелляционная и кассационная инстанции оставили вынесенное решение  в

силе.

Президиум ВАС РФ все вынесенные судебные решения отменил и в

удовлетворении иска отказал, поскольку в действиях общества отсутствовал

состав правонарушения, предусмотренный  ст.116 НК РФ.

Президиум ВАС РФ разъяснил, что указанная норма предусматривает  учет не

объектов, а субъектов  налогообложения. На налогоплательщика, вставшего на

налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из оснований,

предусмотренных ст.83 НК РФ, не может быть возложена обязанность  повторно

вставать на учет в том  же самом налоговом органе по иному  упомянутому

статьей основанию.

(Постановление ФАС Северо - Кавказского округа

от 19 марта 2001 г. N Ф08-646/2001-2904А)

Московский техникум открыл свой филиал в Северо - Кавказском регионе.

Заявление о постановке на учет в налоговом органе было подано

налогоплательщиком с  нарушением срока, установленного налоговым

законодательством.

Установив данный факт, налоговый  орган обратился в арбитражный  суд с

иском о взыскании санкций, предусмотренных п.2 ст.116 и п.1 ст.117 НК РФ.

Арбитражный суд требования налогового органа удовлетворил частично,

взыскав штраф, предусмотренный  ст.116 НК РФ. В остальной части  иска было

отказано.

В своем решении арбитражный  суд указал следующее.

Во-первых, одновременное  привлечение налогоплательщика  к

ответственности по ст.ст.116 и 117 НК РФ не допускается. Во-вторых,

диспозиция ст.117 НК РФ предусматривает  уклонение от постановки на учет в

налоговом органе. Налоговый  орган не представил доказательств  имеющих место

со стороны налогоплательщика  уклонений, следовательно, ответственность  по

ст.117 НК РФ в данном случае применена быть не может.

Суд кассационной инстанции  поддержал позицию арбитражного суда.

(Постановление ФАС Центрального  округа

от 18 июня 2002 г. N 54-324/02-С7)

Предприниматель открыл расчетный  счет в банке. Однако сообщение об

открытии счета в 10-дневный  срок в налоговую инспекцию не представил.

Предприниматель полагал, что  сообщать в налоговый орган об открытии

расчетного счета ему  нет необходимости ввиду того, что он представил в ИМНС

расчет сумм единого налога, в котором был указан номер  расчетного счета.

По данному факту налоговый  орган составил протокол и принял решение о

привлечении предпринимателя  к ответственности, предусмотренной  п.1 ст.118

НК РФ. Поскольку в добровольном порядке штраф уплачен не был, налоговый

орган обратился с соответствующим  иском в суд.

Решением арбитражного суда, поддержанным апелляционной и кассационной

инстанциями, требования налогового органа были удовлетворены.

Представляя в налоговый  орган расчет суммы единого налога,

предприниматель совершил действия и выполнял обязанность по представлению

налоговых деклараций, предусмотренную  пп.4 п.1 ст.23 НК РФ и нормами

законодательства о едином налоге на вмененный доход, тогда  как законом (п.2

ст.23 НК РФ) предусмотрено  совершение самостоятельного действия по

исполнению обязанности  письменно информировать налоговый  орган об открытии

счета и определен специальный  порядок исполнения такой обязанности  путем

направления отдельного документа  установленной формы и в установленный

срок.

(Постановление ФАС Северо - Западного округа

от 4 февраля 2002 г. N А44-1966/01-С13)

Сумма выручки от реализации ООО товаров (работ, услуг) в январе 2001 г.

составила 927 900 руб., в феврале - 913 300 руб., в марте - 1 417 100 руб.

ООО представило в ИМНС декларацию по НДС за январь только в апреле 2001 г.

ООО было привлечено к налоговой  ответственности на основании п.1 ст.119

НК РФ. ИМНС обратилась в  суд с иском о взыскании  с ООО штрафа,

предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ.

Решением суда первой инстанции  иск удовлетворен.

Кассационная инстанция  решение арбитражного суда отменила.

При этом суд кассационный инстанции руководствовался следующим.

Согласно ст.163 НК РФ налоговым  периодом по налогу на добавленную

стоимость является календарный  месяц.

В соответствии с п.5 ст.174 НК РФ налогоплательщики обязаны  представить

в налоговые органы по месту  своего учета соответствующую налоговую

декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим

налоговым периодом, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 2 ст.163 НК РФ предусмотрено, что для налогоплательщиков с

ежемесячными в течение  квартала суммами выручки от реализации товаров

(работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  и налога с продаж,

не превышающими 1 млн  руб., налоговый период устанавливается  как квартал.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют

налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за

истекшим кварталом (п.6 ст.174 НК РФ).

Следовательно, плательщик НДС, у которого в каком-либо месяце квартала

сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета  НДС и налога с

продаж превысила 1 млн  руб., утрачивает право на ежеквартальную уплату

налога и ежеквартальное представление декларации по налогу и обязан в срок

не позднее 20-го числа  месяца, следующего за месяцем, в котором  произошло

указанное превышение суммы  выручки, представить декларацию и  уплатить

подлежащую внесению в  бюджет сумму налога за истекшие месяцы данного

квартала.

Таким образом, ответчик правомерно на основании п.6 ст.174 НК РФ не

представил до 20 февраля 2001 г. налоговую декларацию за январь 2001 г.

Только в марте 2001 г. выручка  превысила 1 млн руб., в связи с  чем ответчик

в срок до 20 апреля 2001 г. правомерно представил в налоговую инспекцию

налоговую декларацию за январь 2001 г.

(Постановление ФАС Восточно - Сибирского округа

от 21 июня 2002 г. N А33-16988/01-С3/Ф02-1609/2002-С1)

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена  выездная

налоговая проверка акционерного общества по вопросам соблюдения налогового

законодательства. По результатам  проверки составлен акт, на основании

которого принято решение  о привлечении АО к налоговой  ответственности, в

том числе по п.2 ст.120 НК РФ.

Основанием для привлечения  АО к ответственности по п.2 ст.120 НК РФ

явилось неведение налогоплательщиком персонифицированного учета сумм,

подлежащих включению  в доход физических лиц, в результате чего налоговым

агентом не выполнена обязанность  по удержанию и перечислению подоходного

налога.

Налоговый орган обратился  в арбитражный суд с иском  о взыскании

налоговых санкций.

Арбитражный суд в иске отказал в части взыскания  штрафа,

предусмотренного п.2 ст.120 НК РФ.

Кассационная инстанция  поддержала вынесенное решение.

По смыслу ст.120 НК РФ субъектом  указанного правонарушения может быть

только налогоплательщик, а не налоговый агент.

Поэтому ответственность, предусмотренная  ст.120 НК РФ, к налоговому

агенту применяться не может. В данном случае подлежит применению ст.123 НК

РФ.

Пункт 3 ст.120 НК РФ, в отличие  от п.п.1 и 2 этой статьи, может быть

применен только при условии, что допущенные налогоплательщиком нарушения

привели к занижению налоговой  базы.

(Постановление Президиума  ВАС РФ

от 15 февраля 2002 г. N 5803/01)

В ходе проведенной проверки ООО налоговый орган установил  следующие

нарушения, допущенные налогоплательщиком: налогоплательщик в налоговых

декларациях по налогу на добавленную  стоимость не отразил суммы выручки,

полученные от реализации товаров (работ, услуг) в результате взаимозачета и

по товарообменным операциям; налогоплательщик не вел журнал учета

получаемых и выдаваемых счетов - фактур, в книге продаж и  в книге покупок

не указывал обязательные реквизиты (даты и номера счетов - фактур, ИНН

покупателей), неправильно  отражал хозяйственные операции в налоговых

декларациях по налогу на добавленную  стоимость. Результатом допущенных

ошибок стало занижение  налогооблагаемой базы по НДС и, как  следствие,

неполная уплата налога.

В связи с этим ИМНС обратилась в арбитражный суд с иском  к обществу о

взыскании штрафов на основании  п.2 ст.120 и п.1 ст.122 НК РФ в сумме

соответственно 15 000 руб. и 20 590 руб. 26 коп.

Арбитражный суд исковое  требование в части взыскания 15 000 руб.

удовлетворил.

Штраф в сумме 20 590 руб. 26 коп. общество заплатило добровольно.

Рассмотрев материалы  дела, Президиум ВАС РФ установил, что основанием

для применения ответственности, предусмотренной п.2 ст.120 и п.1 ст.122 НК

РФ, явились одни и те же обстоятельства. То есть за одно и то же

правонарушение налогоплательщик был дважды привлечен к ответственности.

Кроме того, допущенные налогоплательщиком нарушения не подпадают под

перечень того, что понимается под грубым нарушением правил учета  доходов и

расходов и объектов налогообложения  для целей ст.120 НК РФ. А указанный

перечень носит исчерпывающий  характер.

Учитывая это, Президиум  ВАС РФ отменил вынесенное решение  и направил

дело на новое рассмотрение.

(Постановление ФАС Московского  округа

от 6 февраля 2002 г. N КА-А40/199-02)

Налоговая инспекция потребовала  у организации документы, необходимые

для проверки. Ввиду большого количества истребуемых документов (более 40

000) налогоплательщик не  успел в пятидневный срок изготовить  копии и

представить их в налоговый  орган.

Решением налогового органа организация была привлечена к

ответственности на основании  ст.126 НК РФ.

Однако суды всех инстанций  отказали налоговому органу во взыскании

санкций.

Поводом для этого послужили  следующие обстоятельства:

- в требовании о представлении  документов не была определена  дата, от

которой следовало отсчитывать  пятидневный срок;

- в требовании налоговый  орган не указал точное количество  истребуемых

документов;

- вины организации в  допущенном правонарушении не  было, поскольку

изготовить копии 40 000 документов за 5 дней практически невозможно;

- налоговый орган опоздал  с обращением в суд, так как  шестимесячный

срок, отведенный Налоговым  кодексом РФ для обращения в суд  для взыскания

налоговых санкций, истек.


Информация о работе Ответственность государства перед налогоплатильщиками