Ответственность, разделение ответственности и делегирование полномочий в менеджменте (на примере ОАО «Газпром-нефть»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и всестороннее рассмотрение понятий ответственности и делегирования полномочий как значимого элемента управления организацией.
Основные задачи данной курсовой работы:
1. рассмотреть понятия полномочий и ответственности;
2. раскрыть сущность понятия делегирование полномочий;
3. выявить основные принципы делегирования полномочий;
4. рассмотреть и проанализировать принцип делегирования полномочий на примере ОАО «Газпром-нефть».

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы делегирования полномочий 6
1.1 Понятие ответственности 6
Разделение ответственности 6
1.2 Понятие полномочий 8
1.2.1 Виды полномочий 9
1.2.2.Линейные полномочия 9
1.2.3 Аппаратные (штабные) полномочия 10
1.2.4 Разновидности аппаратных (штабных) полномочий 11
1.2.5 Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. 12
1.3 Понятие и сущность делегирования полномочий 13
1.3.1 Матрица Эйзенхауэра 14
1.3.2 Основные принципы делегирования полномочий 16
1.3.3 Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов 16
1.3.4. Принцип функциональной дефиниции 17
1.3.5. Скалярный принцип 17
1.3.6 Принцип уровня полномочий 18
1.3.7 Принцип единоначалия 19
1.3.8 Принцип безусловной ответственности 19
1.3.9 Принцип соответствия полномочий и ответственности 20
Глава 2. Характеристика ОАО «Газпром-нефть» 22
2.1 Организационная структура ОАО «Газпром-нефть» 24
2.2 Распределение задач, полномочий и ответственности среди высшего руководства компании «Газпром-нефть» 24
Глава 3. Анализ степени развития разделения ответственности и делегирования полномочий на примере ОАО «Газпром-нефть» 27
3.1 Анализ разделения ответственности 27
3.2 Анализ полномочий высшего руководства ОАО «Газпром-нефть» 27
3.3 Анализ реализации принципа делегирования полномочий в ОАО «Газпром-нефть» 29
Заключение 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.docx

— 435.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

 

Самарский государственный  аэрокосмический университет

имени академика  С.П. Королева (национальный исследовательский  университет) (СГАУ)

 

 

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

Курсовая  работа по курсу

  «Основы менеджмента»

 

Тема: Ответственность, разделение ответственности  и делегирование полномочий в  менеджменте 

(на  примере ОАО «Газпром-нефть»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент/ка: группы 736  Горина Ю.А.

 

Руководитель:      к.э.н. доц. Ковельский В.В.

 

 

 

Самара 2012 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

Курсовая работа: 34 с., 4 рисунка, 1 таблица, 10 источников

 

 

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОЛНОМОЧИЯ, ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ШТАБНЫЕ  ПОЛНОМОЧИЯ, ЦЕПЬ КОМАНД, ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, ЕДИНОНАЧАЛИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Объектом  исследования является  ОАО «Газпром-нефть»

Цель работы – изучение принципа делегирования полномочий как значимого элемента управления организацией.

Проведен  анализ структуры высшего руководства  организации. Изучено воздействие принципа делегирования полномочий на эффективность работы организации.

 

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы делегирования полномочий 6

1.1 Понятие ответственности 6

Разделение ответственности 6

1.2 Понятие полномочий 8

1.2.1 Виды полномочий 9

1.2.2.Линейные полномочия 9

1.2.3 Аппаратные (штабные) полномочия 10

1.2.4 Разновидности аппаратных (штабных) полномочий 11

1.2.5 Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. 12

1.3 Понятие и сущность делегирования полномочий 13

1.3.1 Матрица Эйзенхауэра 14

1.3.2 Основные принципы делегирования полномочий 16

1.3.3 Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов 16

1.3.4. Принцип функциональной дефиниции 17

1.3.5. Скалярный принцип 17

1.3.6  Принцип уровня полномочий 18

1.3.7  Принцип единоначалия 19

1.3.8  Принцип безусловной ответственности 19

1.3.9  Принцип соответствия полномочий и ответственности 20

Глава 2. Характеристика ОАО «Газпром-нефть» 22

2.1 Организационная структура ОАО «Газпром-нефть» 24

2.2 Распределение задач, полномочий и ответственности среди высшего руководства компании «Газпром-нефть» 24

Глава 3. Анализ степени развития разделения ответственности и делегирования полномочий на примере ОАО «Газпром-нефть» 27

3.1 Анализ разделения ответственности 27

3.2 Анализ полномочий высшего руководства ОАО «Газпром-нефть» 27

3.3 Анализ реализации принципа делегирования полномочий в ОАО «Газпром-нефть» 29

Заключение 33

 

 

  Введение

Развитие истории и экономики  привело к кардинальному изменению  общественных отношений  и принципов  организации управления производством. Общество теперь состоит из больших  групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и  школах, гостиницах, вооруженных силах  и т.д. Если система управления эффективна, то организация достигает поставленных целей. И напротив: если руководство  организации допускает ошибки, страдает общество. Следовательно, эффективное  управление является ключом к стабильному  развитию современного общества.

Сегодня руководитель не в состоянии  единолично решать все возникающие  управленческие проблемы, даже непосредственно  входящие в круг его служебных  обязанностей, поскольку их слишком  много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся  запас времени ограничены. Следовательно, ему необходимо передать решение менее значимых проблем и необходимые для этого права подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом и заинтересованным принять участие в управлении. Перед ними ставятся цели, задачи и предоставляется возможность проявлять инициативу в деле поиска путей решения. Руководитель, в свою очередь, сохраняет за собой общий контроль, разрабатывает стратегии развития организации и осуществляет общее управление.

В результате этих действий, происходит рациональное перераспределение прав и обязанностей между отдельными лицами или группами в рамках управленческой структуры. Оно предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. В результате делегирования полномочий руководитель повышает свою репутацию, организация достигает поставленных целей, а подчиненные получают возможность принять участие в управлении. Таким образом, делегирование организационных полномочий является актуальным и необходимым для любой организации.

Целью данной курсовой работы является анализ и всестороннее рассмотрение понятий ответственности и  делегирования  полномочий как значимого элемента управления организацией.

Основные задачи данной курсовой работы:

1. рассмотреть понятия полномочий и ответственности;

2. раскрыть сущность понятия делегирование полномочий;

3. выявить основные принципы делегирования полномочий;

4. рассмотреть и проанализировать принцип делегирования полномочий на примере ОАО «Газпром-нефть».

Данная курсовая работа содержит три  главы. В первой главе рассматриваются  понятия полномочий и ответственности, на их основе определяется понятие  делегирования полномочий, и выделяются основные принципы делегирования. Во второй главе дается общая характеристика ОАО «Газпром-нефть», и определяется его организационная структура. В третьей главе проводится анализ организационной структуры ОАО «Газпром-нефть» в контексте разделения ответственности и делегирования полномочий.

 

Глава 1. Теоретические основы делегирования  полномочий

1.1 Понятие ответственности

Ответственность - это обязательство  работника выполнять возложенные на него задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. [4]

Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный  работник берет на себя, то он не может  ее передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность  за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется  ответственным за удовлетворительное или неудовлетворительное завершение работы.

Под обязательством понимается то, что  от работника ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда  он занимает определенную должность  в организации. [3] Фактически, работник заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы.

Важно осознать, что делегирование  реализуется только в случае принятия полномочия.

В крупных организациях руководителя высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые  фактически выполняют большинство  конкретных задач. Тем не менее, они  несут ответственность за дела фирмы  и своих подчиненных.

Объем ответственности – одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.

Разделение ответственности

В практике управления компаниями применяются две системы распределения ответственности по уровням иерархии в организации. (рис.1) [1]

Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема напоминает «елочку». Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами. Принцип единства подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности руководителя, стоящего под ним на иерархической лестнице. Такая система является основой бюрократической организации Вебера и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Она позволяет легко найти ответственного за неудачу в организации.

Недостатком системы «елочка» является то, что в рамках распространенной функциональной департаментизации  она ослабляет функциональные права. [1]

Рисунок 1 — Распределение прав и ответственности в организации по системам

«елочка» и «матрешка»

 

Вторая система — система двойного или множественного подчинения («матрешка») — исторически строилась на комбинации отношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в.семьях с азиатской культурой.

В отличие от «елочки», система  «матрешка» построена так, что права  и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают  права и ответственность всех нижестоящих руководителей. При такой системе права и ответственность распылены между многими уровнями организации, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Им может стать руководитель любого уровня, и определяться это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои политические цели. В России эта система сформировалась в государственном управлении во времена Ивана Грозного, и одним из ее проявлений была опричнина. Советская система управления также основывалась на этом свойстве. [1]

Получается, что система сознательно допускает наличие двух и более лиц, имеющих одинаковые полномочия относительно объекта управления. Таким образом, окончательное решение принимается на «самом верху» организации и позволяет тем самым осуществлять тотальный контроль.

1.2 Понятие полномочий

В современных условиях никто не в состоянии единолично руководить организацией и решать все возникающие  проблемы, даже те, которые непосредственно входят в круг служебных обязанностей. Во-первых, есть физиологические ограничения отдельного человека, во-вторых, отдельные функции и проблемы могут иметь настолько специфичную природу, что требуют использования знаний и опыта многих людей. Поэтому, хотя руководитель и сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, все же для решения других проблем он наделяет полномочиями, а также необходимыми правами и ответственностью своих подчиненных, обладающих знаниями, опытом и заинтересованностью. Таким образом, происходит расщепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между субъектами управления и наделения их соответствующими полномочиями.

Полномочия — это совокупность официально представленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения и отдавать распоряжения в интересах организации. [2]

По сути, полномочия являются ограниченным правом должностного лица на использование  ресурсов и командование людьми.

В каждом звене управленческой структуры  важным условием ее функционирования является соответствие полномочий и ответственности. Превышение полномочий над ответственностью может привести к административному произволу, а обратная ситуация — к параличу управленческой деятельности. Также нельзя путать полномочия и власть. Власть представляет собой реальную способность влиять на ситуацию. Поэтому можно иметь власть, не обладая полномочиями, и, наоборот, иметь полномочия, не обладая властью. Другими словами, полномочия определяют сотруднику то, что он имеет право делать, а власть определяет, что он действительно может делать. Только должность обладает полномочиями, а не субъект, который ее занимает. Как говорят, «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда субъект меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой, т.е. наделение полномочиями  невозможно, пока на должности нет человека, и поэтому обычно говорят о наделении полномочиями субъекта.

1.2.1 Виды полномочий

Полномочия, которыми наделяются субъекты, всегда ограничены. В некоторых случаях эти ограничения изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.

1.2.2.Линейные полномочия

Линейные полномочия — это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем. [5]

Например, директор больницы, обладающий полными линейными полномочиями по распоряжению ее ресурсами, может  использовать больничные деньги на покупку  любого товара путем простого распоряжения бухгалтеру произвести платеж. Этот директор также может иметь право принимать решения, каких врачей следует принять на работу, какой оклад должен устанавливаться для каждой должности, а также выбирать руководителей подразделений и устанавливать цели для больницы. Аналогичным образом, управляющий по сбыту может обычно принимать окончательное решение по приему новых торговых агентов, относительно величины предусмотренных сметой расходов для каждого торгового агента, по вопросу, какие торговые агенты будут обслуживать определенных клиентов.

Информация о работе Ответственность, разделение ответственности и делегирование полномочий в менеджменте (на примере ОАО «Газпром-нефть»)