Перераспределение полномочий и ответственности в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ делегирования полномочий, выявить преимущества и недостатки, обосновать собственные выводы и предложения перераспределения полномочий ОАО «Agfa/ Gevaert».
Следует отметить, что поскольку перераспределение полномочий инициируется в подавляющем большинстве случаев более высоким руководством по отношению к низшему, и поскольку решения о перераспределении принимаются только “сверху - вниз”, синонимом понятия “перераспределение” мы можем считать понятие “делегирование” и употреблять их на взаимозаменяемой основе.

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность делегирования в системе менеджмента 6
1.1 Понятие полномочий и ответственности, их перераспределение 6
1.2 Значение делегирования полномочий для работы в современной
организации 11
2 Виды полномочий и ответственности в менеджменте 15
2.1Делегирование полномочий и ответственности подчиненным 15
2.2 Принципы эффективного делегирования полномочий 22
2.3 Обязанность и ответственность должностных лиц 28
3 Анализ перераспределения полномочий на примере компании
«Agfa/ Gevaert». 32
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ Перераспределение полномочий и ответственности в системе менеджмента.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

     -Ждать указаний, что делать. Предпринять определенные действия только после того, как будет получена соответствующая команда. Эта форма делегирования в наименьшей степени связана с предоставлением прав, поскольку не позволяет подчиненному проявлять собственную инициативу. В этом случае отпадает необходимость в контроле сроков (когда выполнено) или объема сделанной работы (что сделано).

     - Спросить, что делать. Подчиненным предоставляется некоторая свобода при решении вопроса о сроках выполнения задания, но не о его содержании. Подчиненные могут формулировать свои идеи по поводу того, как лучше выполнить задание, однако, поскольку они не могут приступить к действию без санкции менеджера, сфера их полномочий крайне ограничена.


     - Получить рекомендации, затем приступить к действиям. Этот вариант дает            

 

подчиненным больше прав, поскольку в этом случае они получают некоторую свободу в установлении сроков и содержания делегированного  им задания.

     - Выполнять задание и немедленно докладывать о результатах. Подчиненным предоставляется право руководствоваться собственной инициативой, но от них требуется докладывать о своих действиях менеджеру, чтобы он мог удостовериться, что принятые ими решения правильны и не противоречат другим задачам организации.                                                                                       

     - Приступить к делу, а докладывать только в плановом порядке. Подчиненные сами контролируют как сроки, так и объем, и содержание порученного задания. Отчеты предоставляются только в плановом порядке, чтобы согласовать действия сотрудников. Если работник обладает соответствующими способностями, информацией и опытом, то возможность действовать самостоятельно стимулирует сотрудника к работе и влечет за собой ощущение удовлетворенности трудом.                                                                                 

     3 Менеджер должен ясно понимать, какого уровня проявления инициативы он ожидает от подчиненных.                                                            

     4 Предложить работнику принять участие в рассмотрении вопроса о делегировании полномочий. Обычно менеджеры не в состоянии предоставить подчиненным возможность полного выбора, но могут позволить им решать, когда работа должна быть выполнена, каков уровень ответственности, когда следует приступить к работе, как ее выполнить, какие ресурсы задействовать. Все это расширяет сферу влияния работников. Такое соучастие работников в процессе принятия решения не должно носить манипулятивного характера, то есть не должно сводиться к доведению до них заранее принятых решений. Скорее, менеджерам следует обеспечить соучастие работников, если этого требует задание, и если результатом выполнения работы может быть личностное развитие работников.

     5 Подчиненному следует не только дать возможность получить всю интересующую его информацию о задании, но и позволить ему свободно высказывать свои соображения относительно параметров работы. Если                                                                                   


                                                                                                                               

подчиненные будут ждать  от менеджера ответов на все вопросы  или постоянной опеки, это может привести к их чрезмерной зависимости.                              

     6 Установить паритет между правами и ответственностью. Для того чтобы подчиненным сопутствовал успех, их следует обеспечить всеми правами, необходимыми для выполнения порученного им задания. Менеджер ни в коем случае не должен наделять подчиненных избыточными правами, то есть давать им излишние власть, свободу, ресурсы и информацию. Подобное несоответствие ведет к снижению уровня ответственности, злоупотреблению полномочиями. Менеджер может возложить на подчиненных первичную ответственность, то есть ответственность за краткосрочные (промежуточные) результаты. Они будут нести эту ответственность перед менеджером, делегировавшим им соответствующие полномочия.

     7 Работать в пределах существующей организационной структуры. Другим важным принципом делегирования с одновременным предоставлением прав является передача полномочий на самый нижний организационный уровень, на котором может быть выполнено данное задание. К решению задачи следует привлекать лиц, принимающих непосредственное участие в работе и в принятии решений. Это приводит к снижению трудовых издержек и издержек, связанных со сбором информации, и нередко к росту эффективности. В то время как менеджеры рассматривают проблему в более широком контексте, нижестоящие сотрудники обладают конкретными познаниями, необходимыми для реализации многих задач.


     8 Обеспечить адекватную поддержку при выполнении заданий. При делегировании полномочий подчиненным менеджеры должны гарантировать им всяческую поддержку. Для этого им необходимо выступать с публичными сообщениями и объяснять, чего они ждут от сотрудников. Помимо прочего, им следует постоянно снабжать подчиненных информацией и ресурсами, нужными для решения поставленной задачи. Эта поддержка не только способствует выполнению задания, но и свидетельствует об интересе руководства к работе и его заботе о подчиненных. Менеджер должен также научить подчиненных                                                                                                                                    

 

самостоятельно добывать необходимые ресурсы, поскольку  один менеджер вряд ли сможет снабдить их всем необходимым.

      9 Обращать особое внимание на ответственность за результаты работы. После делегирования полномочий и наделения работника правами менеджер должен отказаться от пристального контроля над процессом выполнения задания подчиненным. Следует помнить, что основной целью делегирования является успешное решение задачи, а не отработка менеджером своих излюбленных методов работы. Использование методов, ущемляющих интересы других работников или противоречащих принятым в организации нормам, следует считать недопустимым. Главным образом, менеджер должен обращать особое внимание на результаты работы, а не на то, каким образом подчиненный ее выполнил. Менеджер должен четко установить, каковы требования к результату.                                                                                         

     10 Делегирование полномочий должно осуществляться последовательно. Менеджеру нужно принимать решения о делегировании полномочий заранее. Если менеджер обладает достаточным количеством времени, он самостоятельно проделывает и ту работу, которую можно и нужно бы передать подчиненным. Следует помнить, что делегировать нужно как приятные, так и неприятные задания. Иногда менеджеры приберегают для себя более интересные, а подчиненным передают скучные и неприятные задания. Если подчиненные сочтут, что им поручается только «грязная работа», они вряд ли станут доводить ее до конца. С другой стороны, менеджер не должен бояться поручать подчиненным трудные задачи. Последовательное делегирование означает, что менеджер делегирует полномочия постоянно, а не только тогда, когда сам перегружен, и что делегируются и приятные, и неприятные задания.

     11 Избегать возврата делегированных полномочий. В процессе обсуждений менеджерам приходится сталкиваться и с так называемым «возвратом делегирования», когда подчиненные, наделенные определенными полномочиями, пытаются вернуть эти полномочия. Менеджер должен пресекать      


такие попытки открыто  и честно. Менеджерам, которым не удается совладать с

 

ситуацией, приходится тратить  время не на выполнение своей работы, а на

решение задач своих  подчиненных. Один из способов, позволяющих избежать возврата полномочий, состоит в том, чтобы объяснить работникам: они должны сами воплощать в жизнь собственные решения. Нужно не обсуждать саму проблему или давать советы, а рассматривать предлагаемые подчиненным варианты ее решения и их допустимость. Эта тактика позволяет менеджеру не только избежать возврата полномочий и выполнения работ, первичная ответственность за которые лежит на других, но и помогает обучить работников самостоятельно решать проблемы. Возврат полномочий нисколько не способствует и расширению прав работников, но, скорее, приводит к усилению их зависимости от менеджера.

    12 Объяснить сотрудникам, какие перспективы содержит в себе решение поставленной задачи. Подчиненные должны осознавать последствия выполнения переданных им заданий. Они лучше поймут поставленную задачу и проявят большую инициативу, если будут знать, какая награда, какие перспективы ожидают их в случае успеха, как это повлияет на конечного потребителя или на миссию организации и так далее. В частности, менеджер должен помочь подчиненным осознать связь между успешным выполнением задания и финансовым вознаграждением, возможностью продвинуться по службе и повысить квалификацию, получить неформальное признание и так далее.


     13 Разъяснение последствий может способствовать и пониманию того, что делегирование полномочий необходимо не только для выполнения задания, но и для укрепления межличностных отношений. Успешное выполнение поставленных задач должно приводить и к таким результатам, как укрепление взаимоотношений с другими сотрудниками организации, в команде или лично с менеджером. Поэтому нужно, чтобы в результате любого опыта делегирования полномочий укреплялись как межличностные отношения, так и организация в целом.

 


     2.3 Обязанность и ответственность должностных лиц.

     Должностные  обязанности  руководителя находится  в тесной зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать в процессе своей работы. Поэтому их рассмотрение целесообразно начать с анализа важнейших функций руководителя. В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т. е. обязательных видов деятельности, среди которых необходимо выделить следующее:                                                                         

     1)Административная функция является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В административную функцию входит пять подфункций:                                                                                                         

     -планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;                

     -организация, связанная с созданием необходимых условий деятельности – распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;                                                                                      

     -кадровая, заключающаяся в организации подбора необходимых работников, их ориентации, профессионального  обучения, обеспечения необходимым  инструктажем.                                                                                                   

     - стимулирующая, предполагающая  действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности;

     - контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведение её необходимой корректировки.

     2) В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом в процессе разработки стратегии и составления планов.

.                                                                                                                                                                                                                                        

     3) Экспертно – консультативная функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:                                           

     - в связи с реализацией им профессиональной компетентности;                                 

     - в связи с действиями по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчинённым;              

     - в связи с контролем работы подчинённых, осуществляемым в форме консультирования, проведения собеседования, публичного обсуждения в результатов.                                                                   


     4) Коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на роботу , проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространите деловой информации, проведение переговоров и др.

      5) Социальную функция. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально – психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

     Основная задача руководителя состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчинённых, проконтролировать и оценить их действия. С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. Это сделать нелегко, так как времени для выполнения работы в таких условиях потребуется больше, да и способности менеджера должны быть исключительными. По умению делегировать права и обязанности подчиненным оцениваю качество работы менеджера. По мере роста компании несоизмеримо увеличивается количество решаемых руководителями задач. Поэтому актуальность делегирования в этих условиях только возрастает. Менеджер может осуществить делегирование только в условиях, когда подчиненный принял адресованные ему полномочия. Принимая на себя полномочия по

Информация о работе Перераспределение полномочий и ответственности в системе менеджмента