Планирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………………….…………....4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….……………………………..…………....6
1.1 Сущность инноваций……………………………………………………….…………….....6
1.2 Сущность инновационной деятельности…………………………………..……………...10
1.3 Роль и необходимость инновационной деятельности………………………………........12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КУПАЛА – АГРО»……………………………………………………………….…………...15
2.1 Характеристика организации ОАО «Купала – Агро» ……………………….…………..15
2.2 Анализ внутренней среды организации………………………………….…………….....15
2.3 Анализ инноваций в организации……………………………………….………………..25
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….……………..28
3.1 Расчёт эффективности внедрения оборудования………………………………………...28
3.2 Мероприятия по повышению работоспособности человека………………………….…32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……….……………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 240.86 Кб (Скачать файл)

         3) По степени новизны инноваций выделяют:

- нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;

- улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

- модификационные – нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

         По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.

         По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства[2,стр. 77]

         Обобщенная классификация инноваций по признакам приведена в таблице 1.1 [4,стр. 34]

 

Таблица 1.1 - Обобщенная классификация инноваций по признакам

Признак классификации инноваций

Виды инноваций

Уровень новизны

Радикальные (базовые)

Ординарные(иодифицирующие)

Масштаб новизны

Новые в мире

Новые в стране

Новые в регионе

Новые для фирмы

Сфера использования

В сфере науки

В социальной сфере

В сфере производства

В коммерческой сфере

Масштаб использования

В трансконтинентальном масштабе

В транснациональном масштабе

В национальном масштабе

В региональном масштабе

В масштабах фирмы

Частота использования

Разовые

 

Эффективность

Повторяющиеся

 

Форма представления идейной сути

Высокоэффективные

низкоэффективные

Открытия

Изобретения

Полезные модели

Промышленные образцы

Ноу-хау

Техническая документация

С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности

- Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные

По назначению

Направленные на:

- эффективность

- улучшение условий труда

   
   

 

 




         Важнейшей характеристикой инноваций является уровень новизны. Так предприятие, производящее инновационную продукцию, может получить существенный экономический эффект, если эта продукция является принципиально новой, предназначенной для удовлетворения ранее неудовлетворявшихся потребностей. Такая продукция, относящаяся к разряду радикальных инноваций, как правило, обладает значительным коммерческим потенциалом, характеризуется высокой конкурентоспособностью и имеет большой спрос на рынках сбыта. К разряду радикальных инноваций также может быть отнесена продукция, которая является принципиально новой по сравнению с существующей. Менее эффективной в экономическом отношении является инновационная продукция, относящаяся к разряду ординарных инноваций. Это – обновленная продукция, которая обладает улучшенными или новыми дополнительными свойствами по сравнению с существующей, что позволяет расширить рынки ее сбыта [1, с. 6].

         Таким образом, изучение понятия «инновация» позволяет сформулировать некоторые выводы.

         Во-первых, специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии.

         Во-вторых инновация всегда успешна. Эффект, который должна обеспечивать инновация может быть техническим, экономическим, социальным и экологическим. Это можно выразить в виде формулы:

 
                 Инновация = Новшество + Достигнутая эффективность         (1)

 
          В-третьих, основными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Все три свойства в равной мере важны для определения и существования категории «инновация». Коммерциализация по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, без которого оно становится простым новшеством.

         Инновация есть результат инновационной деятельности[5,стр. 24].

 

 

1.2 Сущность инновационной деятельности

 

         Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание и практическое использование (доведение до потребителя) новых или усовершенствованных видов продукции, технологий, услуг или организационных решений административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающих экономический (социальный, экологический или иной) эффект.

         К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

         Инновационная деятельность начинается с осознания противоречия "субъект — внешняя среда" и формирования цели деятельности, способной разрешить выявленное противоречие с учетом конкретных социально-экономических, культурно-этнических и прочих условий. Противоречия экономической среды представляют собой, в первую очередь, изменения ситуации. При этом возникновение новаторских идей объективно выступает в качестве ответной реакции на меняющиеся внешние условия, под воздействием которых меняются также стратегическая линия развития предприятий, причины, обусловливающие нововведения, структура организаций — инициаторов инноваций и источников финансирования и т. д.[6, стр. 245].

         Между инновационной и производственной деятельностью, в рамках единого воспроизводственного процесса, также имеют место противоречия. Производственная деятельность в текущем периоде достигает эффективности в условиях стабильности, тогда как инновационная деятельность приводит к изменению состава и структуры воспроизводственного процесса. В долгосрочном периоде именно необходимость эффективного развития побуждает производство к постоянному внедрению инноваций. Это обеспечивает достижение самим производством более высокого качественного состояния в результате применения принципиально новых орудий и предметов труда, прогрессивных технологических процессов, способов организации производства, труда, управления, что в конечном счете снижает издержки на производство продукции [7, стр. 115].

         Современная инновационная деятельность базируется на следующих методологических принципах:

- приоритет инноваций над традиционным  производством

-экономичность инновационного  производства (достижение коммерческого  успеха)

- гибкость (под новую идею создается  самостоятельная инновационная  структура, которая может быть  абсолютно непригодной для решения  других проблем)

-комплексность (кардинальная инновация  как правило вызывает появление  целой совокупности сопутствующих  ей более мелких нововведений) [8, с.5].

         Субъектами инновационной деятельности являются инновационные организации, т. е. такие организации, которые непосредственно занимаются инновационной деятельностью или способствуют этой деятельности. В случае создания инновационной продукции главными субъектами инновационной деятельности выступают производственные организации — фирмы, производящие эту продукцию.

        Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления[8, стр. 100]. Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы являются:

1. проведение анализа и формирование  прогноза направлений научно-технологического  и инновационного развития экономики  с учетом реальных условий  рыночного спроса;

2. развитие инфраструктуры инновационной  системы;

3. вовлечение в хозяйственный  оборот результатов интеллектуальной  деятельности;

4. технологическое переоснащение  производства для выпуска инновационной  продукции;

5. проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг  по выводу инновационной продукции  на рынок [11, с 17-18].

         Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации нововведений включает в себя:

- проведение научно-исследовательских  и конструкторских работ по  разработке идеи новшества, проведению  лабораторных исследований, изготовлению  лабораторных образцов новой  продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья  и материалов для изготовления  новых видов продукции;

- разработку технологического  процесса изготовления новой  продукции;

- проектирование, изготовление, испытание  и освоение образцов новой  техники, необходимой для изготовления  продукции;

- разработку и внедрение новых  организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

-исследование, разработку или приобретение  необходимых информационных ресурсов  и информационного обеспечения  инноваций;

- подготовку, обучение, переквалификацию  и специальные методы подбора  персонала, необходимого для проведения  НИОКР;

- проведение работ или приобретение  необходимой документации по  лицензированию, патентованию, приобретению  ноу-хау;

- организацию  и проведение маркетинговых исследований по продвижению

инноваций и т.д [9, стр 19].

 

1.3 Роль и необходимость инновационной  деятельности

 

         Учитывая взаимосвязанность целей инновационной деятельности и определяющих ее факторов, рассмотрим характер и содержание целей инноваций, осуществляемых на предприятиях. Они могут быть подразделены на стратегические и тактические (конкретные) цели. В современных условиях стратегическими целями являются выживание, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности, экспансий, завоевание новых рынков. Отметим, что рыночной экономике цели максимизации прибыли и повышения конкурентоспособности продукции являются приоритетными.

         Тактические (конкретные) цели инновационной деятельности предприятий достаточно многообразны. Перечислим основные из них замена устаревшей продукции, расширение ассортимента продукции, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение, снижение материальных и энергетических затрат, улучшение качества продукции, снижение загрязнения окружающей среды, повышение гибкости производства. При этом тактические цели инновационной деятельности носят комплексный характер. Достижение этих стратегических и тактических целей во многом зависит от выше указанных факторов различного характера. При принятии управленческих решений по инновациям важны четкая классификация факторов и выявление их содержания. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий, делятся на внутренние (относящиеся к предприятиям) и внешние (не зависящие от предприятий). В свою очередь, внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные.

         Для предприятий внутренние комплексы инновационной деятельности являются первоочередными. Такими могут быть моральный и физический износ оборудования, устаревшая технология, необходимость снизить энергозатраты, стремление расширить производственные мощности. Для современных предприятий в управлении инновационной деятельностью важным является учет таких факторов, как инновационный климат в коллективе и восприимчивость его к нововведениям. На инновационную деятельность предприятий особое влияние оказывает их отраслевая принадлежность. Она в значительной мере создает привлекательность инноваций для частных, отечественных и иностранных инвесторов. При прочих условиях именно фактор отраслевой принадлежности повышает притягательность инвестиций. На предприятиях, где произошла смена собственника и их руководства, факторами инноваций стали институциональные перемены, т.е. смена формы контроля[10, стр.19-20].

         Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг). Конкурентоспособность – это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

         Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

 
             Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание     (2)

 
          Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

         Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

- фирма-новатор, занимающаяся прежде  всего вопросами нововведений;

- инжиниринговая: фирма, разрабатывающая  оригинальные модификации товара и его дизайн;

- узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно  н несложных изделий массового  выпуска;

- производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества[12, стр. 158].

Информация о работе Планирование инновационной деятельности