Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 15:14, курсовая работа
Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям.
ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………………………….…………....4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….……………………………..…………....6
1.1 Сущность инноваций……………………………………………………….…………….....6
1.2 Сущность инновационной деятельности…………………………………..……………...10
1.3 Роль и необходимость инновационной деятельности………………………………........12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КУПАЛА – АГРО»……………………………………………………………….…………...15
2.1 Характеристика организации ОАО «Купала – Агро» ……………………….…………..15
2.2 Анализ внутренней среды организации………………………………….…………….....15
2.3 Анализ инноваций в организации……………………………………….………………..25
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….……………..28
3.1 Расчёт эффективности внедрения оборудования………………………………………...28
3.2 Мероприятия по повышению работоспособности человека………………………….…32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……….……………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..41
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров[13, стр. 245].
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КУПАЛА – АГРО»
2.1 Характеристика организации ОАО «Купала – Агро»
17 декабря 2010г. СПК им. Янки Купалы был реорганизован в ОАО «Купала – Агро». Оно находится в 55 км. От Минска по трассе Минск – Вильнюс. Общая земельная площадь – 6362 га., в том числе сельхозугодий – 5762 га., из них пашни – 4162 га.
В настоящее время в состав «Купала – Агро» входит 31 населённый пункт, которые объединены в два отделения: Радошковичи и Граничи. В обществе работает 252 человека, из них – 47 молодые люди. Основное направление деятельности – производство молока, мяса , зерна и овощей. Поголовье крупного рогатого скота – 1958 голов, из них дойное стадо – 982 головы, свиней – 1549 голов. Продукция производится на четырёх молочно – товарных фермах, свиноферме. В хозяйстве имеется пасека на 80 пчелосемей.
«Купала – Агро» является открытым акционерным обществом.
Таблица 2.1 – Численность работников бухгалтерии
Наименование показателя |
Номер строки |
Всего, человек |
Численность работников бухгалтерии: |
||
по штату |
110 |
8 |
фактически |
120 |
7 |
Из общего числа работников бухгалтерии: главных бухгалтеров: |
||
по штату |
150 |
1 |
фактически |
160 |
1 |
из них имеют: |
||
высшее образование |
210 |
|
среднее специальное образование |
220 |
|
2.2 Анализ производственно – экономической деятельности ОАО «Купала - Агро»
Для анализа сильных и слабых сторон ОАО «Купала - Агро», дающего ответ на вопрос, обладает ли предприятие необходимым потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися перед ним возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями, воспользуемся методом управленческого обследования. Для этого исследуем четыре важнейших подсистем предприятия: маркетинг; финансы; производство; персонал.
1. Анализ подсистемы маркетинг
Подсистема маркетинг направлена на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд и запросов для решения целей, стоящих перед предприятием. Она осуществляет анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание связей с целевыми покупателями.
В настоящее время в ОАО «Купала - Агро» маркетинг осуществляется в соответствии с концепцией совершенствования производства, однако наблюдается его переход непосредственно на концепцию маркетинга, цель которой – выявление с помощью исследований запросов целевого рынка и обеспечение их желаемого удовлетворения.
Занимаемая доля рынка. Представим данные о ёмкости внутренних рынков сбыта и продажах изделий предприятия на них в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Данные о ёмкости внутренних рынков сбыта и продажах изделий ОАО « Купала - Агро» [3].
Вид изделия |
Ёмкость рынка (оценочно) |
Продажи ОАО «Купала - Агро», тыс. шт. |
Доля рынка, % |
1. Зерновые и зернобобовые |
9226 |
3 947 |
42,7 |
2. Рапс |
704 |
335 |
47,6 |
3. Картофель |
6911 |
365 |
5,3 |
4. Овощи |
1581 |
148 |
9,4 |
5. Скот и птица |
1557 |
64 |
4,1 |
6. Молоко |
6766 |
1950 |
28,8 |
По данным таблицы 2.2 видно, что ОАО «Купала - Агро» является лидером по продажам на внутреннем рынке рапса, что связано с его специализацией на производстве данного вида продукции, и занимает почти половину рынка зерновых и зернобобовых. Однако с обострением конкуренции доля рынка предприятия может значительно снизиться, несмотря на конкурентоспособность его продукции по цене.
В табл. 2.3 приведены сравнительные характеристики продукции ОАО «Купала - Агро».
Таблица 2.3 Некоторые характеристики выпускаемой продукции в сравнении с аналогами
Ассортимент |
Отпускная цена, руб. |
Аналог |
1. Картофель |
8000 |
7600 |
2. Молоко |
10500 |
12000 |
Как видно, цена на Картофель ОАО «Купала - Агро» больше на 400 руб., а на Молоко меньше – на 1500 руб. по сравнению с аналогом.
Разнообразие и качество ассортимента. ОАО «Купала - Агро» производит следующие виды продукции: зерновые и зернобобовые, рапс, картофель, овощи открытого грунта, свиньи, молоко цельное, мясо и мясопродукты, мед.
На предприятии наблюдается значительное обновление технологий, за счёт применения высококачественного сырья, улучшения потребительских свойств, высокого уровня технологии изготовления на базе изучения и применения опыта работы иностранных партнёров. В целом, ассортимент ОАО «Купала - Агро» включает в себя более 50 товарных признаков. В отношении выпускаемого ассортимента компания руководствуется принципом: «изготавливать те виды продукции, которые пользуются спросом».
Экспериментальный цех постоянно обновляет товарную номенклатуру на 35%.
Изменение потребностей и запросов. Потребности и запросы общества не остаются неизменными. Эти факторы достаточно неустойчивые. Людям надоедают однообразные продукты.
С целью удовлетворения возрастающих потребностей общества на предприятии проводятся следующие мероприятия:
По мере прогрессивного развития общества можно ожидать увеличение запросов его членов. Главная задача предприятия и подсистемы маркетинг – постараться быстро реагировать на происходящие изменения запросов и удовлетворять их по максимуму.
Маркетинговые исследования. На предприятии проводятся маркетинговые исследования с целью оценки изменения конкурентной ситуации, а также изучается динамика продаж изделий на внутреннем и зарубежных рынках.
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и сотрудники отдела маркетинга и торговли посещают торговые организации, в которых планируется открыть фирменные секции предприятия. Посещение этих торговых организаций проводится по заранее утвержденному графику.
Сбыт, реклама, продвижение товара. Продукция ОАО «Купала - Агро» реализуется через торговую сеть Минторга республики по заключенным договорам, ведомственные магазины и секции компании, мелкую оптовую торговлю с частными фирмами.
В 2013 году предприятием было заключено 280 договоров с торгующими организациями Республики Беларусь на 2014 год (табл. 3).
Таблица 2.4 Объем продаж по этим договорам составил, тыс. т
Ассортиментная группа |
Объём продаж |
1. Молоко |
19,5 |
2. Зерновые и зернобобовые |
39,5 |
3. Рапс |
3,4 |
4. Картофель |
3,7 |
5. Овощи открытого грунта |
1,5 |
6. Скот и птица |
1,4 |
7. мясо и мясопродукты |
0,03 |
8. Мед |
0,01 |
Всего |
69,04 |
Всего было реализовано продукции по договорам на сумму около 3164 млн. рублей.
Основными направлениями предприятия в области товародвижения является:
С целью увеличения объёмов сбыта ОАО «Купала - Агро» осуществляет:
Таким образом, можно выделить следующие сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности на предприятии (табл. 3.5).
Таблица 3.5 Сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности ОАО «Купала – Агро»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1Низкий рост производства
|
2.
Анализ функциональной
Финансовая деятельность ОАО " Купала - Агро " осуществляется в соответствии с финансовым планом предприятия.
Анализ финансовой деятельности основывается на расчёте показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности с использованием данных баланса предприятия и отчёта о прибылях и убытках.
Основные показатели финансового состояния ОАО «Купала - Агро» представим в табл. 3.6
Таблица 3.6 Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Купала - Агро»
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Оценка ликвидности | |||
1. Величина собственных |
-2240 |
-2849 |
-3662 |
2. Коэффициент текущей |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
3. Коэффициент обеспечения СОС |
-1,3 |
-1,3 |
-1,2 |
Оценка финансовой устойчивости | |||
1. Коэффициент манёвренности |
-0,1 |
-0,08 |
-0,1 |
2. Коэффициент соотношения |
0,9 |
1,4 |
1,3 |
Оценка деловой активности | |||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. |
5047000 |
9500000 |
14591000 |
2. Балансовая прибыль, тыс. руб. |
4494000 |
8545000 |
500000 |
3. Производительность труда по
отношению к выручке от |
20027,8 |
56886,2 |
78870,3 |
4. Оборачиваемость кредиторской задолженности, дн. |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
5. Коэффициент погашения |
19,1 |
16 |
24,5 |
6. Оборачиваемость основного |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
Оценка рентабельности | |||
1. Рентабельность продукции, % |
10,8 |
4,8 |
3,9 |
2. Рентабельность основного |
8,6 |
1,5 |
1,4 |
По данным табл. 3.6, видно, что в ОАО «Купала – Агро» нет собственных оборотных средств , необходимых для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Также понижается коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами, которые составили в 2013 году 0,7и -1,2 соответственно, что говорит о низкой платёжеспособности предприятия. Значения этих коэффициентов имеют особую важность для поставщиков сырья и банка, кредитующего предприятие.