Планирование потребности в кадрах и направления совершенствования в условиях действующей социальной политики» (на материалах ОАО « Агро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аттестации, как одной из важнейших форм оценки деятельности персонала. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические источники;
исследовать организацию аттестации работников ОАО «Агрокомбинат «Южный»;
изучить основные проблемы аттестации; разработать предложения по решению данных проблем.
Объект исследования: работники ОАО «Агрокомбинат «Южный».
Предметом исследования является: система аттестации персонала на ОАО «Агрокомбинат « Южный».

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Теоретические аспекты организации аттестации персонала. . . . . . . . . . . .
1.1 Аттестация персонала: понятие, характеристики, принципы, цели . . . .
1.2 Подготовка и правовое обеспечение проведение аттестации . . . . . . . . .
Методы и критерии оценки при аттестации персонала. . . . . . . . . . . . . . .
2 Анализ аттестации руководителей и специалистов в ОАО «Агрокомбинат «Южный». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Агрокомбинат «Южный» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Проведение аттестации руководителей и служащих на примере Агрокомбинат Южный. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Пути совершенствованию системы аттестации персонала на ОАО «Агрокомбинат «Южный» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1 Рекомендации по оптимизации проведения аттестации персонала. . . . .
3.2 Разработка программы аттестации персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая №19.docx

— 97.15 Кб (Скачать файл)

Она имеет целью изыскание  резервов роста повышения роста производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места [3,с.238].

 

 

    1. Подготовка и проведение аттестации

 

После того как определена цель проведения аттестации и выбран метод, стоит просчитать, во что обойдется  процедура аттестации. Сделать это  достаточно просто - умножить количество планируемых человеко-часов (на подготовку и проведение) на почасовую заработную плату, прибавить к этому недополученную прибыль (так как во время аттестации работник не будет выполнять основные должностные обязанности), прибавить организационные расходы (печать бланков, обработка материалов). Если полученная сумма представляется разумной, можно начинать подготовку. Если цель не оправдывает средства, стоит пересмотреть масштабы аттестации, число и ранг вовлеченных в процедуру менеджеров, подобрать более простые методы [10,с.87].

Когда окончательное решение  принято, необходимо:

Подготовить Положение об аттестации (Приложение 1). Имеет смысл  проконсультироваться с юристом, так  как возможные изменения (должность, оклад) в результате аттестации должны быть юридически грамотно оформлены.

Ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и  методом аттестации, чтобы избежать естественного страха и негативного  отношения. Подчеркнуть положительные  моменты аттестации.

Составить план аттестации (подготовка, проведение, анализ результатов). Обязательно предусмотреть обратную связь - каждый сотрудник имеет право  знать о результатах своей  аттестации и, в случае несогласия, обсудить спорные моменты с руководителем.

Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:

1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении  аттестации, утверждение аттестационной  комиссии, подготовка и размножение  документации, информирование трудового  коллектива о сроках и особенностях  аттестации.

2. Формирование состава  аттестационной комиссии и его  утверждение: директор по персоналу  (председатель), начальник отдела  кадров (зам.председателя), руководитель подразделения, где проходит аттестация, юристконсульт, социальный психолог.

3. Основной этап: организация  работы аттестационной комиссии  по подразделениям предприятия,  оценка индивидуальных вкладов  работников, заполнение анкет, компьютерная  обработка результатов.

4. Заключительный этап: подведение  итогов аттестации, принятие персональных  решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении  или увольнении сотрудников, не  прошедших аттестацию.

От аттестации освобождаются  руководители и специалисты, проработавшие  в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие  ребенка до года и др [11,с.177].

Субъект оценки - лицо, группа лиц, орган, которым предопределено право проводить оценку работников. Чаще всего в качестве субъекта оценки выступает аттестационная комиссия. Аттестационная комиссия возглавляется председателем, (в состав входят члены комиссии и секретарь). В качестве членов комиссии привлекаются руководящие работники, ведущие специалисты различных структурных подразделений предприятия, представители общественности (профсоюза), эксперты высококвалифицированные специалисты, уполномоченные для проведения оценки. В качестве экспертов могут выступать, работники данного подразделения, хорошо знающие аттестуемого. Состав аттестационной комиссии не более 5 - 6 человек [3,с.108].

Среди работников предприятия  проводится разъяснительная, работа о  задачах аттестации, ознакомление с  методикой проведения, порядком подготовки необходимых документов. График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а документы в  комиссию должны представляться не менее  чем за две недели аттестации. Это  чаще всего аттестационный лист и  отзыв-характеристика.

Аттестационный лист (Приложение 2) содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в  должности и т.д. Данная информация готовится работниками кадровой службы.

Отзыв-характеристика отражает обобщенные результаты оценки деятельности работника, анкетного опроса о поведении  работника в коллективе, оценка работника  руководителем. Регулярное проведение экспертной оценки проведения аттестуемых возлагается на специалистов кадровой (социологической) службы. Ответственность за учет и оценку деятельности работника несет руководитель подразделения. Отзыв-характеристика обсуждается на собрании коллектива. Работник должен быть ознакомлен с ней не менее чем за неделю до аттестации под роспись. Отзыв-характеристика передается в кадровую службу или непосредственно в аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия рассматривает представленные ей документы, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного  вклада в выполнение планов работы предприятия, совершенствованию организации  труда и производства, соблюдение трудовой дисциплины, квалификации и  исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с  квалификационным справочником должностей служащих.

На основании этого, с  учетом обсуждения в отсутствие аттестуемого открытым голосованием дает одну из следующих  итоговых оценок:

а) соответствует занимаемой должности;

б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения  работы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии с повторной аттестацией  через год;

в) не соответствует занимаемой должности.

Работника знакомят с решением комиссии (Приложение3), указывая на сильные  и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении  его продвижения (профессиональном росте) или о необходимости повышения  квалификации.

Заседание аттестационной комиссии протоколируется (Приложение4).

Материалы аттестации передаются руководителю предприятия для принятия решения. Аттестационный лист и отзыв-характеристика хранятся в его личном деле.

Руководство предприятия, общественных организаций и отдел кадров подводят итоги аттестации, разрабатывают  план работы с кадрами руководителей  и специалистов на следующий аттестационный период.

На основании собранных  в ходе аттестационной процедуры  данных можно решать ряд управленческих задач. Первая группа задач может  быть решена только на основании аттестационных данных, без всякой дополнительной информации, вторая требует дополнительной информации о прямых и косвенных  результатах хозяйственной деятельности предприятия или организации.

Аттестационные комиссии по окончании аттестации подводят итоги  и представляют руководителю предприятия  отчет с анализом расстановки  трудовой активности аттестованных  кадров. Выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию  работы с кадрами и организации  проведения аттестации. Важно, чтобы  аттестация работников проходила в  доброжелательной обстановке, чтобы  комиссия осознавала свою ответственность  в обеспечении объективности  оценки.

Эффективность аттестации возрастает, если с ней связаны определенные правовые последствия: поощрение, перевод  на более высокую должность, увольнение и др. Поэтому по итогам аттестации издается приказ, которым утверждаются ее результаты, решения об изменениях в расстановке кадров, о должностных  окладах, зачислении перспективных  работников в резерв на повышение, поощряются положительно аттестованные работники  и т.д.

Результаты аттестации обсуждаются  на производственных собраниях, совещаниях совместно с профсоюзной организацией, анализируются итоги аттестации, соблюдение порядка и условий ее проведения, принимаются решения по устранению выявленных недостатков.

 

Таблица 1.1 –Этапы проведения аттестация

 

 

К Т О

К О Г Д А

плюсы

минусы

Непосредственный руководитель

Подходит в любых случаях.

Имеет наилучшее представление  о работе и работнике. Логическое завершение оценки сотрудника, имеющей  место постоянно в течение  года, и получение обратной связи. Дешево.

Работник и так общается с руководителем постоянно. Субъективизм. Учет преимущественно целей подразделения, а не организации.

 

Руководитель руководителя

Два способа - участвует в процессе оценки руководителем или проводит самостоятельно. Используется, когда необходимо сравнивать деятельность в разных подразделениях.

«Честная игра». Оценка более  стандартизована, так как позволяет  избежать отпечатков особенностей множества  линейных руководителей. Возможность  работнику пообщаться с вышестоящим  руководством.

Требует больше затрат и  времени.

 

Представитель службы персонала

Используется реже, чем  предыдущие, или в сочетании с ними. Например, если отсутствует непосредственный руководитель, или для компании с матричной структурой, или при командной работе. Идеально при оценке психол. климата.

Подходит, когда нет другого  варианта: например, компания работает, создавая команды под проекты, и  каждый сотрудник взаимодействует  с разными руководителями и коллегами  в процессе работы.

Очень сильная зависимость  от квалификации представителя службы персонала.

 

Самооценка

Сотрудник сам себя оценивает. Используется при сравнении различных  аспектов своей собственной деятельности. Используется редко, чаще является элементом системы.

Помогает избежать субъективного  отношения оценщиков. Если используется как часть системы, сравнение  результатов самооценки и оценки руководителя может стать отправной точкой аттестационного интервью.

Самостоятельное применение крайне ограничено из-за возможности  переоценки и неадекватного восприятия.

 

Оценка равными (коллегами)

Используется не очень  часто из-за психологических проблем. Если используется, оценка осуществляется группой, результаты осредняются.

У коллег более ясное понимание  того, как оцениваемые выполняют работу.

Коллеги могут не захотеть оценивать работу друг друга (воспринимается как «донос»).

 

Оценка подчиненными

Используется редко.

Показывает вышестоящим  руководителям возможности оцениваемого и управленческие способности. Может использоваться для планирования карьеры или корректировки деятельности оцениваемого.

Подчиненные знают не все  аспекты работы руководителя. Руководители могут возражать против оценки из-за боязни подрыва авторитета. Подчиненные  опасаются, что их оценки идентифицируют и последуют репрессии.

 

Центр оценки (ассесмент)

Оцениваются преимущественно  руководители.

Позволяет учитывать больше факторов, чем при сравнении со стандартами выполнения работы. Очень  хорошо для решения о продвижении.

Дорого. Не всегда в компании есть специалисты должной квалификации (предполагается участие нескольких «оценщиков»). Привлечение внешних  консультантов.

 
         

Источник: [3, с. 109]

 

 

    1. Методы и критерии оценки при аттестации персонала

 

Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре  управления трудом управленческого  персонала. Она представляет собой  определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую  выполнять регулятивную функцию  в отношении деятельности оцениваемых  управленческих работников и руководителей.

Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов  работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого  работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии [13,с.46].

По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

-знание производства - его  технических и технологических  особенностей, современных направлений  развития;

-знание экономики - методов  планирования, экономического анализа;

-умение выбирать методы  и средства достижения наилучших  результатов производственно-хозяйственной  деятельности при наименьших  финансовых, энергетических и трудовых  затратах;

-наличие специальных  знаний в области организации  и управления производством (теоретических  основ, передовых методов и  форм, рекомендаций современной  отечественной и зарубежной науки  управления), а также умение применять  их в своей практической деятельности;

-способность рационально  подбирать и расстанавливать кадры;

-умение мобилизовать  коллектив на решение поставленных  задач;

-способность и умение  поддерживать дисциплину, отстаивать  интересы дела;

-умение целесообразно  планировать работу аппарата  управления;

-распределять права, полномочия  и ответственность между подчиненными;

-координировать деятельность  всех служб и подразделений  как единой системы управления  организацией;

-умение планировать и  организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы  управления, применять в зависимости  от ситуации наиболее целесообразные  и эффективные стиль и методы  работы;

-умение проявлять высокую  требовательность к себе и  подчиненным;

Информация о работе Планирование потребности в кадрах и направления совершенствования в условиях действующей социальной политики» (на материалах ОАО « Агро