Планирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Содержание работы

Введение 3
1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия 4
2. Показатели, порядок расчёта и исходные данные для составления плана по себестоимости 6
3. Калькулирование себестоимости продукции 8
4. Составление сводного плана себестоимости, расчёт снижения себестоимости по сравнимой продукции и затратам на 1 рубль товарной продукции 32
5. Смета затрат на производство, её структура и отличие от сводного плана по себестоимости 33
6. Выводы и предложения 37
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Курс_Планир.на пред - копия.doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

  • по дисциплине “Планирование на предприятии”

 

 

 

Тема: «Планирование себестоимости продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

  1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия 4
  2. Показатели, порядок расчёта и исходные данные для составления плана по себестоимости 6
  3. Калькулирование себестоимости продукции 8
  4. Составление сводного плана себестоимости, расчёт снижения себестоимости по сравнимой продукции и затратам на 1 рубль товарной продукции 32
  5. Смета затрат на производство, её структура и отличие от сводного плана по себестоимости 33
  6. Выводы и предложения 37

Список используемой литературы 51

 

 

Введение

 

Себестоимость продукции – один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Планирование себестоимости  промышленной продукции в настоящее  время очень актуально.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличения внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается увеличения объемов выпуска продукции.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный  процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости  отдельных изделий, контроль за выполнением  заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

 

 

1. Значение себестоимости как важнейшего показателя работы предприятия

 

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Она является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

Себестоимость продукции  характеризует уровень использования  всех ресурсов (переменного и постоянного  капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

  • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Большую роль в планировании, учете и калькулировании себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Себестоимость входит в  число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость, то невозможно определить прибыль, сформировать отпускную цену. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то предприятие может осуществлять расширенное производство. В обратном случае не обеспечивается даже простое воспроизводство. Себестоимость наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

Себестоимость на предприятии  в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

 

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.

Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

 

 

2. Показатели, порядок расчёта и исходные данные

для составления  плана по себестоимости

 

Важным показателем, характеризующим  работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  исключительное значение. Он позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости  продукции являются следующие показатели:

  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль товарной продукции;
  • себестоимость сравнимой товарной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные элементы и статьи затрат.

Источники информации: Отчет  о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.

Снижение себестоимости  продукции, являющейся важнейшим источником накоплений в машиностроении, обеспечивается в первую очередь внедрением новой, передовой техники и технологии, а также прогрессивных форм производства.

При планировании себестоимости  продукции необходимо тщательно  проанализировать возможные резервы ее снижения за счет сокращения расхода основных материалов, технологического топлива и энергии, уменьшения доли заработной платы, приходящейся на единицу продукции, сокращения и ликвидации брака и других потерь в производстве, а также снижения косвенных затрат.

Выявленные и приведенные  в действие резервы снижения себестоимости  продукции должны получить отражение  в плановых калькуляциях, в смете  затрат на производство, в расчетах затрат на 1 руб. товарной продукции.

Оптимизация прибыли  предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукции, ценах и т. п.), но и внутреннего – о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий. Важно отметить, что в зависимости от учетной политики, проводимой предприятием в области производственного учета, степень детализации учета затрат, а следовательно и анализа, различны для разных предприятий. Методика анализа прибыли и себестоимости зависит также от полноты включения затрат в себестоимость, наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат.

 

 

 

3. Калькулирование себестоимости продукции

 

Калькуляция себестоимости – это исчисление себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Разделив сумму полной себестоимости на объем производства (реализации) продукции (работ, услуг), получается калькуляционная единица – затраты на выработку одной единицы продукции (работ, услуг).

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции.

Статьи  калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов. Группировку затрат по статьям калькуляции можно представить в следующем виде:

1. «Сырье и материалы».

2. «Возвратные отходы»  (вычитаются).

3. «Покупные изделия,  полуфабрикаты и услуги производственного  характера

сторонних предприятий  и организаций».

4. «Топливо и энергия на технологические цели».

5. «Заработная плата  производственных рабочих».

6. «Отчисления на социальные  нужды».

7. «Расходы на подготовку  и освоение производства».

8. «Общепроизводственные  расходы».

9. «Общехозяйственные  расходы».

10. «Потери от брака».

11. «Прочие производственные  расходы».

12. «Коммерческие расходы».

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость  продукции, а итог всех 12 – полную себестоимость.

Современные системы  калькуляции сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:

  • целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
  • установление оптимальной цены на продукцию;
  • оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
  • целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
  • оценка качества работы управленческого персонала.

По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для  исчисления их себестоимости. В процессе калькулирования себестоимости  единицы продукции учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Объекты калькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькуляции. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу. Определение себестоимости служит основой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, а также для текущей оценки результатов деятельности предприятия.

Калькулирование себестоимости  продукции (работ, услуг) условно можно  подразделить на три этапа. На первом исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги. В действительности процесс калькулирования является более сложным.

Современное калькулирование  лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий.

Информация о работе Планирование себестоимости продукции