Планирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Рыночная экономика предполагает становление и развитие пред¬приятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………………………….5
1.1 Общее понятие и сущность планирования…………………………………...…..5
1.2 Роль планирования в менеджменте……………………………………………….6
1.3 Задачи планирования в менеджменте……………………………………………..8
1.4 План как результат процесса планирования и его классификация……………..9
1.5 Принципы осуществления функции планирования…………………………….12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА…………………………………………………14
2.1 Понятие и содержание стратегического и тактического плана………………..14
2.2 Процесс разработки плана………………………………………………………..15
2.3 Выбор цели-первостепенная задача планирования……………………………..17
2.4 Анализ и оценка внешней и внутренней среды…………………………………20
2.5 Роль информации в планировании………………………………………………23
2.6 Управление реализацией плана и контроль над его выполнением …………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...33

Файлы: 1 файл

176547 (1).doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В  МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………………………….5

    1. Общее понятие и сущность планирования…………………………………...…..5
    2. Роль планирования в менеджменте……………………………………………….6
    3. Задачи планирования в менеджменте……………………………………………..8
    4. План как результат процесса планирования и его классификация……………..9
    5. Принципы осуществления функции планирования…………………………….12
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА…………………………………………………14
    1. Понятие и содержание стратегического и тактического плана………………..14
    2. Процесс разработки плана………………………………………………………..15
    3. Выбор цели-первостепенная задача планирования……………………………..17
    4. Анализ и оценка внешней и внутренней среды…………………………………20
    5. Роль информации в планировании………………………………………………23
    6. Управление реализацией плана и контроль над его выполнением …………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ………...33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в необходимости изучения планирования в менеджменте в условиях рынка.

Анализ  изученных источников и литературы. Проблемы планирования в менеджменте нашли своё отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающих тенденции и закономерности рыночной экономики, основы и закономерности планирования как важнейшей функции управления. В процессе работы также была изучена учебная литература.

Цель  работы. Целью курсовой работы является исследование основ планирования в менеджменте как основополагающей функции управления.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

а) изучить основы планирования в менеджменте;

б) исследовать значение и роль планирования в менеджменте;

в) изучить организацию процесса планирования.

Объектом исследования является менеджмент – теория управление.

Предметом исследования являются основы планирования как функции  управления.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой послужили экономико-теоретическая литература, учебная литература по теории управления и менеджменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие положения планирования в менеджменте

 

         1.1 Общее понятие и сущность планирования

 

Планирование - это совокупность действий, таких  как исследование, аналитика и  др., с целью нахождения комплекса  решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления.

Для начала нужно  ответить на вопросы: «Для чего мы планируем? Зачем нужно планирование?»

Мы планируем, потому что заботимся о том, что  должно произойти. Потому что мы хотим  предвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем избежать ошибок и использовать возможности. Этот закон, как правило, всегда присутствует в планировании. Итак, сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование:

    • устранение неопределенности;
    • точное определение целей и действий по их достижению;
    • появление осмысленности в деятельности;
    • избежание ошибок в будущей деятельности;
    • возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации, опережая время.

Планирование, как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Это профессиональная деятельность. Специалисты, занимающиеся планированием, стали профессионалами с опытом, который может быть полезен принимающим решения.

Планирование  возникло в конце девятнадцатого столетия для конструирования или  перепроектирования пространственных построений. Было, например, много сделано для модернизации и трансформации больших городов и проектирования новых систем железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя традиция планирования, уходящая корнями в широкомасштабное экономическое планирование. Заботы об освоении географического пространства, создании физических конструкций и промышленной продукции имеют тенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описание построения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь, или замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращали внимание на конечный результат, а не на процесс.

Однако сейчас вполне очевидно, что для качественного  планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.

 

1.2 Роль планирования в менеджменте

 

 Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку тактических и стратегических планов.

Планирование  представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени.

Особенностью  процесса планирования является тот  факт, что описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или, во всяком случае, очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат. В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.

Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования экономики. Современный рынок не отменяет необходимости планирования.

Вместе с  тем очевидно, что в условиях рынка  задачи, функции, система планирования в целом претерпевают существенные изменения. Существование плана и рынка предполагает обоснованное «разделение труда» между ними. Планом определяются примерная траектория развития экономики, стратегия достижения общей цели, характер и особенности формирования внешней по отношению к отдельным товаропроизводителям экономической сферы. План отражает основные параметры функционирования тех сфер, которые объективно не являются достаточно прибыльными для частного капитала. По рыночным критериям государству невозможно определить развитие военно-промышленного комплекса, выполнение природоохранных мероприятий, решение многих социальных проблем и т.д. “Близорукость” рынка в части научно-технического прогресса, формирования инвестиционно-инновационного курса, оптимизации структуры общественного воспроизводства диктует необходимость планомерного воздействия на экономику путем выработки и последующей реализации денежной, финансово-кредитной, научно-технической, налоговой политики.

Разумеется, невозможно, да и не нужно регламентировать деятельность каждого товаропроизводителя. В силу информационной неопределенности, противоречия интересов и многих других причин рыночные регуляторы значительно эффективнее плановых в текущем взаимодействии его участников, в ориентации на спрос, на покупателя.

Надо иметь  в виду и то, что рынок по каналам  обратной связи позволяет проверить  и повысить обоснованность плановых показателей, прежде всего цен на товары, услуги.

1.3 Задачи планирования в менеджменте

 

Итак, планирование – это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. В процессе планирования, как важнейшей и основополагающей функции управления, решаются следующие задачи:

- обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

- перспективная  ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных;

- координация  деятельности структурных подразделений  и работников организации. Координация  осуществляется как предварительное  согласование действий при подготовке  планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

- создание объективной  базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «план-факт»;

- стимулирование  трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых  заданий – объект особого стимулирования  и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы  для продуктивной и скоординированной  деятельности всех участников;

- информационное  обеспечение работников организации.  Планы содержат важную для  каждого участника информацию  о целях, прогнозах, альтернативах,  сроках, ресурсных и административных  условиях проведения работ.

В отечественной  практике наследство жестоко централизованной системы государственного планирования, формализации структур и отсутствия плановой свободы породило стереотип консервативного планового мышления, что до недавнего времени нередко приводило к отрицанию плановой дисциплины на предприятиях и утверждению концепции динамической импровизации.

В зарубежной практике в эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации  и оперативной импровизацией  менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией плановой деятельности.

 

1.4 План как результат процесса планирования и его классификация

 

При планировании разрабатывается комплекс мероприятий, который определяет последовательность достижения конкретных целей с учетом наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном. Благодаря планированию обеспечивается увязка функций отдельных структурных подразделений в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных документов – планов.

План – основа деятельности организации любой  формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы необходимо выделить на решение каждой задачи.

Планы различаются  по целям, предметам, уровню, содержанию периодам планирования. Схему классификации  планов приведем в таблице 2.1. 

 

 

                         

Таблица 2.1 Схема  классификации видов внутрифирменного планирования [4]

Критерий классификации

Вид планирования

1. Период планирования

Долгосрочное (более 5 лет)

Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)

Краткосрочное (до 1 года)

Оперативно-календарное (1 месяц)

2. Уровень планирования 

Организация в целом

Подразделение

Проект

Отдельный исполнитель

3. Предмет планирования

НИОКР

Производство

Сбыт

Снабжение

Персонал

Финансы

Прочие 

4. Содержание  планирования

Продуктово-тематическое

Ресурсное

Календарное

5. Цель планирования

Стратегическое

Тактическое

Информация о работе Планирование в менеджменте