Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:42, курсовая работа
Актуальность темы. Рыночная экономика предполагает становление и развитие пред¬приятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………………………….5
1.1 Общее понятие и сущность планирования…………………………………...…..5
1.2 Роль планирования в менеджменте……………………………………………….6
1.3 Задачи планирования в менеджменте……………………………………………..8
1.4 План как результат процесса планирования и его классификация……………..9
1.5 Принципы осуществления функции планирования…………………………….12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА…………………………………………………14
2.1 Понятие и содержание стратегического и тактического плана………………..14
2.2 Процесс разработки плана………………………………………………………..15
2.3 Выбор цели-первостепенная задача планирования……………………………..17
2.4 Анализ и оценка внешней и внутренней среды…………………………………20
2.5 Роль информации в планировании………………………………………………23
2.6 Управление реализацией плана и контроль над его выполнением …………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...33
Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетом. Кратко охарактеризуем каждый вид планирования.
Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии это вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.
Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематичских заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации.
Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.
Стратегическое планирование состоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации.
Состав и
сочетание различных видов
Планированием на предприятии занимаются плановые службы и менеджеры различных уровней. Качество планирования зависит от компетенции менеджеров всех уровней управления, их профессионализма, а также полноты информационного обеспечения.
Крупные организации, как правило, планируют «сверху вниз». Планирование осуществляется на высшем уровне и имеет характер директивы для низовых уровней управления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкой ступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлых лет, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлых периодов. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Эта информация обеспечивается учетом и обширной статистической базой.
1.5 Принципы осуществления функции планирования
Эффективность планирования как функции управления во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы. Принципы планирования – это общие правила, соблюдение которых создает предпосылки для эффективной работы организации и уменьшает возможность получения отрицательных результатов.
Особое значение в плановой работе имеет принцип научности планов, состоящий в том, что процесс планирования и расчет плановых показателей должен осуществляться на основе научных методов.
Принцип единства заключается в том, что планирование должно носить системный характер, то есть основываться на целостной совокупности рыночного хозяйства, взаимосвязи отдельных элементов, наличии единого направления развития всех составных частей системы.
Принцип участия означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает: участником плановой деятельности становятся различные люди, группы людей и подразделения, независимо от должности и выполняемой ими функции. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни организации; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы организации становятся их личными планами.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность и изменчивость внешней среды. Следует также учитывать и постоянные изменения представлений организации о своих внутренних возможностях.
С принципом непрерывности тесно связан принцип гибкости, который заключается в обеспечении для планов возможности менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.
Принцип точности состоит в необходимости точности, конкретизации и детализации плана, его разделов и показателей.
Принцип реальности означает, что плановые показатели должны быть реальными для выполнения, обоснованы экономическими расчетами и обеспечены ресурсами.
Принцип преемственности предполагает взаимосогласование и увязку плановых показателей долго-, средне-, краткосрочных и оперативных планов.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1 Понятие и содержание стратегического и тактического планирования
В процессе планирования выделяют две основные стадии:
- разработка
стратегии (перспективное,
- определение тактики реализации выбранной стратегии (тактическое, оперативное планирование).
Хотя все виды планов различаются не только по содержанию, но и по срокам, в отдельных случаях достаточно трудно отличить стратегический план от тактического или тактический от оперативного. Выделим три основных различия между этими видами планирования:
- чем более
отдаленный срок реализации
- чем шире
влияние плана на
- стратегическое планирование занимается в основном определением целей и ориентировано на результаты и ограничено на средство их достижения. Оперативное и тактическое планирование занимаются выбором средств для выполнения намеченных целей.
Стратегия организации представляет совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Но стратегическое и долгосрочное планирования – понятия отнюдь не равнозначные. Стратегия – это прежде всего направление развития. Она не только обозначена в конкретных временных рамках, но включает в себя всю совокупность глобальных идей развития организации. Стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабности мышления разработчиков и действий по ее реализации. Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
Оперативное и тактическое планирование имеют дело с постановкой и разработкой путей решения тактических задач, подчиненных стратегическим целям. Они обычно охватывают краткосрочный и среднесрочный периоды и являются объектом деятельности среднего и низшего управленческого звена. Основной вопрос перспективного планирования – чего хочет добиться в будущем организация. Оперативное же планирование конкретизирует, каким образом, какими путями организация будет добиваться поставленной цели.
Стратегия (от греч. Strategos – искусство генерала) – это оптимальный набор правил и приемов, предназначенных для достижения целей организации и реализации ее миссии. Начало перспективного, стратегического планирования – формулирование миссии организации.
2.2 Процесс разработки планов
Процесс планирования – это построение операций в такой последовательности, при которой одно событие должно произойти за другим. Но не только. Данный процесс нуждается в гибкости, эластичности и управленческих знаниях.
Он состоит из следующих этапов:
- анализ и оценка внешней и внутренней среды. Определяются главные компоненты организационной среды, выделяются те из них, которые имеют особое значение, обеспечивают сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляются прогнозы будущего состояния среды, производится оценка реального положения в ней объекта планирования;
- устанавливают ориентиры деятельности, комплекс целей и задач;
- формируются различные варианты стратегии;
- производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее изучение;
- разрабатывается окончательный вариант стратегического плана;
- осуществляется среднесрочное планирование. Подготавливаются среднесрочные планы и программы;
- на основе
стратегического плана и
- доведение плановых решений до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, сроков, показателей;
- определение предпосылок для корректировки существующих планов или формирование новых планов в случае несоответствии результатов реализации соответствующим плановым показателям;
- определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, в которых будут учитываться выполнение плановых заданий и наличие расхождений между плановыми показателями и фактическим их выполнением.
Общая схема алгоритма планирования выглядит следующим образом:
Формулировка миссии объекта планирования
Определение цели и задач объекта планирования
Анализ и оценка внешней и внутренней среды объекта
Разработка и анализ
Выбор оптимального варианта стратегии
Реализация стратегии
Оценка и при необходимости – корректировка стратегии
Рисунок 3.1
Следующим этапом
планирования является разработка
оперативных и календарных
Возникает цепочка
планирования: формулирование миссии
– разработка стратегических целей,
планов и задач – разработка тактических
целей, планов и задач – разработка
оперативных и календарных
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой и обратной связью.
2.3 Выбор цели – первостепенная задача планирования
В качестве эпиграфа приведем слова советского педагога А.С.Макаренко: «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достичь». Эта цитата иллюстрирует, насколько важно в любом деле иметь перед собой цель, тем более, если речь идет о планировании в менеджменте.
Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.
Основная общая цель предприятия, четко выраженная причина его существования, обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия организации определяет ее статус, декларирует принципы ее функционирования, заявления, действительные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она показывает, на что будут направляться усилия, и какие ценности будут при этом приоритетными. Иначе, миссия – это смысл существования, предназначение организации.
Содержание миссии может включать следующие элементы:
- описание товаров (услуг), предлагаемых организацией;
- определение основных потребителей, клиентов, пользователей;
- цели организации – выживание, рост, доходность и др.;
- технологию: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;