Поддержка малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Для сравнения приведу пример развитых западных стран: 98% всех западных фирм и компаний - малые предприятия (до 100 человек занятых). В Европейском союзе на этих предприятиях занято 55% работающих, в Германии -51%, в США - 56%, в Японии - 76%.
После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовик мой боулинг клуб.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Я бы хотела рассмотреть  в курсовой работе организацию малого предприятия. Потому что малое предприятие - это не «жалкое подобие» крупной  фирмы, а вполне самостоятельный  и, более того, наиболее типичный субъект  экономической   жизни   со   своими   отличительными   особенностями, преимуществами и недостатками.   Занятие собственным малым частным бизнесом - естественный способ проявления способностей и жизненных сил человека.

Я считаю, что малое  предпринимательство - неотъемлемый, объективно необходимый элемент любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом просто не может существовать.

Для сравнения приведу  пример развитых западных стран: 98% всех западных фирм и компаний - малые  предприятия (до 100 человек занятых). В Европейском союзе на этих предприятиях занято 55% работающих, в Германии -51%, в США - 56%, в Японии - 76%.

После нескольких лет  реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального  хозяйства. Число малых предприятий  достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.

Данные статистики за 1992-1996 гг. свидетельствуют (табл. 1), что  в развитии российского малого бизнеса  наметился переход от стартового этапа к этапу   стабилизации.   На   смену   стремительному   подъему   малого предпринимательства, который отмечался в 1992-1994 гг., когда число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865 тыс., пришло - уже к началу 1995 г. - снижение темпов вследствие финансовых потрясений, политической нестабильности, неразберихи в законотворчестве, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%).

Наиболее привлекательными сферами приложения капиталов и  сил для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа  предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука и  научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). На долю первых трех отраслей в общей сложности приходилось74% малых предприятий.

Наиболее стремительный  рост числа малых предприятий  на первых порах отмечался в науке и научном обслуживании (в 3,4 раза), сельском хозяйстве (в 3,1 раза, главным образом за счет фермерских хозяйств), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (в 2,6 раза), торговле (в 2,2 раза).

Таким образом, наибольшую энергию в части учреждения малых предприятий проявила научная интеллигенция и некоторые другие отряды работников умственного труда. Здесь начинали с нуля, и потому темпы оказались особенно впечатляющими.

Не остались в стороне  и труженики торговли, общественного питания. Это и понятно: разве не ими еще в советское время накоплен самый богатый опыт товарно-денежных отношений? Кроме того, организация торгово-посреднических предприятий привлекает сравнительной простотой и возможностью быстрого накопления капитала.

Следует, однако, отметить, что в крупных городах с развитой торговой сетью данный вид малого предпринимательства не получил столь широкого распространения, как в "глубинке".   В Москве, например, доля торговых предприятий на начало 1995 г. составляла лишь около 1/4, а в Санкт-Петербурге -около 1/3 всех малых фирм.

Значительное замедление темпов роста малого бизнеса в  сфере торговли и посреднических услуг в 1996 г. было связано, очевидно, с приближением их числа к оптимальному. Эта экономическая ниша заполнилась быстрей других, а кроме того, возникли иные, более многообещающие и притягательные сферы вложения капитала.

Рост малых строительных предприятий, отмечавшийся на фоне продолжающегося  спада  промышленного  и жилищного  строительства, происходил за счет резкого увеличения объемов индивидуальной застройки, а также реконструкции и сооружения офисных и складских помещений.

Наибольшая доля малых строительных предприятий в 1995 г. была сконцентрирована в машиностроении и металлообработке (33,5%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (11,9%) и легкой индустрии (16,8%).

(Табл. 1) обнаруживает тот факт, что наиболее подверженными влиянию рыночной конъюнктуры и внешних неурядиц оказались малые предприятия, работавшие в сфере кредита, финансов, страхования и пенсионного обеспечения (спад на 30% в 1995 г.), в материально-техническом снабжении (спад на 15% в 1995 г.), в науке и научном обслуживании (спад на 20% в 1995 г. и на 10% в 1996г.).

Подавляющая  доля   малых  предприятий  функционировала  вне государственных форм собственности (табл. 2). Причем за 1995-1996 гг. доля государства в малом бизнесе снизилась с 10,3% до 4%, а негосударственных форм собственности возросла соответственно с 89 до 96%.

Наиболее привлекательными для  частной инициативы к началу 1996 г. являлись коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (99,2% всех предприятий), торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт (97,6%). Наиболее же «огосударствленным» оставался малый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства (9,7%) и промышленности (7,1%). Впрочем, и здесь доля госсобственности, как явствует из приведенных цифр, была незначительной. Малые предприятия, по существу, всецело опирались на частные капиталы.

Малый бизнес дал работу миллионам россиян (табл. 3). По данным на 1994 г. на малых предприятиях трудилось почти 12,4% общей численности занятого населения России. Наибольшая доля приходилась на строительство (31% работавших на малых предприятиях), промышленность (28%), торговлю и общественное питание (26%). Подавляющее большинство занятых в этом секторе трудилось на негосударственных предприятиях (88%), особенно в торговле (94%) и рыночной инфраструктуре (96%).

В 1997 г. с учетом временно занятых и членов семей почти 18% населения России, так или иначе, была связана с малым бизнесом. Около 25-26 млн. чел. частично или полностью живут на доходы от малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Поддержка малого бизнеса в  России.

Основные положения  государственной политики в отношении малого бизнеса были сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Постановление предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

- освобождение от налогообложения   прибыли,  накопленной за определенный  период и используемой для  развития собственного производства;

- установление льготных  ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

- возмещение налога  на добавленную стоимость, уплачиваемого  малыми предприятиями поставщикам  оборудования и иных основных  средств;

- освобождение от налога  на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога - физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- предоставление льгот  по налогообложению доходов коммерческих  банков, выделяющих кредиты малым  предприятиям производственного  профиля;

- распространение на  малые предприятия, образованные  в результате выделения   (разделения)   предприятий-монополистов,   при  условии   их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

- сохранение налоговых  льгот для малых предприятий  при их приватизации;

- уточнение порядка  и срока взимания налога на  прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении  были названы приоритетные с точки  зрения интересов государства виды деятельности:

- производство и переработка  сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- строительство объектов  жилищного, производственного и  социального назначения;

- инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку  в 1993 г. отмечался заметный рост числа  малых предприятий во всех отраслях.

Особое значение для  развития российского малого бизнеса  имели Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.». Два этих нормативных акта заложили базис планомерной и долгосрочной поддержки малого бизнеса.

Так, указом установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь  созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики  инвалидности  и  реабилитации  инвалидности,  а  также строительство объектов жилищного,  производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены  в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся  указанными  видами  деятельности.  Освобожденную  от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятий и развития конкуренции, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № 268.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены  от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся   предпринимательской   деятельностью   без   образования юридического лица, - от уплаты НДС.

Закон РФ от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  призван реализовать установленное  Конституцией РФ право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Наряду с общими принципами государственной поддержки развития малых предприятий он устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства независимо от отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности.

В качестве основополагающих в законе перечислены следующие  направления:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

- создание льготных  условий для использования субъектами  малого предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Предусмотренное законом  льготное кредитование и страхование  субъектов малого бизнеса базируется на компенсации разницы кредитным  и страховым организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом.

Организации, кредитующие  субъектов малого бизнеса на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством  РФ и субъектов РФ.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью  или частично недополученные доходы при страховании на льготных условиях малых предприятий.

Закон также предоставляет (ст. 10) малым предприятиям право на ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, который в два раза превышает нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Надо сказать, что право  на ускоренную амортизацию было предусмотрено еще Постановлением Совета Министров РФ от 18 июля 1991 г. № 406, на предприятие могло пользоваться им только в первые два года работы. Теперь же временное ограничение снято, и малые предприятия вправе применять ускоренную амортизацию в течение всего срока деятельности.

Кроме того, малым предприятиям разрешено списывать дополнительно  как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. Причем это право не ограничивается каким-либо сроком, как практиковалось ранее, когда оно сохранялось за предприятием только в первый год функционирования.

Не следует забывать, что в случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения  одного года с момента ввода его  в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в России