Поддержка малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Для сравнения приведу пример развитых западных стран: 98% всех западных фирм и компаний - малые предприятия (до 100 человек занятых). В Европейском союзе на этих предприятиях занято 55% работающих, в Германии -51%, в США - 56%, в Японии - 76%.
После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовик мой боулинг клуб.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Расчеты обычно служат следующим  целям:

- отбор проектов для  разработки и реализации (определяется, в какой бизнес вкладывать  деньги, в какой отрасли работать, какие проблемы решать в процессе  предпринимательской деятельности);

- выбор лучших альтернатив, т.е. лучших решений в рамках рассматриваемого проекта;

- установление цен  на выпускаемую продукцию;

- выявление влияния  проекта на эффективность деятельности.

В этом случае окончательные  показатели проекта определяются только по результатам переговоров между заинтересованными сторонами. Приступая к таким переговорам, предприниматель должен уже иметь представление о потенциальном эффекте проекта. Для этого следует провести предварительные расчеты на основе доступной в данный момент информации. В ходе переговоров некоторые исходные параметры проекта могут измениться, что повлечет за собой изменение значений обобщающих показателей.

Повышению надежности получаемых оценок в процессе технико-экономического обоснования служит так называемый анализ чувствительности, представляющий  собой  расчет зависимости  обобщающих финансово-экономических показателей от тех или иных изменений исходных параметров проекта. Иначе говоря, выявляются закономерности взаимосвязи обобщающих показателей с наиболее важными параметрами (размер предприятия, цены, условия кредитов, уровень дивидендов, уровень издержек производства в зависимости от технических условий производства, затраты на рекламу и сбыт, влияющие на спрос и т.д.).

При использовании анализа  чувствительности предприниматель имеет дело не с единственным вариантом обоснования, а с определенным набором значений для каждого показателя эффективности проекта в виде набора таблиц или графиков. Это усложняет алгоритм принятия решения, но позволяет учесть большее количество факторов и условий реализации проекта и способствует снижению предпринимательского риска.

Пособие   по   подготовке   промышленных   технико-экономических исследований, разработанное Организацией по промышленному  развитию ООН (ЮНИДО), представляет собой  одну из наиболее полных инструкций по проведению технико-экономического обоснования (ТЭО).

Выбор   методики   осуществляется   специалистами,   проводящими обоснование, на базе соответствующих  аргументов. Ответственность за правильное проведение комплекса расчетов несет разработчик ТЭО.

Именно разработчик  определяет структуру и содержание отдельных частей обоснования с  учетом специфики проекта, наличия  необходимой информации, степени  проработанности  разделов  будущего  проекта.  Для  крупных предпринимательских проектов характерно проведение ТЭО в несколько этапов, каждому из которых соответствует некоторая форма отчетного документа, обобщающего результаты расчетов и оценок.

Подготовка необходимой  информации не требует значительных затрат, но должна быть осуществлена достаточно быстро.

Если проект представляется перспективным, то на этапе предварительного выбора проводится предварительное, грубое обоснование. Затраты на его проведение составляют до 1% стоимости всего  проекта, а точность получаемых оценок находится в пределах ^ 20%.

На этапе проектирования разрабатывается полное ТЭО. Здесь  затраты могут составлять 2-3% стоимости  проекта, а точность достигается  ± 10%. Требования к достоверности  используемой информации на этом этапе  возрастают. Расчеты должны быть максимально объективными. С учетом возможных изменений условий и содержания проекта следует предусмотреть «запас прочности» в значениях обобщающих показателей. Полное ТЭО служит базой для принятия предпринимательского решения.

На этапе оценки и  принятия решения составляется доклад-оценка, обобщающий основные результаты полного ТЭО.

Проводя обоснование  проекта, следует анализировать  не только собственные интересы, но и интересы других субъектов. Полезно  заранее проработать альтернативные варианты параметров готовящегося проекта.

Если существует несколько  потенциальных партнеров по реализации проекта, то целесообразно проведение ТЭО отдельно для каждого партнера.

Соответствующие результаты позволят сопоставить целесообразность выбора того или иного партнера и  эффективность их предложений. В ходе проведения ТЭО необходимо добиться однозначного понимания партнерами всех условий и параметров проекта.

Пособие ЮНИДО рекомендует  такую последовательность расположения материалов в предварительном и  полном ТЭО:

- общие исходные данные и условия;

- рынок и мощность  предприятия;

- материальные факторы  производства;

- местонахождение производства;

- проектно-конструкторская  документация;

- организация предприятия  и накладные расходы;

- трудовые ресурсы;

- планируемые сроки  осуществления проекта;

- финансово-экономическая  оценка проекта.

1. Исходные данные  и условия. Отражается идея  проекта, основной замысел предприятия,  географические аспекты, отраслевая  направленность и т.д.

2. Рынок и мощность  предприятия. Дается ответ на  вопрос о существующих   размерах   производства   данного   продукта,   ведущих производителях и их акциях, перспективах роста спроса на продукт. Оценивается размещение существующих предприятия, уровень качества выпускаемой ими продукции, значение импорта для удовлетворения внутреннего спроса. Отражаются результаты исследования рынков сбыта, оценки степени конкуренции за реализацию данного продукта со стороны существующих и потенциальных производителей. Осуществляется прогноз сбыта продукции по сегментам рынка и затрат на маркетинг. Формируется приблизительная производственная программа предприятия.

Основной итог раздела - вывод о предполагаемой производственной программе, включая выпуск побочной продукции и утилизацию отходов.

3. Материальные факторы  производства. Оцениваются приблизительные потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, энергии. Определяется количественная потребность и выявляется возможность взаимодействия с потенциальными поставщиками.

Основной итог раздела - расчет годовых издержек на материальные факторы производства.

4. Расположение предприятия.  Этот раздел особенно важен,  если проект предусматривает  создание нового объекта или  расширение площадей.

Основной итог раздела - расчет стоимости земельного участка, арендной платы и т.п. по различным вариантам размещения.

5.  Проектно-конструкторская  документация. Включает в себя  данные о технологии производства  и требуемом оборудовании, в том  числе информацию о НИОКР, лицензиях,  импортном оборудовании. Разрабатывается  план размещения объектов строительства и рекомендации.

Основной итог раздела - расчет стоимости приобретаемых  лицензий и оборудования, строительно-монтажных  работ, капитальных вложений по вариантам  проекта.

6.  Организация предприятия  и накладные расходы. Формируется приблизительная  организационная  структура  предприятия.  Оцениваются альтернативные варианты структуры предприятия, возможные каналы сбыта продукции и т.п.

Основной итог раздела - расчет сметы накладных расходов.

7.   Трудовые ресурсы.  Здесь оценивается предполагаемая потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям и основным специальностям.

Основной итог раздела - расчет ежегодных расходов на трудовые ресурсы.

8.  Планируемые сроки  осуществления проекта. Этот раздел  включает примерный график осуществления проекта. Определяются сроки строительства предприятия, монтажа оборудования, пуско-наладки.

Основной итог раздела - смета расходов на реализацию проекта  в соответствии с графиком.

9. Финансово-экономическая  оценка проекта. Завершающий раздел ТЭО, служащий предпосылкой для принятия окончательного решения о реализации проекта или отказе от него, носит комплексный характер и состоит из следующих   частей:   общие   инвестиции;   финансирование   проекта;

производственные  издержки;  таблица  денежных  потоков;  финансово-экономические показатели проекта; эффективность проекта для национального хозяйства.

Раздел содержит расчет комплекса обобщающих технико-экономических  показателей проекта.

4. Создание малого предприятия, (Практика).

На начальной стадии развития российского бизнеса (80-е гг.) важнейшим источником формирования стартового капитала выступали государственные ресурсы. Передел государственной собственности дал бизнесу мощный импульс развития. Собственные средства предпринимателей или негосударственные источники (например, кредиты коммерческих банков) играли существенно меньшую роль. Сейчас положение меняется. Значение государства как непосредственного   источника   материальных  и   финансовых  ресурсов уменьшается. Само по себе это ограничивает возможности развития малого бизнеса.

Однако в перспективном  периоде у бизнеса взамен ушедших  появляются новые источники формирования предпринимательского, в том числе  стартового, капитала. Во-первых, в бизнесе  большую роль могут играть собственные накопления, - прежде всего от торгово-посреднических операций. Согласно оценкам, именно на этот источник ориентируется около 45% российских предпринимателей. Во-вторых, обращает на себя внимание появление и быстрое развитие относительно новых сегментов финансового рынка России. Так, объем финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предпринимателей, за последний год вырос примерно втрое. С учетом забалансовых счетов предприятия контролируют сейчас 56% финансовых ресурсов России. Они финансируют 60% инвестиций, т.е. вдвое больше, чем федеральный и местные бюджеты, вместе взятые. Растут объемы финансовых ресурсов коммерческих банков и других финансовых структур (например, различных фондов -пенсионных, страховых, инвестиционных и т.д.). Эти структуры могут оказать существенную финансовую, в том числе кредитную поддержку. Нельзя сбрасывать со счета и средства населения - как тезаврированные (хранящиеся дома), так и депонированные в финансовых структурах. Население России все более активно участвует в финансовой деятельности - в 1994 г. почти пятая часть средств населения направлялась на покупку финансовых активов (в несколько раз больше, чем год назад).

Не сказали еще своего последнего слова и зарубежные инвесторы - в случае стабилизации в России политико-экономической обстановки объемы зарубежных инвестиций в бизнес могут существенно увеличиться. Во всяком случае, сейчас многие регионы выходят на прямое сотрудничество с зарубежными партнерами, создают специальные структуры, банки и т.д., причем это относится не только к таким сильным регионам, как Москва, Санкт-Петербург.

Для того, чтобы привлечь денежные средства - ссуды, кредиты, необходимо составить бизнес-план, отражающий курс развития компании на определенный период времени.

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет, таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным.  Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты.

В бизнес-плане оценивается  перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной  структуры  фирмы,  в  частности  для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование  развития  групп  фирм,  связанных  кооперированием  и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

Таким образом, рассмотрев цели и сущность бизнес-планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать заключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии. У него имеется две основные задачи. С одной стороны, он служит средством привлечения инвесторов с целью получения денежных средств или партнеров для совместного участия в проекте, с другой - имеет самостоятельную ценность,  является  эффективным инструментом управления,  помогает предпринимателю определить перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.

В приложении № 6 в качестве иллюстрации приведен образец бизнес-плана.

Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица.

В качестве учредителей  могут выступать:

- граждане РФ, члены  семьи, другие лица, совместно  ведущие хозяйство;

- органы управления  РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;

Информация о работе Поддержка малого бизнеса в России