Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа
Для сравнения приведу пример развитых западных стран: 98% всех западных фирм и компаний - малые предприятия (до 100 человек занятых). В Европейском союзе на этих предприятиях занято 55% работающих, в Германии -51%, в США - 56%, в Японии - 76%.
После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.
- органы местного
- общественные объединения (организации);
- иностранные юридические
лица и различные иностранные
организации (с учетом
- трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» допускал создание индивидуальных (семейных) частных предприятий, принадлежащих гражданину на правах собственности или членам его семьи на правах общей долевой собственности, а также полных товариществ, товариществ на вере, акционерных обществ закрытого типа (с ограниченной ответственностью) и открытого типа.
С вступлением в силу первой части Гражданского Кодекса РФ Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» утратил силу. Теперь имеет законное право на существование следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
- полное товарищество;
- товарищество на вере (коммандитное);
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- производственный кооператив;
- акционерное общество.
Следует отметить, что открытое акционерное общество традиционное считается формой организации крупного бизнеса, а для среднего и малого предпринимательства наиболее приемлемы такие структуры, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.
Некогда популярная форма индивидуального (семейного) частного предприятия не предусмотрена Гражданским Кодексом, а потому все подобные предприятия, созданные ранее, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы.
Любое предприятие, как
большое, так и малое, считается
учрежденным и приобретает
Деятельность
Субъект малого предпринимательства регистрируется и получает соответствующий статус с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца органам исполнительной власти, уполномоченным действующим законодательством.
Субъекты РФ и органы
местного самоуправления не вправе устанавливать
дополнительные условия регистрации
субъектов малого предпринимательства
кроме установленных законами и
иными нормативно-правовыми
Уклонение от регистрации или необоснованный отказ в регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения дела в его пользу. Взыскание пошлин производится с ответчика.
В случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние возмещают расходы, перечисляемые на счет субъекта малого предпринимательства после его регистрации на основании решения суда.
Отказ в регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного действующим законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ по другим мотивам считается незаконным.
Если малое предприятие
не владеет собственным
Учредительными документами являются решение о создании малого предприятия (или договор учредителей) и устав предприятия. Для регистрации учредитель представляет следующие документы: заявление установленного образца, решение о создании предприятия или договор учредителей, устав предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины.
Требования представить сверх перечисленных иные документы являются незаконными, хотя профиль предприятия может потребовать дополнительных справок. Например, при создании малого предприятия общественного питания его работники должны представить справки о состоянии здоровья. Однако подобные документы представляются после регистрации, следовательно, это должно быть оговорено в уставе.
Данные государственной регистрации предприятия должны быть в месячный срок сообщены в Министерство финансов РФ для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций.
В соответствии с Гражданским Кодексом отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо, в том числе малое предприятие, может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии, причем право осуществлять такие виды деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанные срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
- заявление с указанием наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета в отделении банка (для юридических лиц) или фамилии, имени, отчества, паспортных данных (для физических лиц), а также вида деятельности и срока действия лицензии;
- копии учредительных
документов (вместе с оригиналами
- если копии не заверены
- копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;
- документ, подтверждающий оплату лицензии;
- справку налогового
органа о постановке на учет
или свидетельство о
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положении о лицензировании, запрещается.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами.
В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов руководителем органа, уполномоченного вести лицензионную деятельность, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в трехдневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в документах заявителя недостоверной или искаженной информации либо отрицательное заключение экспертов, которые установили несоответствие заявки условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности, или условиям безопасности.
При ликвидации предприятия,
организации, учреждения или прекращения
действия свидетельства о
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление производится в том же порядке, что и получение лицензии. До переоформления лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае ее утраты - на основании временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным вести лицензионную деятельность.
Деятельность на основании
лицензии, выданной органами исполнительной
власти субъектов РФ, на территории
иных субъектов РФ может осуществляться
после регистрации таких
Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления вида деятельности и условий безопасности.
Теперь, когда предприятие организовано, предприниматель должен стремиться сосредоточить в своих руках как можно больший контроль за собственностью, особенно на этапе создания предприятия. Развитие фирмы может потребовать привлечения дополнительных средств, и какой-то долей полномочий придется поступиться, но прежде чем идти на уступки, еще и еще раз надо проверить, все ли другие возможности исчерпаны.
Когда ресурсы получены и запущены в дело, наступает время решать текущие проблемы предприятия, что требует выработки стиля руководства, создания организационной структуры. Необходимо своевременно выявлять все слабые места и укреплять их, используя созданную систему контроля. Очень важно с самого начала создать крепкий коллектив людей, преданных идее нового предприятия, разделяющих его цели, специалистов в определенной области, готовых работать с полной отдачей. Необходимо тщательно продумать организационную структуру предприятия, правильно распределить обязанности между исполнителями и составить четкие должностные инструкции. Новое предприятие также вряд ли сможет обойтись без услуг внешних консультантов (юристов, маркетологов и т.д.). К выбору консультантов следует подходить максимально ответственно, как если бы речь шла о найме постоянных сотрудников.
Некоторым легче создать новое дело, чем потом управлять им и развивать. Здесь пролегает граница между прирожденным предпринимателем и менеджером по призванию.
Предприниматель должен действовать быстро, принимать оперативные решения. Ему не с кем советоваться. Он рискует и не может позволить себе цепляться за идею, которая не сумела достаточно быстро доказать свою жизнеспособность.
Приложение 1
Динамика развития малых предприятий в России
(число субъектов малого бизнеса, тыс . ед.)
Таблица №1
Показатель |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
Всего |
266,7 |
560,0 |
865,0 |
896,0 |
877,0 |
В том числе по отраслям: |
|||||
• Промышленность |
37,5 |
60,0 |
94,0 |
172,2 |
128,5 |
• Сельское хозяйство |
2,2 |
6,9 |
10,9 |
9,5 |
9,8 |
• Транспорт и связь |
7,1 |
14,1 |
19,3 |
17,6 |
20,5 |
• Строительство |
52,1 |
72,9 |
92,2 |
123,5 |
145,5 |
• Торговля, общественное питание |
125,2 |
275,5 |
397,5 |
419,4 |
374,6 |
• Материально-техническое снабжение |
5,2 |
15,2 |
18,2 |
15,5 |
16,2 |
• Информационно-вычислительное обслуживание |
3,6 |
5,8 |
8,1 |
6,2 |
6,7 |
• Операции с недвижимостью |
0,5 |
1,1 |
2,2 |
1,8 |
2,2 |
• Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и прочие виды деятельности сферы материального производства |
7,1 |
20,6 |
63,9 |
51,9 |
42,4 |
• Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводительные виды бытового обслуживания |
4,0 |
10,8 |
17,3 |
13,5 |
15,4 |
• Здравоохранение, физкультура, спорт и соцобеспечение |
3,5 |
9,2 |
14,4 |
14,8 |
16,8 |
• Образование |
2,1 |
5,8 |
8,8 |
6,5 |
7,8 |
• Культура и искусство |
2,3 |
5,1 |
7,5 |
6,7 |
8,2 |
• Наука и научное обслуживание |
10,6 |
35,9 |
64,8 |
51,7 |
48,8 |
• Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
|
2,2 |
4,3 |
14,5 |
10,2 |
11,6 |
Распределение малых предприятий (%) по отраслям экономики
и формам собственности
Показатель
|
Форма собственности | |||
Государственная |
Негосударственная | |||
1995г. |
1996г. |
1995г. |
1996г. | |
• Всего |
10,3 |
4,0 |
89,7 |
96,9 |
• В том числе |
||||
• промышленность |
15,0 |
7,1 |
75,0 |
92,9 |
• транспорт и связь, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, собственные заготовки |
10,6 |
4,1 |
89,4 |
95,9 |
• общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
0,8 |
0,8 |
99,2 |
99,2 |
• жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводительные виды бытового обслуживания |
14,7 |
9,7 |
75,3 |
90,3 |
• наука и научное обслуживание |
13,3 |
4,2 |
86,7 |
95,8 |
• другие отрасли |
12,9 |
6,7 |
87,1 |
73,3 |
Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 1994 году
Таблица №3
Показатель
|
Среднесписочная численность |
Распределение (%) по формам собственности |
Доля в общей численности занятых в отрасли, % | ||
Тыс. чел. |
% |
Государственная и муниципальная |
Негосударственная | ||
Всего |
8479,9 |
100 |
12 |
88 |
14 |
В том числе по отраслям: |
|||||
• промышленность |
2382,0 |
28 |
18 |
82 |
14 |
• сельское хозяйство |
105,2 |
1 |
28 |
72 |
1 |
• строительство |
2631,9 |
31 |
13 |
87 |
43 |
• транспорт и связь |
156,2 |
2 |
13 |
87 |
3 |
• торговля, общественное
питание, материально-техническое |
2235,0 |
26 |
6 |
94 |
40 |
• общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
303,0 |
4 |
1 |
99 |
96 |
• жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводительные виды бытового обслуживания |
99,1 |
1 |
14 |
86 |
4 |
• наука и научное обслуживание |
198,9 |
2 |
19 |
81 |
12 |
• другие отрасли |
368,6 |
5 |
11 |
89 |
- |