Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа
Для сравнения приведу пример развитых западных стран: 98% всех западных фирм и компаний - малые предприятия (до 100 человек занятых). В Европейском союзе на этих предприятиях занято 55% работающих, в Германии -51%, в США - 56%, в Японии - 76%.
После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.
Для исполнения закона принят
и реализуется ряд
Упрощенная система применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности и предусматривает замену совокупности федеральных и местных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она не изменяет, однако, порядка уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов и других отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
В течение года, предшествующего кварталу, когда было подано заявление на право применения упрощенной системы налогообложения и учета, размер валовой выручки налогоплательщика не должен превышать 100 тыс. МРОТ, установленного на первый день квартала, в котором подано заявление.
Официальным документом, дающим право на применение упрощенной системы, является патент, выдаваемый на один год. Единая форма патента устанавливается на территории РФ Госналогслужбой РФ.
До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, Минтруд, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах государственного управления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).
Система государственной поддержки малого бизнес на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.
К примеру сказать, Минэкономики РФ, благоволившее исключительно к промышленным гигантам, практически не учитывало интересов малого бизнеса при разработке и реализации федеральных программ. Минфин, последовательно проводя политику усиления налогового давления, не делал послаблений малым предприятиям, стремился лишить их льгот, не выделял предназначенных для поддержки малого бизнеса ассигнований.
О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось. Так, появившийся было Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства почил в бозе вскоре после распада СССР. Наследовавший ему Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур страдал организационной немочью, поскольку не был управленческой структурой, четко ориентированной на содействие развитию предпринимательства.
В марте 1992 г. при Госкомимущества
РФ создается Комитет поддержки
малых предприятий и
Функции поддержки предпринимательства перешли к Госкомитету РФ по промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства промышленности РФ, в результате чего задача содействия малым предприятиям опять лишилась статуса общегосударственной и перешла в ранг второразрядных.
Между тем, полку ведомств, отвечающих за тот или иной аспект развития и функционирования малого бизнеса, все прибывало. Помимо перечисленных выше в эту упряжку впряглись Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет РФ, МИД, Роскомторг, Роспатент, Минсотрудничества, МЧС, Росстрахнадзор, Федеральная комиссия по ценным бумагам. Вскоре к ним присоединились федеральная и региональные торгово-промышленные палаты, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественные объединения предпринимателей и т.п.
Разумеется, не обошлось
без участия Президента и высших
законодательных и
Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели, а также вносит на рассмотрение Федерального Собрания проект программы государственной поддержки малого бизнеса.
Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ № 563 о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), а Правительство своим Постановлением от 28 октября 1995 г. № 1045 утвердило Положение о ГКРП, где сформулированы основные задачи, права и обязанности, а также структура нового органа.
На комитет возложена разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препон созданию и развитию малых предприятий, формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса, защита законных интересов предпринимателей, а также реализация государственной политики в этой сфере, в том числе разработка протекционистской финансово-кредитной и налоговой политики и контроль над использованием выделенных под нее средств.
Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.
Стараниями ГКРП в 1996 г. на поддержку малого предпринимательства из бюджета было выделено 386,7 млрд. руб. (386,7 млн. днм. руб.), что выглядит весьма внушительно по сравнению с ассигнованиями в 1995 г. 7 млрд. руб. (7 млн. днм. руб.). Однако, если принять во внимание, что во всем мире чуть не 90% продукции производится в секторе малого бизнеса, а в России вклад его несравнимо мал, то выделенные средства не так уж и велики. Во всяком случае, они не идут ни в какое сравнение с 4 млрд. дол., которые ежегодно расходуются на поддержку малого бизнеса в США.
Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.
Среди прочих органов, пестующих малое предпринимательство, можно назвать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который действует в соответствии с уставом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424.
Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое обеспечение федеральной программы, участие в финансировании региональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса, включая проводимые в ГКРП.
В соответствии с уставом деятельность фонда заключается в следующем:
- формирование рыночных
отношений на основе
- финансовая
поддержка инновационной
деятельности предпринимателей, стимулирование
разработки и производства
- участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ и других проектов в области развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики;
- финансирование мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
- исполнение роли
залогодателя, поручителя
и гаранта по обязательствам
субъектов малого
- финансирование научных
исследований по проблемам
- финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малых предприятий;
- исполнение роли гаранта
по целевым иностранным
- предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов на конкурсной основе, финансовой помощи на безвозмездной основе.
Механизм кредитования
малых предприятий
Наконец, не последнюю роль в поддержке малого бизнеса играет Ассоциация развития малого предпринимательства - общественное объединение, в котором состоят бизнесмены, государственные и общественные деятели, руководители союзов предпринимателей, фондов и других структур поддержки малых предприятий.
В состав ассоциации входят комитеты по законодательству и нормативной базе малого предпринимательства, по развитию инфраструктуры малого бизнеса, по координации деятельности объединений предпринимателей, по кредитно-финансовой и инвестиционной политике, по инновационной деятельности, по международным связям и агробизнесу.
Основными направлениями деятельности ассоциации являются защита прав предпринимателей в органах исполнительной и законодательной власти, оказание информационной, консультационной, методической и правовой помощи организациям поддержки малого бизнеса и пр.
Ассоциация имеет региональные
отделения в большинстве
Федеральный закон закрепил за предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественными объединениями право самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более значительное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т.д.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет в Воронежской, Новгородской, Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуются внутренние финансовые ресурсы. Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, 50 учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.
При известных позитивных сдвигах обнаруживаются, однако, и серьезные деформации. Во многих регионах перечисленные выше структуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге.
Основываясь на изложенном выше, можно составить схему взаимодействия государственных и прочих структур в сфере поддержки малого бизнеса.
Функционирование изображенной на (рис. 1) системы во многом зависит от усилий государства, которое выступает в роли координатора, контролера, посредника, гаранта.
Мировой опыт свидетельствует, что поддержка малого предпринимательства, подобно отеческому попечению, заключается, с одной стороны, в управлении, а с другой - в обеспечении.
Управление, призванное ввести развитие
мало % бизнеса в русло устойчивости,
эффективности и регулируемости
Обеспечение же состоит в том, чтобы довести до малых предприятий материальные, денежные, информационные ресурсы, госзаказы и т.д.
Спектр задач, стоящих перед государством, очень широк, средств же хронически не хватает, а потому не мешало бы определиться с приоритетами, например, узнать, какой помощи в первую очередь ждут от государства предприниматели. Некоторое представление об этом предмете дает рейтинговая шкала, составленная по данным Госкомстата РФ за 1994-1995 гг. Согласно ей большинство (82,7%) руководителей малых предприятий, прежде всего, уповают на налоговые льготы. На втором месте - надежные законодательные гарантии (70,3%), на третьем - получение льготных кредитов под конкретные проекты (57,1%), на четвертом - защита от рэкета и мафии (17,2%). Пятое поделили создание информационной среды (13,2%) и защита от производства местных чиновников (13,1%). Замыкает список содействие в получении помощи от зарубежных организаций (6,4%).