Подготовка персонала в гостиничном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке содержания и методики повышения профессиональной квалификации работников гостиницы по технологии обслуживания гостей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исходные причины, обусловившие, необходимость создания внутрифирменного подхода к повышению квалификации обслуживающего персонала в гостиничном бизнесе.
2. Разработать критерии оценки уровня квалификации обслуживающего персонала гостиницы.
3. Обосновать структурную модель внутрифирменного повышения профессиональной квалификации работников гостиницы по технологии обслуживания туристов.
4. Разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы внутрифирменного повышения профессиональной квалификации работников гостиницы по технологии обслуживания туристов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА…………………………..4
1.1 Современные требования к образованию в туристско-гостиничной сфере……………………………………………………………………………….4
1.2 Работа гостиниц по повышению квалификации своего персонала………..8
1.3 Методы оценки персонала в гостиничной индустрии…………………….11
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ГОСТИНИЦЫ «КАРАМБОЛЬ» Г. КРАСНОДАРА…………………..............20
2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………..……….20
2.2 Оценка квалификации персонала гостиницы «Карамболь»……………...26
2.3 Программа повышения квалификации кадров гостиницы «Карамболь»……………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ...........….44

Файлы: 1 файл

Поротникова.docx

— 140.34 Кб (Скачать файл)

Основные обязанности, присущие уровню 1, включают уборку помещений общего пользования (40%), стирку и чистку одежды для гостей (40%). Основные обязанности, выполняемые на уровне 2, можно разделить на две категории:

  • обязанности, связанные с обслуживанием гостей: общение на родном языке клиентов (71%) и контакты с клиентами (58%);
  • процедурные обязанности: уборка номеров (62%), стирка одежды клиентов (46%) и завершение рабочего дня (55%).

Существуют обязанности, которые присущи обоим уровням. Они относятся в основном к процедурным вопросам и включают в себя подготовку к работе (64%), оказание первой помощи (56%) и соблюдение правил техники безопасности (68%). Забота о клиенте также рассматривается как обязанность, присущая обоим уровням (68%). Разница в обязанностях персонала 1 и 2 уровня заключается в степени ответственности. Респонденты отметили, что персонал 2 уровня может обслуживать занятые клиентами номера, и при этом не исключена возможность общения между персоналом и гостями.

Респондентами было указано, что для выполнения должностных обязанностей персоналу 1 и 2 уровня необходимы следующие знания и навыки:

  • знания принципов уборки (74%), соответствующих приемов, методов (75%) и стандартов уборки (69%), знания материалов и оборудования (56%), а так же знания гигиены (77%);
  • навыки общения (79%) и взаимоотношений с клиентами (70%).

При определении требований к подготовке для начального уровня респонденты отметили, что ключевыми моментами являются приобретение базовых хозяйственных навыков и навыков обслуживания клиентов. Знание иностранного языка является так же необходимым для успешной и качественной работы.

В секторе «служба организации питания» гостиничного бизнеса доминирует категория сотрудников второго уровня. Большая группа отелей (40%) вообще не имеет потребности в персонале уровня 1. В среднем количество персонала уровня 1 и 2 соотносится как 1:3 (5 человек на уровне 1 и 16 — на уровне 2).

Следует также отметить, что с повышением категории гостиницы средняя численность сотрудников службы организации питания увеличивается. В гостинице второй категории принимается на работу в данный сектор в среднем 9 человек (4 на уровень 1 и 5 на уровень 2), в гостиницы четвертой категории 36 (9 на уровень 1 и 27 на уровень 2). Это связано с одной стороны с тем, что гостиницы четвертой категории в среднем больше, чем второй (в Москве в среднем количество номеров 441 и 341 соответственно), а с другой — чем выше уровень гостиницы, тем обслуживание должно быть качественнее.

Стандартные обязанности, выполняемые на первых двух уровнях, связаны с базовыми вопросами управления рестораном. К ним относятся поддержание безопасности и порядка (60%), обеспечение санитарных норм (55%), качества продуктов (55%), забота о клиентах (58%), действия в условиях чрезвычайных обстоятельств (56%), оказание первой помощи (54%) и закрытие ресторана после окончания рабочего дня (49%).

Существуют обязанности, присущие только сотрудникам 2 уровня:

  • вопросы, связанные с обслуживанием клиентов: встреча клиентов (63%) и работа с жалобами (73%);
  • технические услуги: организация питания (63%), прием заказов (65%), выписка счетов (64%), подготовка шведского стола (59%).

В ходе опроса респонденты не указали на область знаний, которая присуща только сотрудникам уровня 1. Знания, необходимые для сотрудников обоих уровней, в основном связаны с техническими аспектами функционирования и управления рестораном. К ним относятся знания по эксплуатации ресторанного оборудования (65%) и ресторанная терминология (54%), вопросы, связанные с обеспечением безопасности (71%), знания санитарно-гигиенических норм и техники безопасности на рабочем месте (60%).

Для сотрудников 2 уровня респонденты отметили необходимость в дополнительных знаниях и навыках, связанных с ресторанным маркетингом (65%), с торговлей продуктами питания и напитками (63%) и их ассортиментом (53%), с работой с жалобами клиентов (58%). Больше половины респондентов (58%) также отметили, что сотрудники второго уровня должны разбираться в типах и сортах пива, вин и крепких напитков.

При определении потребности в подготовке для начального уровня респонденты отметили, что она должна иметь ярко выраженную направленность на индустрию обслуживания. Изучение иностранных языков является также важным моментом при подготовке сотрудников обоих уровней. При определении потребности в подготовке сотрудников уровня 3 респонденты особо выделили такие специальные технические навыки, как организация банкетов, специальных рекламных мероприятий и презентаций, а так же дегустаций с изысканным угощением.

В секторе «служба приготовления пищи» гостиничной индустрии сложилась следующая картина. В гостиницах предпочтение отдается сотрудникам уровня 2. Соотношение между сотрудниками уровней 1 и 2 в среднем составило 1:1,6 (9 сотрудников на уровне 1 и 14 на уровне 2. Категория гостиницы является важным фактором при определении как количества, так и качества персонала, работающего в данном секторе. И чем выше уровень гостиницы, тем больше расхождение между количеством сотрудников уровня 1 и 2. Так в гостиницах второй категории в среднем в отделе работает 7 человек (или 0,02 сотрудника на номер), в гостиницах третьей категории 16 (0,03 сотрудника на номер), в четвертой- 41 (0,09 сотрудника на номер) и в пятой-47 (0,17 сотрудника на номер). Причем, если в гостиницах второй категории в среднем работает 4 человека на уровне 1 и 3 на уровне 2, то в гостиницах пятой категории на уровне 1 работает 9 человек, а на уровне 2 уже 38. То есть соотношение персонала уровня 1 к уровню 2 в гостиницах низшей категории 57% к 43%, в гостиницах высшей категории это соотношение уже 19% к 81%. Это объясняется тем, что в гостиницах высшей категории клиентам предлагается более разнообразное и качественное меню.

К обязанностям, выполняемым исключительно персоналом 1 уровня, относится чистка оборудования и подготовка его к работе (59%). Кроме того, персонал обоих уровней занимается управлением кухней, что включает окончание работы кухни(58%), соблюдение требований гигиены (64%), утилизацию отходов (62%), а также действия в экстремальных ситуациях (79%), забота о клиентах (79%).

Для персонала 2-го уровня были сформулированы дополнительные обязанности:

  • составление меню (77%);
  • приготовление пищи, включая приготовление продуктов в гриле (71%), варку(63%), запекание (66%), декорирование блюд(73%), приготовление соусов (69%) и десертов(73%).

Респонденты отметили, что для сотрудников 1 и 2 уровня необходимы следующие знания: знание кухонного оборудования (73%), кухонной терминологии (74%), правила завершения работы на кухне (71%), правила безопасности (86%), правила гигиены (85%), понимание ожиданий клиентов (64%). Дополнительно для персонала 2 уровня требуется знание продуктов, включая сорта напитков (66%), рецептов приготовления блюд (61%), знание меню (59%), методы продаж (84%), маркетинг в ресторанном деле (84%) и коммуникации (50%).

Результаты исследования позволили проанализировать, с одной стороны, потребности в специалистах разных профессий в гостиничном хозяйстве и квалификационные требования к ним, и, с другой стороны, современное положение и уровень подготовки специалистов в пилотных институтах по рассматриваемым специальностям. Выявлено, что уровень и направления подготовки специалистов не в полной мере соответствует современным требованиям гостиничной отрасли. В настоящее время стандарты, которыми руководствуются учебные заведения, названия основных профессий, используемых в различных структурах гостиничного бизнеса на всех его уровнях, перечень необходимых обязанностей и знаний для ряда должностей не соответствуют современному уровню развития гостиничного бизнеса.

 

 

 

2.3 Программа  повышения квалификации кадров  гостиницы «Карамболь»

 

Для сотрудников гостиницы «Карамболь», как показало исследование, необходимо предусмотреть программу повышения квалификации, которая позволит гостинице перейти на качественно новый уровень обслуживания, соответствовать требованиям евростандарта, повысить разрядность гостиницы и соответственно повысить стоимость предлагаемых услуг, что в свою очередь приведет к повышению прибыли.

Программа обучения и профессиональной адаптации персонала компании может быть разделена на несколько направлений:

  • тренинги для вновь набранных сотрудников;
  • развивающие тренинги для менеджеров высшего, среднего и младшего звена;
  • программа «Обучение обучающих»;
  • тренинги для взаимодействующих отделов;
  • узкоспециализированные, профессиональные тренинги.

В настоящее время тренинги для персонала в гостинице «Карамболь» не проводятся, однако в идеальном варианте – они должны проводиться. Для проведения тренингов можно позаимствовать опыт одной из ведущих гостиниц международного класса Marriott Royal Aurora Hotel (г. Москва). [29, c. 12]

Каждый новый сотрудник на первоначальном этапе обязательно проходит тренинг «Ориентация», где его посвящают в историю компании, рассказывают о структуре гостиницы и компании, основах корпоративной культуры, принципах гостеприимства, правилах техники безопасности, проводят экскурсию по гостинице.

Далее сотрудники проходят обучение с помощью разработанной компанией серии тренингов, касающихся работы с клиентурой компании:

  • тренинг «Ответы на замечания и жалобы клиентов» посвящен отработке техники ответа на жалобы и замечания клиента;
  • программа «Приверженность принципам гостеприимства» рассказывает о специфике и перспективах гостиничного бизнеса;
  • тренинг по правилам телефонного этикета;
  • тренинг по продажам;
  • недавно созданная программа «Поведение при пожаре и других экстремальных ситуациях» (Fire&Emergency);
  • тренинг «Стремление к совершенству в сервисе» рассматривает различные аспекты обслуживания гостей, правила поведения в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • программа «Сертификация» - это одна из уникальных разработок компании – программа профессиональной адаптации новых сотрудников на рабочем месте. В каждом отделе внедрением этой программы занимаются менеджеры совместно с тренерами отдела. В основе лежит подробный план обучения новичка, где прописаны все навыки и знания, касающиеся, в основном, профессиональной деятельности.

После составления плана разрабатывается брошюра, в которой содержится описание всех правил, стандартов и процедур работы. За каждым новичком закрепляется опытный сотрудник, который день за днем, шаг за шагом обучает его всему, что тот должен знать и уметь. Срок обучения по программе «Сертификация» длится три месяца (испытательный срок нового сотрудника), чтобы к его окончанию сотрудник мог выполнять свои функциональные обязанности наравне с другими сотрудниками отдела.

Следующее направление – это развивающие тренинги для менеджеров высшего, среднего и младшего звена. Цель этих программ – развитие управленческих качеств и навыков.

На каждого менеджера заводится так называемый «профайл» – документ, в котором содержится информация о его образовании, пройденных курсах, семинарах и тренингах. Эта информация помогает отделу персонала при анализе потребностей в обучении и подборе для менеджера именно тех обучающих программ, которые для них наиболее актуальны.

Тренинги для менеджеров ведутся по следующим направлениям:

  • программы, посвященные развитию лидерских качеств;
  • тренинговые программы, посвященные обучению менеджеров в узкой, специализированной области. Таковы программы для менеджеров Ресторанной службы, Службы приема и размещения, Службы гостиничных услуг и т. п.;
  • тренинг «Управление временем»;
  • тренинг «Делегирование полномочий»;
  • тренинг «E-mail Этикет»;
  • тренинг «Поверь в свои силы», одна из частей которого посвящена ведению переговоров и противостоянию попыткам психологических манипуляций;
  • по запросу менеджеров был создан и внедрен тренинг «Эффективное Интервью» (так как менеджеры компании вовлечены в процесс собеседования при отборе персонала);
  • программы повышения квалификации менеджеров в области информационных технологий.

Современный отель является очень сложной структурой, в которой функционирует множество компьютерных программ различной степени сложности. Менеджер среднего звена должен свободно владеть компьютером, поэтому необходимо уделить внимание обучению в этой области.

Часть таких тренингов менеджеры могут проходить за границей по программам Marriott International, часть можно проводить в самой компании.

По программе «Обучение обучающих» проходят обучение те менеджеры и рядовые сотрудники, которые занимаются обучением персонала в своем отделе. В каждом отделе должен быть сотрудник (тренер отдела), который проводит ежедневные 15-минутные тренинги. Цель таких тренингов – напомнить сотрудникам о стандартах Мэрриотт, о правилах внутреннего распорядка. Естественно, обсуждаются на этих мини-тренингах события, происходящие в гостинице, визиты VIP и насущные для отдела проблемы.

Для сотрудников тех отделов, которые взаимодействуют в процессе работы (например, Cлужба приема и размещения, Служба дворецких и Служба гостиничных услуг, Рестораны и Служба обслуживания в номерах), может быть создана программа перекрестных тренингов. Это программа обмена сотрудниками между взаимодействующими отделами, когда сотрудники получают возможность в течение нескольких дней поработать в другом отделе, что позволяет им лучше узнать специфику работы коллег и снижает возможность недоразумений и несогласованности в работе.

Одним из направлений работы в области обучения персонала является проведение так называемых «профессиональных» тренингов. Компания привлекает своих менеджеров, многие из которых являются высокими профессионалами в своей области, к проведению различных узкоспециализированных тренингов. Примером могут служить семинары по изучению особенностей элитных вин, сигар, тренинг «Мир коктейлей», тренинг по обслуживанию VIP-банкетов и т. д.

Информация о работе Подготовка персонала в гостиничном бизнесе