Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:04, реферат
Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.
Подведем итог: «аналитическое теоретизирование» позволяет описать, объяснить политико-технологическое управление как особое социальное явление, как процесс, выявить его структурирующие элементы, условия поддержания их целостности, изменения и развития, приблизиться к пониманию мотивации людей, с одной стороны, инициирующих политический управленческий процесс, а с другой – вовлекаемых в него. Обычно результаты теоретико-аналитической исследовательской работы воплощаются в универсальных моделях, которые используются для получения эмпирических данных о реальной ситуации, о конкретном политико-технологическом процессе. Об общих принципах применения теоретических моделей для решения конкретных управленческих задач нам предстоит поговорить в следующем параграфе
4. Аналитическое конструирование ситуации.
Справедливо считается, что эффективность управления напрямую зависит от того, сможет ли управляющий субъект получить достоверную, достаточно полную информацию об объекте своего воздействия, об условиях, в которых ему придется действовать. Эта информация необходима для того, чтобы применить на практике управленческие приемы, адекватные ситуации. Предположим, в ходе предвыборной кампании кандидат собирается выступить перед избирателями. Какие проблемные вопросы должны стать основой его выступления? Конечно, те, которые волнуют жителей именно этого избирательного округа. Но как получить информацию о реальных настроениях, интересах, ценностных ориентациях, заботах этих конкретных людей? Как выяснить, что же при неизбежном разбросе мнений является главным для большинства?
Еще более сложная задача стоит перед группой политических технологов, отвечающих за имидж политического лидера. Чтобы ответить на вопрос, какой создавать образ или в каком направлении его корректировать, нужно знать представления людей об идеальном лидере, об особенностях восприятия ими данного конкретного политика, об их ожиданиях и многом другом. Без этой информации нельзя принимать управленческие решения, ибо все усилия просто уйдут в песок.
Понимание важности информации нередко толкает политических технологов в крайность. Они стремятся собрать огромный массив информации, который затем в значительной своей части оказывается невостребованным. Как избежать этой ошибки? Для этого необходимо вести направленный поиск информации, подчиняя его решению важной методологической задачи – аналитическому конструированию ситуации.
Прежде, чем мы будем говорить об основных принципах аналитического конструирования ситуации, уточним. Что мы будем понимать под словом «ситуация». Ситуация – это система факторов, влияющих на поведение тех людей, от действий которых зависит достижение поставленных субъектом управления политических целей. Например, если цель политических технологов обеспечить на выборах победу кандидата N, то ситуация – это совокупность факторов, которые могут повлиять на электоральный выбор жителей соответствующего избирательного округа. Аналитическое конструирование ситуации в данном случае будет означать создание модели, способной выразить совокупность факторов, влияющих на электоральное поведение избирателей данного округа.
Ситуация всегда конкретна, она включает ожидания, настроения, интересы людей, живущих в определенном месте и в конкретное время. Ситуация всегда уникальна, неповторима. Подвижность, изменчивость ситуации составляет главную проблему для политических технологов, которым каждый раз необходимо заново ее исследовать, изучать, чтобы принимать эффективные управленческие решения.
Аналитическое конструирование ситуации осуществляется поэтапно и в соответствии с рядом правил. На Рис. 2 схематично обозначены основные этапы, которые необходимо последовательно пройти, чтобы получить аналитическую конструкцию ситуации, пригодную для принятия управленческих решений.
Рис. 2. Последовательность действий при разработке аналитической конструкции ситуации.
Рассмотрим содержание каждого из указанных на схеме этапов.
Определение основных направлений поиска информации. Мы уже говорили, что задачи, решаемые политическим менеджментом разнообразны: повышение доверия правительству, лоббирование законопроекта, победа на выборах, выход из конфликтной ситуации и т.д. Ориентация на цель делает процесс сбора информации направленным, задает алгоритм поиска. Для примера, предельно упрощая, попробуем выразить алгоритм поиска информации для решения выше перечисленных задач:
Основная задача политико-технологического управления |
Основное направление поиска информации |
Повышение доверия правительству |
Как население относится к правительству, что мешает установлению отношения доверия? |
Лоббирование законопроекта |
Кто из парламентариев и при каких условиях может поддержать законопроект? |
Победа на выборах |
Что надо делать кандидату, чтобы избиратели отдали за него свои голоса? |
Выход из конфликтной ситуации |
Что может подтолкнуть
конфликтующие стороны к |
Как мы видим, направление поиска информации формулируется в простых вопросах, содержащих один лейтмотив – что делать, чтобы достичь цели. Но если бы на эти вопросы были бы такие же простые ответы, то политическим технологам нечем было бы зарабатывать себе на хлеб. На самом деле, чтобы получить искомые ответы, надо проделать серьезную исследовательскую работу.
Выбор (разработка) теоретической концепции (модели). Теоретическое моделирование является необходимым шагом в познании ситуации. С его помощью удается выявить и наглядно представить наиболее существенные стороны объекта, связать воедино составляющие его элементы. И что не менее важно, теоретическая модель задает направленность исследованию, не позволяет «увязнуть» в несущественных деталях.
Теоретическая модель ситуации представляет собой ее абстрактную конструкцию, поэтому ее создание требует хорошего знания методологии. Ее значение заключается в том, что она позволяет извлекать такое знание о ситуации, которое недоступно непосредственному наблюдению.
Для познания одной
и той же ситуации могут быть сконструированы
различные теоретические
Приведем в качестве примера теоретическую модель, предложенную работниками центра политического консультирования «Никколо М». Эта модель, по мнению авторов, объясняет логику формирования определенного отношения населения к политическому лидеру, и поэтому она может быть положена в основу стратегии формирования имиджа политика.
Ключевым в этой модели является понятие «образ», под которым понимается «субъективная картина мира или его фрагментов,… интериоризированный общественный опыт, закрепленный в языке». (Политическая реклама. – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999, с. 10) При рассмотрении феномена образа выделяются три составляющих его элемента:
1. Образ-знание, выступающий в форме зафиксированного знания, т.е. как отраженная субъектом картина существующей реальности.
2. Образ-значение, задающий для нас значение политического объекта (человека, группы, события и т.д.), встраивая конкретный объект в нашу оценочную систему.
3. Образ потребного будущего. Человек прогнозирует возможные изменения, предвидит возможные события, которые могут быть значимыми для него.
Структурные составляющие модели «образ» взаимосвязаны, соподчинены. Характер этого соподчинения следующий: «политическая активность масс определяется в первую очередь образом-значением и образом потребного будущего. Образ-знание в свою очередь концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через это – на политическую активность масс.» (Там же, с.11)
Теоретическую модель трудно понять неподготовленному человеку, для этого необходимы соответствующие знания, владение категориальным аппаратом. Приведенная модель дана исключительно в качестве иллюстрации, мы не будем разбирать ее содержание. Пока нам важно уяснить лишь то, что теоретическая модель – необходимый шаг в познании ситуации, если мы хотим, чтобы это познание было глубоким, всесторонним и одновременно направленным, ориентированным на решение конкретных проблем.
Обычно при решении управленческих задач политические технологи используют модели, разработанные учеными теоретиками. Однако, нередко бывают управленческие ситуации, когда такие модели отсутствуют, либо не доступны. В этих случаях приходится заниматься их созданием самостоятельно.
Операционализация – это следующий шаг, который необходимо сделать после выбора теоретической модели. Операционализацией называют перевод теоретико-аналитических схем в русло эмпирической интерпретации, т.е. теоретическую модель на этом этапе надо представить в виде явлений, которые можно наблюдать, фиксировать, измерять. В ходе операционализации абстрактные понятия «раскладываются» на показатели, характеристики, легко эмпирически выявляемые как в процессе непосредственного наблюдения, так и в ходе специальных измерительных процедур. Так, понятие «образ-знание» в приведенной выше теоретической модели в процессе операционализации может быть «разложено» на следующие составляющие:
- осведомленность населения о существовании политического деятеля N;
- осведомленность о его деятельности;
- представления о личных и деловых качествах N;
- знание о скандалах, в которых замешан N и т.п.
Операционализация позволяет осуществить переход от "аналитического теоретизирования" к "аналитическому конструированию ситуации", т.е. к получению конкретного знания об участниках политико-управленческого процесса и условиях, в которых он разворачивается, к выработке практических рекомендаций по повышению его эффективности. Теоретическая модель, составляющие ее понятия в ходе операционализации предстают в виде, поддающихся конкретному наблюдению, показателей, характеристик.
Операционализация позволяет не только конкретизировать поиск новой информации, но и решать обратную задачу – отбирать из уже накопленной информации ту, которая действительно необходима для аналитического конструирования ситуации, отделять существенное от второстепенного.
Сбор информации в аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов, ориентированных в отличие от теоретических на получение непосредственного знания о вполне конкретном объекте. Эмпирия (от греческого empeiria - опыт) - это очевидность, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатленные в памяти и соответствующим образом описанные.
Эмпирические методы, нацеленные на сбор и обработку фактического материала, на первый взгляд имеют много общего с познанием простым человеком окружающего мира. Наблюдение, интервью, опросы – со всем этим мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Однако в науке методы получения эмпирических фактов – это сложные процедуры, использование которых требует соответствующих знаний, умений и навыков.
Эмпирические методы принято делить на количественные («жесткие») и качественные («мягкие»). К количественным относятся: наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ. К качественным – case-study (исследование случая), глубинные интервью, работа с фокус-группами.
Метод наблюдения - это систематизированное, направленное восприятие какого-либо явления или процесса, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение в ходе избирательной кампании за действиями соперников предполагает фиксацию их заявлений, участие в предвыборных мероприятиях, оценка подготовленной рекламы и т.п. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене, выявлять степень повторяемости тех или иных событий, определять характер взаимодействий, реконструировать их последовательность
Анкетный опрос в отличие от наблюдения позволяет (при правильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в сознании личности, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Для политико-технологического управления значение анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения, без знания которых невозможно всерьез рассчитывать на успех в достижении поставленных целей. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения.
Контент-анализ - систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.
Case-study (изучение случая) предполагает относительно длительное «погружение» исследователя в изучаемый объект и дает возможность «всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений». (В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет»,1998, с.398) Этот метод дает возможность получить информацию об одном объекте, но эта информация будет многосторонней. В политическом менджменте с помощью case-study можно изучать отдельные политические движения, партии, а также отдельные личности, которые являются объектами управленческого воздействия.