Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:04, реферат
Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.
4. Клиентелы. В современном обществе они существуют как объединение людей вокруг лидера. Их отличает отсутствие формализованных отношений, а в качестве главного скрепляющего фактора выступает традиционная, ценностная или эмоционально-психологическая ориентация членов клиентелы на своего лидера-патрона. Например, это могут быть родственники, друзья, идейные приверженцы или просто люди, зависимые по тем или иным причинам, от человека, претендующего на роль политического лидера. Клиентелы могут эффективно работать, решая задачи укрепления авторитета своего лидера, лоббируя интересы своей группы и даже участвуя в электоральном процессе. Отсутствие формализованных отношений компенсируется особыми личными, партикулярными связями, оказывающими сильное воздействие на мотивацию членов клиентел. Последние начинают рассматривать политико-управленческую деятельность не как свой партийный долг или служебную обязанность, а как призвание.
5. Профессиональные организации, специализирующиеся в области политического менеджмента. Мы говорили о них в Главе I. Их отличает не только профессионализм, но и сплоченность трудового коллектива, поэтому они могут более качественно ставить и решать задачи в сфере политического управления. Вместе с тем, самостоятельно они не выдвигают политических целей, а лишь выступают в роли профессионального исполнителя воли политических, государственных деятелей или организаций. В настоящее время профессиональные коллективы политических технологов сотрудничают практически с любой крупной партией, общественным движением, их приглашают государственные органы, независимые кандидаты.
Достижение целей субъекта политико-технологического управления всегда зависит от других людей: от избирателей, если речь идет об избирательной кампании, от населения, если ставится задача повышения авторитета главы государства, от парламентариев, если лоббируется какой-нибудь законопроект, от политических противников, если предпринимаются попытки найти выход из конфликтной ситуации. Тех, от кого зависит достижение политических целей, и в отношении кого субъект предпринимает определенные действия, мы будем называть объектом политико-технологического управления.
Субъект политико-технологического процесса выбирает объект своего воздействия в зависимости от поставленных им целей. Чем масштабнее цель, тем большее количество людей может рассматриваться в качестве объекта управленческого воздействия. Выборы президента требуют вовлечения в управленческое взаимодействие как можно большего числа взрослого населения страны, выборы губернатора – населения региона. Чтобы склонить партию к заключению союза требуется влияние и на ее руководство, и на рядовых членов данной партии. Для выхода из конфликтной ситуации желательно воздействовать на всех участников конфликтного взаимодействия.
Объект управленческого воздействия никогда не бывает представлен в виде некой аморфной массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это – реальные люди, обладающие своими ценностными ориентациями, интересами, занимающие разные позиции в социальном и политическом пространстве, имеющие сложившиеся убеждения и предпочтения, включенные в разнообразные социальные группы. Нам предстоит в Главе VI говорить о том, как влияет социально неоднородность объекта на развитие политико-управленческого процесса. В данном случае отметим, что далеко не все люди, которых субъект ПТП хотел бы вовлечь в управленческий процесс, становятся его реальными участниками. Причина этого в неоднозначном отношении потенциального объекта к субъекту политико-технологического управления, к декларируемым им целям.
Любой потенциально возможный объект политико-технологического управления можно условно представить в виде пяти слоев, различающихся по степени поддержки субъекта управления:
1. Активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов, высокая идентификация) осознанно и направленно готовы сотрудничать с субъектом управления, поддерживать его действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это – или твердый электорат какой-нибудь партии, который при любых условиях проголосует за ее кандидатов, или преданные сторонники политического лидера, поддерживающие все его действия, или законодатели, тесно связанные особыми интересами с лоббистской группой.
2. Пассивно поддерживающие, т.е. люди выказывающие сочувствие субъекту управления, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах, например, они с большой долей вероятности проголосуют за, предлагаемого субъектом ПТП, кандидата, но на их действия могут оказать влияние любые, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к политике, факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.).
3. Занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные о целях субъектов политики, полностью погруженные в свои личные проблемы.
4. Настроенные недоверчиво, т.е. люди, либо симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам, либо с сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона. Недоверие будет подталкивать их к отказу от любого взаимодействия с субъектом политико-технологического управления.
5. Враждебно настроенные, т.е. люди уже сделавшие свой политический выбор и превратившиеся в активных сторонников других политических лидеров и политических партий. Сделанный представителями данной группы политический выбор будет подталкивать их к действиям, направленным на противостояние и даже противодействие субъекту управления.
Определение удельного веса
каждого слоя в потенциальном
объекте политико-
Указанное расслоение людей, потенциально рассматриваемых в качестве объекта управления, представляет собой первую серьезную проблему, которую приходится решать субъекту ПТП в своей управленческой деятельности. Субъект должен стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первые группы, вовлечь в управленческое взаимодействие третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.
Успешное решение данной проблемы субъектом ПТП зависит от его знания реального объекта управленческого воздействия, от конкретных управленческих решений и действий, о чем мы будем говорить подробнее в следующих главах. Пока ограничимся констатацией, что субъекту управления приходится вступать во взаимодействие с объектом, не однородным по сформировавшимся политическим предпочтениям, по своему отношению к субъекту, по своей готовности реагировать на управленческие решения.
Кроме неоднородности у потенциального объекта ПТП есть еще одна особенность. Он одновременно находится в фокусе внимания нескольких субъектов, инициирующих политико-технологические процессы. Например: взрослое население какого-либо избирательного округа в качестве объекта воздействия могут рассматривать одновременно несколько команд кандидатов; парламентариев, обсуждающих законопроект, могут стремиться склонить к выгодному для себя решению несколько лоббирующих групп.
Поле, в котором организуются политические технологические процессы – это поле конкуренции и конфликтов. При характеристике ПТП мы уже называли этот фактор среди других, влияющих на его развитие. Теперь уточним, что главным содержанием борьбы с политическими соперниками является борьба за объект управленческого воздействия, за привлечение на свою сторону избирателей, граждан, парламентариев, членов политических партий и т.д.
Фактически действия субъекта,
инициирующего политико-
Главный путь решения этой задачи – вовлечение людей во взаимодействия с субъектом управления, так как только в ходе прямого или опосредованного взаимодействия можно добиться изменения ценностных ориентаций, установок, поведения тех людей, от действий которых зависит достижение, поставленных субъектом ПТП, целей. Вот почему политико-технологический процесс – это целая цепь усилий, предпринимаемых субъектом с целью вовлечения потенциального объекта в различные виды взаимодействий.
Любое взаимодействие предполагает активность обоих его участников. Эта активность может проявиться в действиях, а может протекать на уровне ментальных, мыслительных процессов, эмоциональных переживаний. Каждое взаимодействие по-своему уникально и вряд ли может быть полностью восстановлено в иной ситуации и в другое время. Однако в основе любого взаимодействия лежат некоторые общие процессы, знание которых может помочь субъекту управления приближаться к поставленным целям наиболее эффективным путем. Об этом пойдет разговор в следующем параграфе.
3. Модель политического взаимодействия.
При построении модели политического взаимодействия мы будем исходить из следующих допущений. Во-первых, люди, вступающие во взаимодействие в роли субъекта и объекта должны обладать соответствующей мотивацией. Только наличие мотивации делает человека потенциально готовым к взаимодействию, к реагированию не действия контрагента. При этом не важно, осознаются им мотивы своих действий или они существуют в виде неосознаваемых внутренних импульсов. Во-вторых, взаимодействие – это всегда обмен информацией, т.е. своеобразный коммуникационный процесс. Нельзя побудить или принудить индивида к политическому действию без передачи соответствующей информации. В-третьих, взаимодействующие в социуме индивиды стремятся к структурированию своего отношения, т.е. к его большей определенности, предсказуемости. Учитывая сказанное, модель взаимодействия можно в самом общем виде представить в виде трех процессов, связывающих его участников. См. Рис.2.
Рис.2. Модель политического взаимодействия.
Процессы мотивации – это внутриличностные, психические процессы, ведущие к появлению мотивов, которые побуждают индивидов включаться в политико-управленческий процесс, занимая в нем либо ведущие, лидирующие позиции, либо играя роль ведомого, управляемого объекта. Отсутствие необходимой мотивации, хотя бы у одной из сторон взаимодействия делает невозможным политико-технологический управленческий процесс.
Процессы коммуникации – это обмен информацией между участниками взаимодействия, их сигналы о своих намерениях, симпатиях и антипатиях, о понимании действий контрагента. Нарушение коммуникации ведет к неадекватной реакции участников взаимодействия, резко снижает эффективность управленческого процесса или разрушает его.
Процессы структуризации – это создание относительно устойчивых, поддающихся прогнозированию, отношений между субъектом и объектом управления, это принятие обоими участниками взаимодействия общих правил игры. Обычно структуризация в политико-технологическом процессе проявляется в добровольном принятии его участниками обязательств, связанных с исполнением определенного вида социальных ролей. Это может выразиться в появлении электората, стабильно голосующего за определенную партию, в формировании групп твердых сторонников того или иного политического лидера, в появлении проводников влияния групп интересов в государственных структурах и т.д.
Итак, в основе
взаимодействия субъекта и объекта
управления лежат три группы процессов.
Мотивационные процессы указывают
на наличие или отсутствие потенциальной
внутренней готовности, предрасположенности
к политическому
Описывая в предыдущем параграфе субъекта и объект политико-технологического управления мы отмечали, что они в реальной практике представлены определенными совокупностями, группами взаимодействующих индивидов, и, следовательно, внутри каждой такой совокупности также разворачиваются процессы мотивации, коммуникации и структуризации. Поэтому для понимания специфики политического управления важным является не только исследование этих процессов при взаимодействии управляющих и управляемых, но и характеристика особенностей их развития между индивидами, входящими только в группу управляющих или являющихся только управляемыми.
Иными словами эта модель взаимодействия применима не только для описания вертикальных взаимодействий (субъект-объект), но и горизонтальных (внутри субъекта или внутри объекта). Решение этой научной задачи позволит более полно выявить проблемы, влияющие на действия людей, вовлекаемых в политико-технологический процесс. Ибо их поведение определяется не только реакцией контрагента управленческого взаимодействия, но и тем, как выстраивается логика отношений внутри управляющей и управляемой групп.
Процессы, связывающие взаимодействующих людей, разворачиваются одновременно, взаимно влияют друг на друга и не существуют каждый сам по себе. На Рис. 2 стрелками показана эта взаимосвязь.
Процессы мотивации активизируются