Политический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.

Файлы: 1 файл

Менеджмент Пушкарева Г.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

а) под влиянием процессов коммуникации, когда поступающая  информация, будучи воспринятой, формирует представление человека о конкретной ситуации, о намерениях и ожиданиях других людей, в итоге сложных ментальных процессов актуализируются те или иные мотивы;

б) под влиянием процессов структуризации, когда  человек принимает на себя определенные роли и стремится к их более или менее достоверному исполнению.

Процессы коммуникации становятся возможными только благодаря 

а) мотивам, побуждающим  людей вырабатывать, передавать и  принимать ту или иную информацию;

б) структурам, связывающим людей и создающим устойчивые каналы передачи информации.

Процессы структуризации развиваются в результате

а) наличия в  мотивационной структуре устойчивых ролевых установок, побуждающих  людей воспроизводить определенные модели политического действия;

б) наличия коммуникации, позволяющей более или менее адекватно интерпретировать намерения и взаимные ожидания участников статусно-ролевых взаимодействий.

Признавая неразрывность  процессов мотивации, коммуникации, структуризации, связывающих взаимодействующих  людей, нам тем не менее предстоит работа по их аналитическому расчленению. Сделать этот шаг, т.е. рассмотреть каждый из этих процессов в отдельности необходимо не только для того, чтобы лучше разобраться в специфике каждого из них, но и для того, чтобы использовать полученные знания для контроля и управления этими процессами.

На наш взгляд, только знание особенностей протекания данных процессов может стать  надежной основой для выработки  стратегии и тактики политико-технологического управления. Только в этом случае политико-технологическое управление обретает ту необходимую теоретическую базу, без которой оно составляет лишь набор апробированных практикой технологических приемов, степень эффективности которых имеет слишком большую амплитуду колебания.

Глава IV. Управление мотивацией в политико-технологическом процессе.

Чтобы направить  действия людей на достижение определенных политических целей, надо знать, что  может подтолкнуть их к этим действиям. Если вы хотите, чтобы люди, следуя за вами, думали, что они действуют  самостоятельно, свободно, необходимо знать, как в структуре личности развиваются мотивационные процессы. В этой главе нам предстоит создать модель мотивации политического действия, чтобы затем рассмотреть те «болевые точки», которые могут стать местом приложения управленческих усилий.

§ 1. Мотивация  политического действия: основные направления  исследования. 

 

Политико-технологическое  управление – это особый вид взаимодействия, складывающийся в поле политики. Действия людей, выступающих в роли субъекта или объекта политического управления, видимо, следует определять как политические. Обладает ли политическое действие какими-то особыми чертами, отличающими его от других видов социального действия? Нам необходимо ответить на этот вопрос, прежде чем мы приступим к конструированию модели мотивации политического действия.

Эта необходимость  обусловлена не только желанием дать четкие определения используемым понятиям. Ответ на этот вопрос необходим для  решения проблемы о степени применимости в описании мотивации действий людей, выступающих в роли субъекта или объекта политического управления, общих методологических принципов и теоретических концепций, созданных в современной психологии и социологии. Иными словами, имеет ли мотивация политического действия свою особую структуру или ее можно объяснить в русле методологической традиции, изучающей социальное поведение человека.

Обычно предпринимая какое-либо действие, индивид не задумывается над определением его характера. Он действует, исходя из своих интересов, устремлений, нередко просто воспроизводит опривыченные модели поведения. Понятие «политическое» появляется тогда, когда наблюдатель, исследователь или сам человек хотят подчеркнуть особое качество этого действия, его ориентацию на воспроизводство важного сегмента социальной реальности, именуемого политикой.

На наш взгляд, бесперспективно искать некую глубинную  сущность политического. Термины «политика» и «политическое» служат для обозначения  определенных явлений и процессов, которые по некоторым признакам  отличаются от многих других явлений и процессов социальной жизни. Главным из этих признаков является скрепляющая общество система институализированных властных отношений, в центре которых стоит государство. Все действия, в которых проявляется готовность людей воспроизводить, изменять, разрушать эту систему власти обычно и называют политическими.

Номиналистическая условность в таком определении  политического действия не должна заслонять  главного – реальных поступков многих людей, без которых не могли бы существовать, как объективная реальность, политические институциональные связи, политические группы и организации, политические культурные нормы и ценности, поступков, без которых эта политическая реальность не изменялась бы подчас самым радикальным образом. Таким образом, политическим действием мы будем считать любой поведенческий акт, смысл которого можно интерпретировать как участие человека в воспроизводстве, развитии и изменении политической реальности.

Действия людей  в рамках политико-технологического управления воспроизводят особый сегмент политической реальности: отношения политического лидерства, отношения влияния групп давления на государственные структуры и государственных должностных лиц, электоральные процессы, массовые политические акции, распространение политических ценностей, политических оценок и суждений. При этом не столь важно, стремился ли человек к сознательному, направленному участию в этих акциях или его вовлечение в политическое событие произошло под влиянием случайных факторов. Так, например, независимо от того, почему индивид принял участие в организуемом политической организации митинге, – пришел, потому что разделяет взгляды организаторов митинга, или пришел «за кампанию» со своим приятелем, желая каким-то образом провести свое свободное время, - он становится участником политической акции, он совершает действие, которое по своей объективной характеристике является политическим.

Все действия, совершаемые  индивидами в рамках политико-технологического управления, можно разделить на три  вида:

1.        действия, воспроизводящие институализированные политические отношения, когда индивид ориентируется на статусно-ролевые модели политического поведения. Например, кандидат и избиратель – это две модели политического поведения, которые налагают на исполнителей соответствующих ролей ряд требований. Кандидат должен вести свою избирательную кампанию, предпринимать рекламные акции, выступать перед населением и т.д. Избиратель имеет право отдать свой голос за понравившегося ему кандидата, прийти на избирательный участок и, разрешенным законом образом, выразить свою волю. Другой пример: организаторы митинга и его участники, независимо от их идеологических пристрастий, также действуют в соответствии с определенными нормативными требованиями, нарушение которых может спровоцировать беспорядки, выход толпы из подчинения организаторам митинга. Воспроизводство моделей поведения в рамках институализированных политических отношений обеспечивается не только осознанным стремлением политических акторов действовать в соответствии с принятыми нормами, правилами, но и тем, что нормативное поле, в котором действуют субъект и объект политико-технологического управления, охраняется государством, и выход за его пределы может повлечь за собой применение соответствующих санкций.

2.        действия, при помощи которых субъект и объект политико-технологического процесса высказывают, распространяют политические ценности, оценки, суждения, представления, идеалы. К таким действиям относятся выступления политических лидеров, высказывания рядовыми участниками политических процессов своих мнений, оценок политических событий, формулирования представлений о желаемом политическом и социальном порядке. Благодаря этим действиям воссоздается и развивается уникальное поле политической культуры общества, передаются от поколения к поколению ментальные конструкты, влияющие на протекание политико-технологических процессов в обществе.

3.        действия, в которых воспроизводятся социальные и политические идентификации, в которых часто неосознанно проявляется стремление людей ориентироваться на определенные политические организации, группы, на политических лидеров, поддерживать их, способствовать укреплению их позиций в политическом пространстве. Различия в идентификации, в выборе референтных групп приводит к тому, что в ходе таких действий возникает разделение участвующих в политической жизни на «своих» и «других», что порождает, в свою очередь, развитие в обществе политических конкурентных и конфликтных процессов.

Предложенная  типология политических действий, создающих ткань политико-технологических процессов, условна. Как мы увидим дальше, любое политическое действие очень сложно по своей структуре и может быть соотнесено одновременно с каждым из названных видов. Но вместе с тем эта типология позволяет показать, что политико-технологическое управление складывается как совокупность разнообразных действий, способных воспроизводить в его рамках самые разные элементы политической реальности, как в виде институциональных связей, так и культурных ценностей, групповых отношений.

Итак, политико-технологический  процесс складывается из совокупности политических действий, совершаемых  его участниками. При этом субъективная интерпретация участниками процесса своих действий как неполитических не имеет значения, ибо объективно эти действия способствуют воспроизводству именно политического типа управленческих отношений. Теперь нам предстоит познакомиться с тем, как в науке идет поиск ответа на вопрос, почему человек совершает политические действия.

В современных  обществах политические статусы не являются аскриптивными, человек сам выбирает политическую карьеру, сам выдвигает политические цели и сам решает, стоит ли ему выступать в роли субъекта политического управления. Менее значимый для индивидуальной судьбы, но все же выбор есть и у любого человека, вовлекаемого в политико-технологический процесс в качестве объекта, ведь он может не участвовать в митинге, не голосовать за предлагаемого кандидата, не относиться с благоговением к политическому лидеру и т.д.

Для поиска ответа на вопрос, почему человек совершает политическое действие, могут быть использованы различные теории мотивации. Назовем некоторые, наиболее распространенные и укажем на их объяснительные возможности.

Теории потребностей. Сторонники этих теорий в качестве главной причины, объясняющей поступки человека, называют его потребности, определяемые как особое внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо. Существуют различные типологии потребностей. А.Маслоу, например, выделил пять основных видов потребностей человека: физиологические потребности ( в пище, воде, сне, кислороде и т.д.); потребности в безопасности ( физической и психологической); потребности в привязанности, любви, причастности к группе; потребности в самоактуализации (в уважении, одобрении, благодарности, признании); потребности в самореализации. Некоторые авторы говорят о потребности во влиянии, во власти.

Потребности всегда сигнализируют  о нарушении физиологического или  психологического равновесия человеческого  организма. Желание удовлетворить их означает ни что иное, как осознанное или неосознанное стремление личности обрести душевный покой, создать нормальные условия для функционирования своего организма.

Вместе с тем, на наш  взгляд, в структуре личности нет  потребностей, которые однозначно подталкивали бы индивида к политическим действиям, побуждали его выдвигать свою кандидатуру на выборах или голосовать именно за этого, а не другого кандидата, заставляли разворачивать пропагандистскую кампанию в поддержку определенной политической партии. В противном случае люди, которые не смогли самоактулизироваться и самореализоваться в политике, ощущали бы душевный дискомфорт. В реальной же жизни, напротив, мы сталкиваемся с примерами уклонения от участия в политике, с примерами, когда удовлетворение человек получает от действий в неполитических сферах, когда он стремится к научному творчеству, семейному благополучию, интересной работе.

Потенциально индивид  готов удовлетворить свои потребности  в любой форме, но реальная ситуация всегда накладывает на способ их удовлетворения серьезные ограничения. Например, конфликты в семье, сложные отношения с коллегами по работе подталкивают человека искать взаимопонимание в других группах, и в силу определенных обстоятельств такой группой вполне может стать политическая организация. Нередко самоутверждение в политической организации для индивида оказывается более легким делом, чем самоутверждение в трудовом коллективе, где есть более квалифицированные и компетентные работники.

Таким образом, потребности  человека влияют на его активность, но характер этой активности совсем не обязательно будет носить политическую окраску. Общество всегда предоставляет человеку несколько вариантов удовлетворения его потребностей. Даже потребность во влиянии, во власти (если таковая существует) может быть удовлетворена в семье, в неполитической организации. Вот почему, если в поиске ответа на вопрос, почему человек включается в политическую жизнь, мы сконцентрируем внимание на потребностях, то вряд ли существенно продвинемся в нужном направлении. От нас будет ускользать главное, а именно: почему для удовлетворения своих потребностей индивид выбирает именно политику, почему он не хочет ограничиться рамками социально-экономической сферы.

Сторонники диспозиционных теорий личности склонны объяснять поведение человека, направленность его выбора устойчивостью некоторых личностных черт, формирующих предрасположенности (диспозиции) к определенным видам социальных и политических действий. В соответствии с такой логикой властные, авторитарные натуры более склонны к активной политической деятельности, чем зависимые, конформные фигуры, экстраверты скорее станут инициаторами создания новых организаций, чем интроверты и т.д.

Сильное воздействие на политическое поведение оказывают диспозиции-установки, которые представляют собой субъективные ориентации людей на сложившиеся в обществе модели поведения, ценностные представления, социальные связи, а также на конкретные политические группы, организации, политических лидеров. Диспозиции-установки - это интериоризированные, т.е. усвоенные, перенесенные вовнутрь личности, нормы, ценности, отношения внешнего социального и политического мира и регулирующие ее поведение как бы изнутри.

Информация о работе Политический менеджмент