Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:04, реферат
Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.
Следует отметить, что выдвигаемые политические цели далеко не всегда согласуются с ценностями культуры данного общества, т.е. с представлениями о добром, порядочном, справедливом. Например, повышение авторитета государственного или политического деятеля, создание привлекательного образа государственного учреждения или политической партии, формирование электоральных предпочтений населения, оказание воздействия на политических оппонентов и политических противников представляют собой ярко выраженные устремления лиц и/или групп получить более предпочтительные позиции в политическом пространстве, обрести дополнительные возможности для влияния на других людей, иметь доступ к значимым ресурсам. Далеко не всегда подобные цели могут органично вписаться в коллективные представления о справедливости, равенстве, демократии, и вряд ли хоть одна политическая организация или группа в столь обнаженной форме озвучит подобные цели своей управленческой деятельности. В лучшем случае будет заявлено, что кандидат добивается поддержки населения, потому что знает, как можно улучшить положение дел в стране, и собирается работать не щадя своих сил во имя интересов своих избирателей. В худшем – технологи будут вести активную работу по повышению авторитета того или иного политического деятеля, не ставя в известность тех людей, на которых направлена их управленческая деятельность.
Таким образом, культура вынуждает
инициаторов ПТП либо искренне выстраивать
свою политику в соответствии с нравственными,
социально-политическими
В-третьих, влияние культуры
в современном обществе не ведет
к унификации деятельности инициаторов
политико-технологических
Конечно, влияние культуры на ПТП не ограничивается перечисленными тремя моментами, оно значительно многообразнее и сложнее. Но в данном случае ограничимся следующей констатацией: культура задает действиям участников политико-технологического процесса определенные модели поведения, а также побуждает субъекта управления следовать по крайне мере на словах определенной системе политических ценностей.
Социальные структуры. Любые взаимодействия в обществе разворачиваются в рамках структурированного социального пространства. Структуры – это устойчивые отношения. В обобщенном виде они существуют в виде институтов, организаций, групп, статусов. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в структурированные отношения. Он занимает определенные статусные позиции, принимает на себя определенные социальные роли. Вынужденный действовать в структурированном социальном пространстве, человек не может игнорировать институциональные и групповые нормы, которые накладывают ограничения на его выбор способов достижения целей, на его действия. Статус политического лидера обязывает человека время от времени выступать перед своими последователями, делать какие-то заявления, призывать к действиям и т.п. Статус руководителя партии требует от человека, ведущего переговоры с политическим оппонентом, отстаивать интересы своей организации.
Наиболее значимые для общества институциональные отношения регулируются системой норм права и охраняются государством. Нарушение правовых норм влечет за собой применение санкций со стороны соответствующих государственных органов. Например, выборы в высшие государственные органы регулируются во всех странах соответствующими законами, накладывающими структурные ограничения как на действия кандидатов, так и избирателей.
Так, в соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания» упорядочивается процедура участия избирательных объединений и блоков в выборах депутатов. Политические объединения, образовавшие избирательный блок, не могут участвовать в других блоках и выступать на выборах самостоятельно. В свою очередь, кандидат в депутаты по мажоритарному округу имеет право принадлежать только к одному политическому объединению. Законом налагается запрет на прямое участие органов управления предприятий и организаций в сборе подписей у сотрудников и привязывание сбора подписей к выдаче зарплаты. В избирательную комиссию предоставляются документы, указывающие на доход кандидатов, источники доходов, образование, имущество, наличие судимостей и иностранного гражданства. Кандидат имеет право сформировать избирательный фонд в размере 1000 МРОТ. Порядок отчетности по избирательным фондам устанавливается избирательной комиссией.
Мы привели лишь некоторые положения одного из законов, регулирующих ход проведения избирательной кампании. В действительности их значительно больше, и все они должны неукоснительно соблюдаться. В противном случае на субъекта политико-технологического процесса могут быть наложены санкции, вплоть до запрета участвовать в избирательной кампании. Так, в 1999 г. в преддверии выборов в Государственную Думу ЛДПР было отказано в участии в избирательной кампании в связи с недостоверностью, представленных в избирательную комиссию, сведений об имуществе отдельных кандидатов, баллотирующихся по списку этой партии.
Место и время. Люди, вступающие во время политической кампании во взаимодействие, находятся в определенном месте физического пространства. Степень их близости в физическом пространстве, характер местности оказывают самое непосредственное воздействие на протекание взаимодействия. Митинг на площади, собрание в зале, общение через средства массовой коммуникации требуют различных моделей поведения.
Другим ограничителем политико-технологического процесса является время. Например, избирательные кампании проводятся в жестко очерченные законом временные рамки, заключение политического союза, как тактическое решение какой-либо проблемы, требуется тоже к определенному сроку. Время, точнее его недостаток, вынуждают спрессовывать, намеченные субъектом управления, мероприятия, отказываться от каких-то идей, требующих для своей реализации значительных временных ресурсов. Если неправильно спланировать свои действия в предвыборной борьбе, то может случиться, что именно время сотрет из памяти избирателей образы кандидатов, над конструированием которых долго трудились политические технологи.
Ситуативные факторы существуют в виде совокупности ожиданий людей, складывающихся в конкретный исторический момент. Поведение людей, их взаимные ожидания определяются не только культурными, структурными, временными рамками, но и заботами сегодняшнего дня: как обеспечить семью, как провести свободное время. Жизненные неудачи, неспособность решить, на первый взгляд, простые житейские проблемы могут сильно влиять на настроение человека, на его политические оценки, на восприятие политических лидеров и т.д. Ситуативный фактор обретает особенно сильное значение в обществах, переживающих аномические процессы, когда структурные и культурные нормы перестают в полной мере выполнять свою регулирующую функцию.
Влияние ситуативного фактора проявляется обычно в тактических действиях субъекта управления и реакции объекта на различных лидеров, их заявления, лозунги. Так, кризис в экономике, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности могут породить у людей ожидания сильного лидера, способного твердой рукой навести в стране порядок.
Действия конкурентов. Политико-технологический процесс – это кооперативный процесс. Его смысл – добиться совместными усилиями (субъекта и объекта) поставленной цели, точнее побудить объект вступить во взаимодействие с управляющим субъектом и тем самым помочь ему реализовать свои планы. Но в обществе одновременно протекают и организуются несколько процессов. В том случае, если они организуются вокруг одной цели, то между их участниками возникает конкуренция и даже конфликты.
Инициаторы различных
политико-технологических
Итак, предложенная на Рис.1
модель политико-технологического процесса
позволяет увидеть его главную
особенность –
Предложенная модель указывает также на то, что взаимодействие субъекта и объекта ПТП осуществляется не в вакууме, а в определенной социокультурной среде, в пространственно-временном континууме и в условиях ожесточенной конкуренции. Теперь нам предстоит сделать следующий шаг – расшифровать понятия субъект и объект политико-технологического управления.
2. Субъект и
объект политико-
За сухими понятиями «субъект» и «объект» политико-технологического процесса, используемыми в научном языке, стоят реальные люди, вступающие в управленческие отношения. Кто они? На этот вопрос мы будем искать ответ в этом параграфе.
Вначале о субъекте управления. Традиционно этим термином обозначают того или тех, кто принимает управленческие решения, пытается реализовать их на практике, оказывая воздействие на тех, от кого зависит достижение поставленных им целей. Субъект политико-технологического управления отличается тем, что он преследует политические цели, связанные, как правило, с изменением расстановки сил в политическом пространстве.
Достижение политических
целей всегда требует коллективных
усилий. Нельзя рассчитывать на успех
в избирательной кампании, на обеспечение
лидерских позиций в
1. По численности. Они могут включать в себя значительное число людей, если речь идет о масштабной политической кампании, такой, например, как выборы президента. В первой главе мы уже перечислили ряд политических консалтинговых фирм, которые были задействованы в проведении избирательной кампании Б.Ельцина в 1996 г. Далеко не каждый кандидат может себе позволить создание такой многочисленной команды, поэтому при ограниченности ресурсов рамки субъекта политико-технологического управления сужаются.
2. По продолжительности своего функционирования. Группа, организующая избирательную кампанию или избирательный штаб, существует только в период проведения предвыборной борьбы. Группа, отвечающая за имидж руководителя государства или правительства, существуют практически постоянно, претерпевая лишь организационные и персональные изменения.
3. По степени самостоятельности. Субъект ПТП может занимать собственную нишу в политическом пространстве, т.е. быть автономной, самостоятельной организацией, как, например, партия, организующая избирательную кампанию для своих членов. Другие субъекты могут входить в какие-либо организации, как например, отдел в государственном органе, отвечающий за «связи с общественностью».
Наиболее часто встречающимися субъектами политико-технологического управления являются следующие:
1.Группы управления, создаваемые в рамках или на основе партийных и общественно-политических организаций. Современные партии возникли, прежде всего, как активные участники электоральных процессов, им приходится решать задачи, связанные с мобилизацией масс на поддержку партийных кандидатов на выборах, с формированием привлекательных для населения имиджей своих лидеров и организаций, с влиянием на своих политических союзников и конкурентов. Партии отличаются наличием формализованных иерархических отношений между их членами, что превращает их в достаточно сплоченную, организованную, работоспособную социально-политическую машину, способную при умелом руководстве, направленно концентрировать усилия своих членов на решение поставленных задач.
2. Службы, создаваемые в структуре государственных организаций и занимающиеся проблемами имиджа руководителя и благоприятного образа соответствующей государственной организации. В некоторых случаях в системе государственных органов могут создаваться службы, специализирующиеся на решении задач по предотвращению и регулированию социальных и политических конфликтов в обществе. Специфика этих служб заключается в том, что в них формализация внутренних отношений обретает более жесткий характер, чем в партийных и общественно-политических организациях, так как речь идет о выполнении их членами служебных обязанностей, которые контролируются при помощи специальных механизмов.
3. Неполитические организации, группы интересов. Они выступают в роли субъекта политико-технологического управления в том случае, если выдвигают задачи воздействия на государственных должностных лиц с целью получения от них определенных льгот, привилегий или принятия иных решений, позволяющих данным группам интересов укрепить свои экономические, финансовые и другие позиции в обществе. Фактически речь идет о лоббистской деятельности, которая обычно не афишируется, но реально представлена в работе служб по связям с общественностью различных промышленных, финансовых, коммерческих предприятий. Именно эти службы становятся своеобразным «мозговым центром» лоббистской деятельности. В них работают хорошо оплачиваемые профессионалы, связанные с фирмой нормами служебной ответственности.