Понятие конфликта и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:44, реферат

Описание работы

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них
функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальна
общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения
определенных целей ( производство продукции, ремонт зданий, научные
изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в
процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы
их взаимодействия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
1. Понятие конфликта и его виды…………………………………………………..
2. Причины возникновения конфликтов…………………………………………..
3. Предотвращение конфликтов…………………………………………………….
4. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта…………………………….
5. Заключение…………………………………………………………………………...
6. Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)
 

                                   СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение……………………………………………………………………………….. 

   1. Понятие конфликта и его виды…………………………………………………..  

   2. Причины возникновения конфликтов…………………………………………..  

   3. Предотвращение конфликтов…………………………………………………….  

   4. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта…………………………….  

   5. Заключение…………………………………………………………………………... 

   6. Список   литературы……………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Основой любой организации являются  люди (коллектив), и без  них

   функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальна

  общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения 

   определенных целей ( производство продукции, ремонт зданий, научные

   изыскания). Совокупность объектных  условий, в которых оказываются люди в

   процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы

   их взаимодействия. 

   Количество потребностей, которые  могут быть удовлетворены в  общении, также

   оказывается ограниченным сложившимися  обстоятельствами. В этой связи  в

   коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых

   между людьми обнаруживаются  противоречия по широкому кругу  вопросов.

   Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве

   положительного фактора движения  творческой мысли. Однако, становясь

   острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к

   конфликтам. 

   Конфликт в организации - это  осознанное противоречие между  общающимися

   членами этого коллектива, который  сопровождается попытками его  решить на

   фоне эмоциональных отношений в рамках организации. В психологии пока не

   сложилось общепринятого понимания  сущности конфликта. Одни авторы 

   трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие

  понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию

   ненайденного выхода, тип конкурентного  взаимодействия. Среди сущностных

   черт конфликта выделяют: наличие  противоречия между субъектами, их

   противодействие, негативные эмоции  по отношению друг к другу.  Конфликты

   происходят и в больших компаниях,  и в маленьких фирмах, они могут  привести

   к закрытию организации. Поэтому  изучение конфликтов в организации  -

   актуальная тема. 

   Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания,

   развившегося на стыке многих  наук, прежде всего - социологии  и психологии. 

   Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в

   социологии в конце 50-х годов  XX века и изначально получила  название

   «социология конфликта». Это событие  связывается с работами Р. Дарендорфа

   (Германия) «Социальные классы и  классовые конфликты в индустриальном

   обществе», а также А. Козера (США) - «Функции социальных конфликтов». 

   В этот период аналогичная  ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря

   исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М.

   Дойча, Д. Скотт психология конфликта выделяется как относительно

   самостоятельное направление. 

   В настоящее время исследование  конфликтов относится к наиболее динамично

   развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой  явление,

   которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии,

   самореализации, отношениях с другими  людьми, наконец, в жизни общества  в

   целом. 

   Целью данной работы является  рассмотрение конфликта как

   социально-психологического процесса, характеризующегося определенными

   стадиями протекания и выполняющего  специфические функции в отношении 

   между людьми 
 

        1. Понятие конфликта и его виды
 

   Какова сущность конфликта? Это  межличностное или межгрупповое

   противоборство, основанное на осознанном  каждой из сторон противоречии.

   Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов

   поведения людей. 

   Конфликт - это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и

  столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе

   решения проблемы (объект), имеющей деловую или личную значимость для

   каждой из сторон.

   В основе любого конфликта  лежит конфликтная ситуация, включающая  либо

   противоречивые позиции сторон  по какому-либо поводу, противоположные  цели

   и средства их достижения, либо  несовпадение интересов, желаний,  влечений

   оппонентов и т.п.

   Динамика конфликта изменчива  и может то усиливаться, то  затухать.  

   Усиление конфликта - это процесс обострения противоречия и борьба его

   участников. 

   Затухание конфликта - это процесс  затухания борьбы и постепенная

   гармонизация взаимоотношений участников  конфликта. 

   Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна

   перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает

   действовать, ущемляя интересы  другой стороны. Инцидент в  свою очередь

   является поводом (причиной) резкого  обострения и углубления конфликта

   (следствие). 

   Какой же предварительный вывод  можно сделать? А вывод такой.  Можно

   потребовать прекратить инцидент. Можно путем категорического  распоряжения

   развести на какое-то время  противоборствующие стороны, но  практически

   невозможно устранить из жизни  данный конфликт, если не предупреждена или

   не ликвидирована конфликтная  ситуация. Попытки устранить конфликт  без

   изменения конфликтной ситуации  таят в себе две опасности:  во-первых,

   конфликт порождает вокруг себя  новые конфликтные ситуации, захватывая

   новых участников; во-вторых, между  «постоянными» оппонентами первичного

   конфликта возникают и укрепляются  чувства неприязни, а иногда  и враждебной

   непримиримости.

       Важно знать не только сущность и структурные элементы конфликта, но и

   различать типы конфликтов.

        По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть

   подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противоречие,

   размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война. 

       По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например

   следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические,

   производственные,экономические, политические, творческие и др.

      По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены

   следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и

   группой, межгрупповые, межколлективные и т.п.

   Рассмотрим кратко основные типы  конфликтов, в зависимости от  степени

   вовлеченности в них людей. 

   Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не совсем соответствует

   определению, данному выше. Однако  его потенциальные дисфункциональные

   последствия аналогичны последствиям  других типов конфликта. Он  может

   принимать различные формы. Одна  из самых распространенных форм –

  ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляют противоречивые

   требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

   Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может

   потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял

   покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может выказать

   недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей

   и уделяет мало внимания пополнению секции или отдела товаром. А продавец

   воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать, - как

   несовместимые. Возникает внутриличностный конфликт. 

   Межличностный конфликт. Этот тип  конфликта самый распространенный. В

   организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это конфликт между

   руководителями соседних отделов  (подразделений). Например, борьба

Информация о работе Понятие конфликта и его виды