Понятие конфликта и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:44, реферат

Описание работы

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них
функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальна
общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения
определенных целей ( производство продукции, ремонт зданий, научные
изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в
процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы
их взаимодействия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
1. Понятие конфликта и его виды…………………………………………………..
2. Причины возникновения конфликтов…………………………………………..
3. Предотвращение конфликтов…………………………………………………….
4. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта…………………………….
5. Заключение…………………………………………………………………………...
6. Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

   руководителей за ограниченные  ресурсы, капитал или рабочую  силу, время

   использования оборудования или  одобрения проекта. Каждый из  них считает,

   что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее

   начальство выделить эти ресурсы  именно ему, а не другому  руководителю. 

   Межличностный конфликт может  также проявляться и как столкновение

   личностей. Люди с различными  чертами характера, взглядами  и ценностями

   иногда просто не в состоянии  ладить друг с другом; как правило,  взгляды и

   цели таких людей различаются  в корне. 

   Конфликт между личностью и  группой. Как правило, производственные  группы

   устанавливают нормы поведения  и отношения к выработке. Каждый  должен их

   соблюдать, чтобы быть принятым  неформальной группой и, тем  самым,

   удовлетворить свои социальные  потребности. Однако если ожидание  группы

   находится в противоречии с  ожиданиями отдельной личности, может возникнуть

   конфликт. Например, кто-то решил  заработать больше, выполняя сверхурочную

   работу или перевыполняя нормы  выработки, а группа рассматривает  такое

   «чрезмерное» усердие как негативное  поведение. 

   Между отдельной личностью и  группой может возникнуть конфликт, если эта

   личность займет позицию, отличающуюся  от позиций группы. 

   Межгрупповой конфликт. Организации  состоят из множества групп,  как

   формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях  между

   такими группами могут возникать  конфликты. Ярким примером межгруппового

   конфликта может служить непрекращающийся  конфликт профсоюзов с

   администрацией. 

   К сожалению, частым примером  межгруппового конфликта служат  разногласия

   между линейными руководителями  и административным персоналом. Это 

   пример дисфункционального конфликта. Административный персонал обычно

  моложе и более образованный, чем линейный, и при общении любит

   пользоваться технической лексикой. Эти отличия приводят к столкновению

   между людьми и затруднению в общении. Линейные руководители могут

   отвергать рекомендации специалистов из администрации и выражать

   недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с

  информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут

   намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что

   вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить

   специалистов «на свое место». 

        1. Причины возникновения конфликтов
 

   Существуют две противоположных  точки зрения о причинах конфликта  в

   организации:

    1. конфликт является свойством  человеческого характера, стремлением  к

       первенству, доминированию, конфликтному поведению — субъективные

       причины.

    2. конфликт вызывается объективными  причинами, не зависящими от  личности. 

    Конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как

    вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием

    объективных и субъективных причин.

           С позиций материалистической методологии социальный конфликт

   обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими

  детерминантами.

         Кроме того, конфликт представляет собой сложное комплексное явление, в

   котором присутствуют социально-психологические аспекты. В то же время,

   имеется тип конфликтов, которые порождаются главным образом социально-

   психологическими факторами (внутриличностные конфликты).

   У.Ф. Линкольн классифицирует  причины конфликтов по пяти  основаниям:

   информация, структура, ценности, отношения  и поведение и выделяет пять

   основных факторов (причин) конфликтов:

  1. Информационный фактор — это та информация, которая приемлема для

     одной  стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная,

     неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование;

      недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и 

      т.д. 

  1. Структурный фактор — формальные и неформальные характеристики группы

        (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и

         женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.). 

   3) Ценностный фактор — те принципы, которые провозглашаются или

         отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в

         группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

       - личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и

        т.д.);

       - групповые системы верований и поведения;

       - системы верований и поведения общества;

       - ценности всего человечества;

       - профессиональные ценности;

       - религиозные, культурные, региональные, местные и политические

        ценности. 

   4) Фактор отношения — удовлетворение от взаимодействия двух или более

        сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:

      - основа отношений (добровольные или принудительные);

      - сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);

      - ожидания от взаимоотношений;

      - важность взаимоотношений;

      - ценность взаимоотношений;

      - длительность взаимоотношений;

      - совместимость людей в процессе взаимоотношений;

      - вклад сторон во взаимоотношения и т.д. 

   5) Поведенческий фактор — это  стратегия поведения в конфликтной  ситуации:

       избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К.

       Томасу). 

   В самом общем виде можно  определить три класса причин  возникновения

   конфликтов: 

     - Социально-экономические - конфликты в современном обществе

       представляют собой порождение  и проявление объективно существующих

       социально-экономических противоречий;

     - Социально-психологические - конфликты из-за разных потребностей,

       мотивов, целей деятельности и  поведения людей;

     - Социально-демографические - конфликты из-за различия в установках,

       мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом,

       возрастом, принадлежностью к  разным национальным образованьям.

   С точки зрения причин выделяется  три типа конфликтов:

      1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется  тем, что участвующие в ней

         стороны по-разному видят желаемое  состояние объекта в будущем.

      2. Конфликт взглядов, когда участвующие стороны расходятся во взглядах,

          идеях и мыслях по решаемой проблеме.

      3. Конфликт чувств, когда у участников  различны чувства и эмоции,

         лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди

        просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения,

         ведения дел, взаимодействия. 

   Причины возникновения конфликтных  ситуаций в организации могут  быть 

   весьма разнообразны. К ним относятся:

    1. Недостатки в организации производственных  процессов, неблагоприятные

       условия труда, несовершенство  форм его стимуляции.

    2. Неправильные действия руководителя  из-за отсутствия у него опыта

       (неумение распределить задание, неправильное использование системы

       стимулирования труда, неумение  понять психологию подчиненного).

    3. Недостатки стиля работы и  неправильное поведение руководителя,

       столкновение со стереотипами, утвердившимися  в сознании подчиненных

       под влиянием стиля работы  прежних руководителей.

    4. Расхождение мнений работников  в оценке явлений производственной  жизни.

    5. Нарушение внутригрупповых норм  поведения, распад коллектива  на

       различные группировки, возникновение  разногласий между разными

       категориями работников (например, «старожилами» и «новичками»,

       выделение «незаменимых»).

    6. Противоречия интересов людей,  их функций в трудовой деятельности.

    7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол,

       возраст, социальное происхождение)  различий. Личностные конфликты

Информация о работе Понятие конфликта и его виды