Повышения эффективности управления персоналом как фактора конкурентоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Развитие технологий, глобализация рынка, структурная перестройка экономики, интеграция хозяйствующих субъектов создают новые условия конкурентной борьбы в современном мире. В сложившихся условиях возрастает необходимость применения новых подходов и методов контроля и обеспечения эффективности управления. Одним из важнейших показателей успешного функционирования предприятий является поддержание и рост уровня их конкурентоспособности.

Файлы: 1 файл

445107.docx

— 143.65 Кб (Скачать файл)

Конкурентные преимущества – это следствие реализации элементов конкурентоспособности. Поэтому приращение конкурентных преимуществ свидетельствует о безусловном повышении уровня конкурентоспособности субъекта предпринимательского бизнеса, сокращение числа конкурентных преимуществ – о безусловном снижении уровня конкурентоспособности, сохранение состава и объема конкурентных преимуществ – о примерном сохранении достигнутого уровня конкурентоспособности, что может рассматриваться как свидетельство относительного успеха и одновременно относительной неудачи предпринимательской фирмы.

В понятиях конкурентоспособность и уровень конкурентоспособности находят воплощение следующие важные положения теории конкуренции:

- наличие у субъекта предпринимательского бизнеса конкурентного потенциала (его человеческого, организационного, предпринимательского потенциала);

- сравнительная оценка степени организационной устойчивости, кадровой состоятельности и предпринимательской активности субъекта предпринимательского бизнеса;

- сравнительная оценка ресурсного потенциала субъекта предпринимательского бизнеса, используемого в процессе деловой деятельности и противостояния конкурентам;

- сравнительная оценка степени эффективности текущих и едино временных затрат, осуществляемых субъектом предпринимательского бизнеса в процессе деловой деятельности и противостояния конкурентам;

- сравнительная оценка степени привлекательности продукции (услуг) компании для ее клиентов, а также степени доверия клиентов к выпускаемой и новой продукции;

- сравнительная оценка степени надежности, предсказуемости компании для ее контрагентов, а также степени доверия к ней со стороны действующих и гипотетических контрагентов;

- сравнительная оценка степени опасности компании и одновременно ее полезности в плане освоения чужого опыта для ее конкурентов;

- сравнительная оценка степени привлекательности деятельности компании и ее внешнего имиджа для различных слоев общественности.

Конкурентоспособность предпринимательской фирмы – это способность данной фирмы применения совокупного конкурентного потенциала, обладающего и конструктивным, и деструктивным характером, для борьбы с соперниками и достижения конкурентных преимуществ. Ключевое значение имеет здесь сравнительная (в сопоставлении с конкурентами) оценка уровня способностей субъекта предпринимательского бизнеса использования своего конкурентного потенциала со стороны его внешнего окружения. Поэтому стоит выделить понятия конкурентоспособности ресурсов субъектов предпринимательского бизнеса (конкурентоспособности затрат) и конкурентоспособности фактических результатов их деятельности, а именно конкурентоспособности товаров (услуг), предоставляемых компанией и конкурентоспособности компании как таковой12.

В настоящее время в литературе встречаются различные методики оценки конкурентоспособности организации, но при этом в нашей стране нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности, которая была бы приемлемой для различных типов предприятий, действующих в различных сферах. Каждое предприятие оценку своих конкурентных позиций на рынке товаров или услуг осуществляет, руководствуясь методикой принятой на предприятии или пользуясь уже существующей методикой, которая частично или полностью адаптирована к условиям функционирования организации.

При этом большинство существующих методик оценки конкурентоспособности предприятия приравнивают конкурентоспособность предприятия к конкурентоспособности товаров, производимых данным предприятием. Конкурентоспособность товара в основном определяется соотношением цена-качество в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке в данный момент времени.

Предприятие, как система, должно быть само по себе конкурентоспособным и не зависеть от уровня конкурентоспособности ее товаров. Высокая конкурентоспособность организации должна давать ей возможность выпускать более конкурентоспособную продукцию.

Стабильность организации, ее выживаемость и эффективность в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом развитие организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования, сегодня очевидны. Это13:

  • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Выживание предприятия и его успех зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении организации соответствовать условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления14. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной технике и технологии, применении прогрессивных форм труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Оценка конкурентоспособности является сложной задачей, решение которой должно начинаться с определения наиболее значимых показателей конкурентоспособности и выявление их весомости в общем интегральном показателе конкурентоспособности предприятия15. Погрешности в определении данного интегрального показателя конкурентоспособности предприятия с использованием большинства существующих методик возникают при определении коэффициента весомости того или иного показателя, то есть присвоения данному показателю численного значения, соответствующего его весомости. Многие методики основаны на том, что данные числовые значения различным показателям присваиваются экспертами. При этом величина интегрального показателя будет зависеть от того, какие эксперты делали эту оценку, от уровня их квалификации, а также большого количества факторов, например, таких как состояние их здоровья в момент осуществления оценки значимости и весомости того или иного показателя, отношениями в семье и трудовом коллективе и т.д. Ошибки, допущенные в оценке конкурентоспособности предприятия, могут привести к ошибкам в управлении конкурентоспособностью и как следствие к ухудшению рыночных позиций предприятия. Следовательно, выбор критериев оценки и определение их весомости, а также численного значения, является одним из наиболее важных моментов при определении конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия это процесс создания, выпуска и реализации товаров и услуг, пользующихся спросом на данном рынке в данный момент времени. Показатель конкурентоспособности предприятия является показателем эффективности использования его финансового, производственного, научно-технического и трудового потенциала. Поэтому при оценке конкурентоспособности предприятия более правильным будет, если рассматривать конкурентоспособность организации как сумму одной из составляющих которой будет конкурентоспособность ее товаров (услуг), второй составляющей при этом будет конкурентный потенциал предприятия. При этом следует учитывать, что показатель конкурентоспособности предприятия это постоянно изменяющаяся величина, то есть, достигнув определенного уровня конкурентоспособности нельзя сохранить данный уровень без всяких усилий. Другими словами процесс поддержания и роста уровня конкурентоспособности предприятия является процессом, требующим управления.

Следует различать реальную и потенциальную конкурентоспособность организации. Реальная конкурентоспособность определяется занимаемой рыночной долей в сравнении с основными конкурентами. Реальную конкурентоспособность предлагаем обозначить термином конкурентный статус организации. Потенциальная конкурентоспособность выражается в способности организации к динамичному развитию и увеличению доли рынка.

Высокий уровень конкурентоспособности организации определяется способностью его частных потенциалов конкурировать с соответствующими потенциалами организаций одной сферы деятельности. Все потенциалы организации находятся в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, и их совокупное взаимодействие дает значимый синергетический эффект.

Синергетические эффекты – это «взрывные эффекты неадекватного преобразования входного сигнала в выходной»16.

Данные аргументы дают основание ввести термин «совокупный конкурентный потенциал организации».

Совокупный конкурентный потенциал следует трактовать как степень мощности, уровень возможностей для обеспечения своей конкурентоспособности, обусловленные имеющимися в распоряжении организации ресурсами и способностью организации к их эффективному использованию и воспроизводству.

На наш взгляд, потенциальная конкурентоспособность определяется именно совокупным конкурентным потенциалом организации, который складывается из частных конкурентных потенциалов: кадрового, интеллектуального, организационного, информационного, производственного, технологического, финансового, инвестиционного, маркетингового, инновационного.

Совокупный конкурентный потенциал необходимо определять доступом организации к природным ресурсам, размерами производственной мощности, количеством и качеством трудовых, финансовых и других ресурсов, а также источников простого и расширенного воспроизводства, необходимых для достижения заданного уровня конкурентоспособности организации.

В структуре совокупного конкурентного потенциала организации следует выделять стратегическую группу потенциала. Стратегичность этой группы заключается в том, что именно она обеспечивает потенциальную возможность для организации завоевания и удержания конкурентного преимущества. В эту группу включается интеллектуальный, информационный, маркетинговый и инновационный потенциалы.

Интеллектуальный потенциал в свою очередь состоит из следующих составляющих:

  • кадровая, или человеческая, составляющая;
  • образовательная составляющая. Когда речь идет о кадровой, или человеческой, составляющей,

имеется в виду способность создавать, эффективно использовать, хранить и передавать коллективные знания сотрудников организации, максимально задействовать их творческие способности, умение решать проблемы. Образовательная составляющая – это потенциальная способность организации к совершенствованию своей деятельности путем освоения ее сотрудниками новых технологий и методов ведения бизнеса.

Интересен взгляд В.Г. Зинова на соотношение интеллектуального потенциала и знания применительно к бизнесу17. Согласно технологии ведения бизнеса знания делятся на две части: знания, которые можно выделить, систематизировать, кодифицировать, и знания, которые нельзя в полной мере зафиксировать.

Первая часть знаний может быть записана, передана и разделена, ее правовую охрану можно обеспечить с помощью авторского права, патентов, «ноу-хау». Без правовой охраны эти знания легко копируются.

Вторая часть знаний может быть продемонстрирована, но ее трудно выделить. Передача таких знаний может осуществляться путем демонстрации или обучения на рабочем месте. Знания о том, как делается бизнес, чаще всего именно такого типа. Их трудно не только передать, но и защитить. Однажды передав их, собственник может найти немного способов контролировать использование этих знаний.

Знания (технологию) оценивают по трем основным пунктам: во-первых, можно ли наблюдать их использование или нет (многие технологии могут быть использованы без демонстрации, в чем они заключаются, поэтому, только продав продукт технологии, можно показать ее существо); во-вторых, насколько технология комплексна и проста; в-третьих, может ли технология работать самостоятельно или она имеет значение, только когда встроена в некоторой форме в другую интегральную систему (если технология действует автономно, то управлять ее коммерциализацией проще)18.

Речь идет о прикладном знании, которое только и может быть капитализировано. Идея, однажды записанная на материальном носителе, становится используемой. Ее потенциальная стоимость растет, потому что осуществление и использование этой идеи становится возможным для других.

В такой ситуации важным для организации становится создание и поддержание на высоком уровне эффективных механизмов принятия, обработки и интерпретации, а затем дальнейшего распространения информационных потоков19. Потенциальная способность организации качественно и своевременно вырабатывать и использовать такие механизмы и заключает в себе суть информационного потенциала организации.

Маркетинговый потенциал организации включает в себя ее способности к адекватному анализу и оценке внешней и внутренней среды, возможности организации отзываться на требования рынка и формировать их.

Очень важной является потребительская составляющая маркетингового потенциала, которая складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями (связи с клиентами, информация о клиентах, история взаимоотношений с клиентами). Одной из главных целей формирования этой составляющей является создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Стратегическая составляющая — лицензии, естественные монополии и другие преимущественные права, ограничивающие конкуренцию.

Репутационная составляющая — название компании и ее торговые марки (репутация ее товаров, услуг и честных отношений с потребителями, поставщиками, государством и обществом), брэнды товаров и услуг, имидж компании, известность ее главы и топ менеджеров, авторитет ее специалистов.

Технологическая составляющая маркетингового потенциала организации — собственная технология в форме патентов, авторских прав и производственных секретов, специальных «ноу-хау». Разработка и реализация этой составляющей маркетингового потенциала предполагает, что организация обладает высоким уровнем инновационного потенциала, то есть способна разрабатывать новые продукты и технологии ведения бизнеса, не только отвечающие требованиям рынка, но и формирующие их.

Следует отметить, что в отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность предприятия не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается длительной и безупречной работой на рынке. Следовательно, при сравнении и оценке двух предприятий, выпускающих одинаковые товары равного качества, предприятие, работающее более длительный период времени на данном рынке будет иметь конкурентные преимущества перед предприятием только входящим на данный рынок. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Оказывать влияние на внешние факторы организация не в состояние, но при этом руководство организации имеет все необходимые условия для контроля внутренних факторов. То есть, процесс управления конкурентоспособностью предприятия сводится к управлению внутренними факторами организации. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителям. Иными словами конкурентоспособность организации напрямую связанна с конкурентоспособностью персонала предприятия и, в особенности с конкурентоспособностью управленческого персонала. Данный показатель характеризует конкурентный потенциал предприятия. Достичь высокой конкурентоспособности предприятия, даже при наличии конкурентоспособного товара, без конкурентоспособного персонала невозможно.

Информация о работе Повышения эффективности управления персоналом как фактора конкурентоспособности организации