Предпосылки государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:51, лекция

Описание работы

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Файлы: 1 файл

Lektsia_po_gmu.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Предметом государственного управления является территориальное образование  – государство, регион или любое  другое территориальное поселение, располагающее территориальными границами и органами власти ( государственными и местного управления). Основу системы управления территориальным образованием составляют вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи включают разделение территориальных образований на уровни власти.

Горизонтальное -  на ветви власти.

Уровни власти – горизонтально-упорядоченные  ранги исполнительской деятельности, разделяемые в соответствии с делегирование полномочий от высших управленческих звеньев к низшим.

Ветви власти – это вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей.

 

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Федеральная власть

ЗПВ

ИВ

 

Региональная власть

ЗПВ

ИВ

 

Местное самоуправление

ПВ

ИВ

 

Судебная власть одна из всех вышестоящая  формирует нижестоящую власть.

Государственное управление – это  процесс регулирования отношений  внутри государства посредством распределения сфер влияния между территориальными уровнями и ветвями власти.

В основе государственного управления лежит государственный интерес, который заключается в защите целостности государства, его основных институтов, поддержки уровня и качества жизни граждан. Государственное управление возможно благодаря государственной власти, которая является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса.

Легитимное -одобренное признанное общество.

Главные признаки государственной  власти:

  1. Целостность
  2. Неделимость
  3. Суверенитет (независимость)

Несмотря на разделение на ветви и уровни власти государственная  власть является целой системой подчиненной  гос.цели. Разделение на ветви власти это только структура.

В качестве системы государственное  управление реализует функции:

1) Институциональная  – заключается в создании социально-экономических,  политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

2) Регулятивная – регулирование  поведения объектов управления  через нормы и законы.

3) Целеполагающая – разработка приоритетных направлений социально-экономического и политического развития

4) Функциональная –  разработка и реализация действий, направленных на поддержку хозяйственной  инфраструктуры государства.

5) Идеалогическая –  формирование общенациональной идеи консолидирующей общество в границах государства.

Система государственного управления формируется под влиянием принципов системы государственного и муниципального управления.

Принципы:

  1. Принцип разделения властей. Шарль Монтескье 1848 г. – разделение единоличной власти на 3 сферы ( законодательная, судебная, исполнительная), что обеспечивает эффективный контроль за деятельностью государственного аппарата.
  2. Принцип комплементарности. Означает непрерывность в структуре власти т.е равномерное распределение властных функций по уровням власти
  3. Принцип субсидиарности. Процедура распределения и перераспределения полномочий между управленческими структурами. Каждый уровень берет на себя те уровни на которых у них есть компетенции и ресурсы, все остальное предается на верхний уровень.
  4. Принцип суверенности. Наличие фактической независимости как признака государства. Государственный суверенитет – верховенство и независимость власти, верховество права, независимость государства в международном правопорядке.
  5. Принцип демократизма – означает активное участие населения в принятии государственных и муниципальных решений. (выборы)
  6. Принцип гомогенности – означает преимущество федерального управления перед региональным.

Основу системы государственного управления составляют 4 элемента:

  • Власть
  • Управление
  • Территория
  • Экономическая система

Власть определяет порядок  избрания и характер осуществления  функций управления государством. Она  реализуется через форму правления  – общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей власти. (монархия и республика)

Управление выражает комплекс правительственных акций  жизнедеятельности общества, реализуется  через политический режим.

Территория – унитарное  государство и федерация.

Экономическая система  реализуется через хозяйственные модели (рыночно-плановая, монетаристкая, кейсианская)

Формы хозяйственных  моделей:

  • Англо-саксонская
  • Западно-европейская
  • Скандинавская
  • Восточная

Виды государственного управления:

В зависимости от уровня, области и характера выделяют различные виды государственного управления.

1) По характеру взаимоотношений  центральной власти с входящими  в состав государства административными и национальными единицами система государственного управления бывает:

  • Координационной. Реализуется в форме федерации. Федерация имеет единые органы государственной власти, члены федерации имеют собственные органы власти и взаимодействуют совместно с центральным органом власти.
  • Субординационной. Жесткое административное подчинение. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц.

2) По критерию использования  форм собственности:

  • Федеративное управление
  • Региональное управление
  • Муниципальное управление
  • Частное управление

Федеративное разграничено собственностью субъекта.

Местное также имеет свою собственность.

Объекты федеративного  управления: недра земли, естественные монополии, ценные бумаги.

Объекты государственного и муниципального управления действуют  на основе соглашения об разграничении собственности между органами власти субъекта федерации и местного самоуправления.

3) По воздействию на  управляемый объект:

  • Отраслевое
  • Территориальное

Отраслевое предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Как правило оно реализуется через министерства, которые обеспечивают единую политику в отрасли. В последнее время их роль снижается, потому что новые продукты часто объединяют технологии разных отраслей; частная собственность не способствует направлению отраслевого управления.

Территориальное в отличие  от первого растет. Осуществляется 3 источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта федерации  и местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение, углубление специализации и качественное развитие региона.

4) По способу учета  интересов объекта управления  различают:

  • Административное управление. Непосредственно воздействует на интересы управляющих с помощью принуждения, запрета.
  • Экономическое. Воздействует на объекты косвенно через хозяйственное законодательство, финансовую поддержку и кредитную политику.

5) От срока исполнения  решений:

  • Оперативное решает текущие задачи
  • Тактическое выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок
  • Стратегическое. На долгосрочную перспективу, при этом выделяют стратегии общеэкономические ( роста, стабилизации, преодоления кризиса), отраслевые (использование сырьевых запасов, наукоемких производств), функциональные т.д.

6) Антикризисное управление вводится для предупреждения процедуры банкротства предприятия, управление через арбитражных управляющих

7) Доверительное управление  на основе договора, сторонами  которого выступают учредители  и доверяющие управляющие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4: Эволюция государства

 

Государство изменялось с развитием  общества.

Выделяют несколько этапов в  эволюции государства:

1. Традиционное государство.

2. Конституционное демократическое  государство.

3. Правовое государство.

4. Социальное государство.

5. Маркетинговая модель государства.

1. Традиционное государство - это государство доиндустриального периода, для которого характерно подчинение общества государству, жесткая вертикальная структура общества, отношения подданичества между государством и обществом, абсолютный суверенитет власти. Для этого типа государства характерна традиционная модель государственного управления с ее опорой на исторически сложившиеся традиции управления и отсутствием профессиональной бюрократии.

В результате буржуазных революций в Европе в XVIII-XIX вв. происходит конституционное ограничение абсолютных монархий. Начинается формирование конституционных государств.

2. Концепция конституционного демократического государства была сформулирована в трудах теоретиков XVIII-XIX вв.: Дж Локка, Ш Монтескье, Т Джефферсона, Р. Пейна, ММ Ковалевского, Н Кареева, П.Г Межуева, ПИ. Новгородцева и др. По мнению основателей этой концепции, демократическое государство должно быть конституционным, конституционное априори является демократическим. Главная задача такого государства - обеспечение прав и свобод личности. Государство существует для общества, а не наоборот. Поэтому государство должно играть обслуживающую роль, гарантируя и охраняя права граждан, но не вмешиваясь в определенные сферы деятельности общества и в личную жизнь граждан. Государственная власть должна быть ограничена законом, конституцией, дабы избежать деспотии государства. Конституционализм и парламентаризм - два основных кита на которых базируется такое государство. Главная задача конституции - ограничение власти законом, гарантия прав и свобод граждан. Сущность парламентаризма - в обеспечении суверенитета народа через принцип представительства. Так формируется концепция конституционного государства.

Для этого этапа развития государства характерны, в первую очередь, ограничение суверенитета власти законом, провозглашение суверенитета народа, утверждение идеи приоритета прав человека, начало формирования диалога между властью и обществом, формирование гражданского общества. В этот же период происходит рационализация всей системы государственного управления, начинает складываться рациональная модель государственного управления.

Таким образом, конституционное государство - это система общественно-политических отношений, которые, являясь господствующими в государстве и обществе, закреплены в основном законе страны - конституции.

Большинство современных государств строятся и функционируют на базе конституций. Но не любое государство, имеющее конституцию, можно назвать  конституционным. Конституция лишь закрепляет реально функционирующие, господствующие общественные отношения. Поэтому наличие конституции является показателем конституционности государства только в том случае, когда положения, закрепленные в конституции, реально воплощены в государственной организации и общественных отношениях, неукоснительно исполняются органами власти и гражданами. Конституционализм становится как бы первым шагом, этапом на пути становления правового государства.

3. Существует много определений и концепций правового государства. В самом широком смысле правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Информация о работе Предпосылки государственного управления