Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:51, лекция
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.
Предметом государственного управления является территориальное образование – государство, регион или любое другое территориальное поселение, располагающее территориальными границами и органами власти ( государственными и местного управления). Основу системы управления территориальным образованием составляют вертикальные и горизонтальные связи.
Вертикальные связи включают разделение территориальных образований на уровни власти.
Горизонтальное - на ветви власти.
Уровни власти – горизонтально-упорядоченные
ранги исполнительской
Ветви власти – это вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей.
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
Судебная власть | |
Федеральная власть |
ЗПВ |
ИВ |
|
Региональная власть |
ЗПВ |
ИВ |
|
Местное самоуправление |
ПВ |
ИВ |
Судебная власть одна из всех вышестоящая формирует нижестоящую власть.
Государственное управление – это
процесс регулирования
В основе государственного управления лежит государственный интерес, который заключается в защите целостности государства, его основных институтов, поддержки уровня и качества жизни граждан. Государственное управление возможно благодаря государственной власти, которая является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса.
Легитимное -одобренное признанное общество.
Главные признаки государственной власти:
Несмотря на разделение на ветви и уровни власти государственная власть является целой системой подчиненной гос.цели. Разделение на ветви власти это только структура.
В качестве системы государственное управление реализует функции:
1) Институциональная
– заключается в создании
2) Регулятивная – регулирование поведения объектов управления через нормы и законы.
3) Целеполагающая – разработка приоритетных направлений социально-экономического и политического развития
4) Функциональная –
разработка и реализация
5) Идеалогическая – формирование общенациональной идеи консолидирующей общество в границах государства.
Система государственного
управления формируется под влиянием
принципов системы
Принципы:
Основу системы
Власть определяет порядок
избрания и характер осуществления
функций управления государством. Она
реализуется через форму
Управление выражает комплекс правительственных акций жизнедеятельности общества, реализуется через политический режим.
Территория – унитарное государство и федерация.
Экономическая система реализуется через хозяйственные модели (рыночно-плановая, монетаристкая, кейсианская)
Формы хозяйственных моделей:
Виды государственного управления:
В зависимости от уровня, области и характера выделяют различные виды государственного управления.
1) По характеру взаимоотношений
центральной власти с
2) По критерию использования форм собственности:
Федеративное разграничено собственностью субъекта.
Местное также имеет свою собственность.
Объекты федеративного управления: недра земли, естественные монополии, ценные бумаги.
Объекты государственного и муниципального управления действуют на основе соглашения об разграничении собственности между органами власти субъекта федерации и местного самоуправления.
3) По воздействию на управляемый объект:
Отраслевое предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Как правило оно реализуется через министерства, которые обеспечивают единую политику в отрасли. В последнее время их роль снижается, потому что новые продукты часто объединяют технологии разных отраслей; частная собственность не способствует направлению отраслевого управления.
Территориальное в отличие от первого растет. Осуществляется 3 источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта федерации и местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение, углубление специализации и качественное развитие региона.
4) По способу учета интересов объекта управления различают:
5) От срока исполнения решений:
6) Антикризисное управление вводится для предупреждения процедуры банкротства предприятия, управление через арбитражных управляющих
7) Доверительное управление на основе договора, сторонами которого выступают учредители и доверяющие управляющие.
Тема 4: Эволюция государства
Государство изменялось с развитием общества.
Выделяют несколько этапов в эволюции государства:
1. Традиционное государство.
2. Конституционное
3. Правовое государство.
4. Социальное государство.
5. Маркетинговая модель
1. Традиционное государство - это государство доиндустриального периода, для которого характерно подчинение общества государству, жесткая вертикальная структура общества, отношения подданичества между государством и обществом, абсолютный суверенитет власти. Для этого типа государства характерна традиционная модель государственного управления с ее опорой на исторически сложившиеся традиции управления и отсутствием профессиональной бюрократии.
В результате буржуазных революций в Европе в XVIII-XIX вв. происходит конституционное ограничение абсолютных монархий. Начинается формирование конституционных государств.
2. Концепция конституционного демократического государства была сформулирована в трудах теоретиков XVIII-XIX вв.: Дж Локка, Ш Монтескье, Т Джефферсона, Р. Пейна, ММ Ковалевского, Н Кареева, П.Г Межуева, ПИ. Новгородцева и др. По мнению основателей этой концепции, демократическое государство должно быть конституционным, конституционное априори является демократическим. Главная задача такого государства - обеспечение прав и свобод личности. Государство существует для общества, а не наоборот. Поэтому государство должно играть обслуживающую роль, гарантируя и охраняя права граждан, но не вмешиваясь в определенные сферы деятельности общества и в личную жизнь граждан. Государственная власть должна быть ограничена законом, конституцией, дабы избежать деспотии государства. Конституционализм и парламентаризм - два основных кита на которых базируется такое государство. Главная задача конституции - ограничение власти законом, гарантия прав и свобод граждан. Сущность парламентаризма - в обеспечении суверенитета народа через принцип представительства. Так формируется концепция конституционного государства.
Для этого этапа развития государства характерны, в первую очередь, ограничение суверенитета власти законом, провозглашение суверенитета народа, утверждение идеи приоритета прав человека, начало формирования диалога между властью и обществом, формирование гражданского общества. В этот же период происходит рационализация всей системы государственного управления, начинает складываться рациональная модель государственного управления.
Таким образом, конституционное государство
- это система общественно-
Большинство современных государств строятся и функционируют на базе конституций. Но не любое государство, имеющее конституцию, можно назвать конституционным. Конституция лишь закрепляет реально функционирующие, господствующие общественные отношения. Поэтому наличие конституции является показателем конституционности государства только в том случае, когда положения, закрепленные в конституции, реально воплощены в государственной организации и общественных отношениях, неукоснительно исполняются органами власти и гражданами. Конституционализм становится как бы первым шагом, этапом на пути становления правового государства.
3. Существует много определений и концепций правового государства. В самом широком смысле правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.