Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:51, лекция
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.
5) Экологическая функция. Это новая функция, вытекающая из необходимости сохранить природу. Реализуется через природоохранную деятельность государства, она выходит за рамки одного государства, имеет международный характер, общие правила защиты природы.
6) Правоохранительная функция.
Изначально присуща
Внешние функции:
Реализация функций
Тема 7: Формы и методы управленческой деятельности.
Методы управленческой деятельности:
Формы управленческой деятельности:
Правовая форма регулируется законодательством
Неправовая форма –
организационно-техническая
От неправовых необходимо отличать противоправные (прямое нарушение закона). Государство может нарушить закон.
Различают следующие элементы:
Управленческие процедуры
С методами и формами управленческой деятельности связаны управленческие процедуры:
1) Подготовка, принятие и исполнение решений
2) Координация управленческой деятельности
3) Связана с организационными, регистрационными, разрешительными, учетно-уведомительными формами работы.
Организационные мероприятия по обеспечению выбора, регистрация физических, юридических лиц, политических партий.
Учетно-уведомительные: учет, статистика, уведомление предприятий, учреждений о каких-либо мероприятиях.
4) Консультативная и информационная деятельность. Консультативная по отношению к физическим лицам, правила, формы. Информационная деятельность информирует вышестоящие органы власти, граждан о финансовых показателях деятельности предприятий, об изменениях в кадровом составе, о новых нормативно-правовых актах.
5) Аналитическая программная форма работы и отчетность
Аналитическая: анализ показателей действий
Программная: форма управления экономической отчетностью, информация об исполнении программ и задач вышестоящих органов власти.
Тема 8: Государственный аппарат и государственная служба.
Государственный аппарат – это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государственный аппарат имеет структуру, которая зависит от обстоятельств:
Органы государственной власти, органы государственного управления, суд – в тоталитарных государствах.
Органы государственной власти законодательной ветви власти представлены парламентом, а также законодательным собранием субъектов Федерации.
Между высшими и низшими
Согласованность действий обеспечивается законодательством. Исполнительная власть реализует законы разработанные законодательной властью. В монархиях она принадлежит монарху (абсолютная монархия) монарх управляет исполнительной властью. В конституционных монархиях монрах не имеет власти над исполнительной властью. В дуалистической монархии монарх имеет полномочия в исполнительной власти, в законодательной и судебной нет.
Республики.
Президентская республика власть принадлежит президенту. В США президент возглавляет исполнительную власть. В России президент не входит ни в одну ветвь власти, не глава, но возглавляет. В парламентских республиках государственный аппарат возглавляет правительство. Полномочия президента ограничены, все полномочия принадлежат председателю правительства. В полупрезидентских республиках полномочия в исполнительной власти делят президент и председатель правительства. Судебная власть никогда не возглавляется ни президентом, ни премьер-министром. Судебная власть одна на все государство (Россия). Судебная власть делится на уровни (США)
По уровню компетенций государственный
аппарат можно
2 способа организации
Министерства, налоговая инспекция – федеральные представительства и формируют государственные полномочия.
В структуре государственного аппарата выделяют коллегиальные и единоличные органы государственной власти.
Коллегиальные органы власти – парламент, государственная дума, правительство.
Единоличные органы власти – судья, президент, глава субъекта Федерации, глава муниципального образования, министр.
2. Самый простой государственный
аппарат формируется в простом
унитарном государстве. Одно пр
Сложные унитарные государства
имеют в своем составе
Самый сложный государственный аппарат формируется в федеративном государстве. Он имеет двойственный характер, поскольку в федеративном государстве есть федеральная государственная власть и подчиненная ей государственная власть каждого субъекта т.е 2 государственных аппарата федеральный и региональный. Федеральный государственный аппарат представлен общегосударственной законодательной, исполнительной и судебной властью и другими органами власти, а также федеральными государственными служащими. Государственный аппарат субъектов Федерации представлен законодательной, исполнительной и судебной органами власти субъектов Федерации, а также государственными служащими субъектов Федерации.
Государственный аппарат состоит из нескольких элементов: государственная организация, государственный орган и государственный служащий.
Государственная организация включает государственные учреждения (управленческое и социальное обслуживание населения) и предприятия (занимаются производственной деятельностью). Учреждения распространяют свою деятельность на лиц или другие учреждения непосредственно им не подчиненные (они не имеют властных полномочий) – поликлиника, ВГУ.
Государственные органы
– это самостоятельные
Признаки:
Государственная служба – институт внутри института государственной власти.
В мировой практике существует
2 подхода к определению
Государственная должность – это штатная единица с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного органа государственной власти. Должности федеральной государственной службы утверждаются федеральным законом или указом президента.