Предпосылки государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:51, лекция

Описание работы

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Файлы: 1 файл

Lektsia_po_gmu.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

5) Экологическая функция. Это новая функция, вытекающая из необходимости сохранить природу. Реализуется через природоохранную деятельность государства, она выходит за рамки одного государства, имеет международный характер, общие правила защиты природы.

6) Правоохранительная функция.  Изначально присуща государству.  Заключается в правотворческой, правоохранительной, правореализующей деятельности государства.

Внешние функции:

  1. Оборона. Осуществляется индивидуально либо совместно с другими государствами
  2. Интеграция в мировое сообщество. Осуществляется через деятельность в составе международных организаций: ВТО, ЕС,БРИГ
  3. Поддержание миропорядка. Деятельность государства как участника международной организации ООН для поддержания миропорядка
  4. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества. Совместное решение проблем, освоение космоса, борьба с терроризмом, борьба с голодом и т. д.

Реализация функций государства  связана с государственным управлением. Функции государственного управления:

  1. Руководство
  2. Координация
  3. Организация
  4. Контроль
  5. Сохранение и развитие социума, упорядочение его деятельности
  6. Обеспечение безопасности граждан, создание условий его жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7: Формы и методы управленческой деятельности.

 

Методы управленческой деятельности:

    1. Экономические методы, которые состоят в создании государственных условий для деятельности государственном управлении.
    2. Административные методы – команды государства, общество должно поступать определенным образом.
    3. Идеологические методы – идеология людей

 

Формы управленческой деятельности:

    • Правовая
    • Неправовая

Правовая форма регулируется законодательством

  1. Законодательствование – установление правил по важнейшим вопросам общественной жизни, определяет поведение людей в организации, принятие законов, реализация законов.
  2. Управление – исполнительно-распорядительная организационная деятельность государства, его органов и должностных лиц.
  3. Правосудие – разрешение конфликтов между юридическими и физическими лицами., государством в процессуальной форме.
  4. Контроль – инспектирование проверки деятельности самих органов власти.

Неправовая форма –  организационно-техническая деятельность, оперативная (совещание, собрание, учет, беседы с подчиненными)

От неправовых необходимо отличать противоправные (прямое нарушение  закона). Государство может нарушить закон.

Различают следующие  элементы:

  1. Стимулирование применяется в государственном управлении для ориентации поведения участников отношений в направлении нужном государству
  2. Дозволения – характеризует нейтральную позицию государства по отношению к определенным видам деятельности
  3. Метод охраны – используется обеспечение защиты общественных отношений с помощью специализированного аппарата
  4. Требования – выражает активную заинтересованность государства к определенным действиям физических и юридических лиц
  5. Запрет – демонстрирует отрицательное отношение государства к каким-либо действиям
  6. Метод установления ответственности -последствия за нарушение закона

Управленческие процедуры

С методами и формами  управленческой деятельности связаны  управленческие процедуры:

1) Подготовка, принятие  и исполнение решений

2) Координация управленческой  деятельности

3) Связана с организационными, регистрационными, разрешительными,  учетно-уведомительными формами работы.

Организационные мероприятия  по обеспечению выбора, регистрация  физических, юридических лиц, политических партий.

Учетно-уведомительные: учет, статистика, уведомление предприятий, учреждений о каких-либо мероприятиях.

4) Консультативная и  информационная деятельность. Консультативная  по отношению к физическим лицам, правила, формы. Информационная деятельность информирует вышестоящие органы власти, граждан о финансовых показателях деятельности предприятий, об изменениях в кадровом составе, о новых нормативно-правовых актах.

5) Аналитическая программная  форма работы и отчетность

Аналитическая: анализ показателей действий

Программная: форма управления экономической отчетностью, информация об исполнении программ и задач вышестоящих  органов власти.

 

 

Тема 8: Государственный аппарат  и государственная служба.

Государственный аппарат – это  система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государственный аппарат имеет  структуру, которая зависит от обстоятельств:

    1. Подход к организации государственной власти определяется политическим режимом, который формирует структуру государственной власти. Демократия (принцип разделения властей), тоталитарный режим (не предполагает деление на ветви власти)
    2. Политико-территориальное устройство государства (унитаризм и федерализм)
    3. Разделение на органы власти и должностных лиц, осуществляющих властные полномочия, образующие обслуживающий аппрарат.
    1. Различают законодательные, исполнительные и судебные органы власти – в демократических государствах.

Органы государственной власти, органы государственного управления, суд – в тоталитарных государствах.

Органы государственной власти законодательной ветви власти представлены парламентом, а также законодательным  собранием субъектов Федерации.

Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Вышестоящий не может приказать нижестоящему.

Согласованность действий обеспечивается законодательством. Исполнительная власть реализует законы разработанные законодательной властью. В монархиях она принадлежит монарху (абсолютная монархия) монарх управляет исполнительной властью. В конституционных монархиях монрах не имеет власти над исполнительной властью. В дуалистической монархии монарх имеет полномочия в исполнительной власти, в законодательной и судебной нет.

Республики.

Президентская республика власть принадлежит  президенту. В США президент возглавляет  исполнительную власть. В России президент не входит ни в одну ветвь власти, не глава, но возглавляет. В парламентских республиках государственный аппарат возглавляет правительство. Полномочия президента ограничены, все полномочия принадлежат председателю правительства. В полупрезидентских республиках полномочия в исполнительной власти делят президент и председатель правительства. Судебная власть никогда не возглавляется ни президентом, ни премьер-министром. Судебная власть одна на все государство (Россия). Судебная власть делится на уровни (США)

По уровню компетенций государственный  аппарат можно классифицировать:

  1. Различаются органы и должностные лица общей компетенции (губернатор, президент, правительство и др.). Они курируют все вопросы социально-экономического развития, политической отраслевой компетенции. Полномочия распространяются на отдельные виды деятельности (министр уполномоченный по правам человека, комитет по помилованию)
  2. Органы и должностные лица, относящиеся к компетенциям государства и местного управления государства (занимаются центральные органы власти, президент, парламент, правительство, министерства), местные дела (местные органы власти они есть не во всех государствах)

2 способа организации управления  местными органами власти: местное  самоуправление (подзаконный, формируется жителями муниципального образования, органы власти муниципалитета являются государственными) – в СССР горисполкомы формировались вышестоящими органами власти. Городская Дума, Администрация – органы местного самоуправления.

Министерства, налоговая инспекция  – федеральные представительства и формируют государственные полномочия.

В структуре государственного аппарата выделяют коллегиальные и единоличные органы государственной власти.

Коллегиальные органы власти – парламент, государственная дума, правительство.

Единоличные органы власти – судья, президент, глава субъекта Федерации, глава муниципального образования, министр.

2. Самый простой государственный  аппарат формируется в простом  унитарном государстве. Одно правительство, одна государственная дума, государственная власть не будет делится на 2 уровня.

Сложные унитарные государства  имеют в своем составе автономные образования. Автономные образования – это такие территории, которые по политическому статусу отличаются от других единиц входящих в состав государства. Автономия имеет некие претензии на суверенность, полномочия более широкие, это еще не субъект Федерации, но и не традиционное унитарное государство. Автономии бывают политические и административные. Политические автономии имеют свой законодательный орган власти, но с ограниченными полномочиями, имеется свой исполнительный аппарат, главу автономии назначает глава государства. Административная автономия структура органов совпадает с общепринятыми в государстве. Они имеют расширенные полномочия совпадающими с этическими национальными вопросами (люди одной национальности). В политической автономии государственный аппарат усложняется. Государства, которые состоят из политических автономий (Италия, Испания, ЮАР) – это уже не унитарное государство, но и не федеративное. Все автономии, которые имеют свои органы власти, переходный этап между простым унитарным государством и федерацией.

Самый сложный государственный аппарат формируется в федеративном государстве. Он имеет двойственный характер, поскольку в федеративном государстве есть федеральная государственная власть и подчиненная ей государственная власть каждого субъекта т.е 2 государственных аппарата федеральный и региональный. Федеральный государственный аппарат представлен общегосударственной законодательной, исполнительной и судебной властью и другими органами власти, а также федеральными государственными служащими. Государственный аппарат субъектов Федерации представлен законодательной, исполнительной и судебной органами власти субъектов Федерации, а также государственными служащими субъектов Федерации.

Государственный аппарат  состоит из нескольких элементов: государственная организация, государственный орган и государственный служащий.

Государственная организация  включает государственные учреждения (управленческое и социальное обслуживание населения) и предприятия (занимаются производственной деятельностью). Учреждения распространяют свою деятельность на лиц или другие учреждения непосредственно им не подчиненные (они не имеют властных полномочий) – поликлиника, ВГУ.

Государственные органы – это самостоятельные структурные  единицы государственной власти, наделенные государственными властными полномочиями, необходимыми для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Признаки:

  1. Выполнение публичных функций, включающих регулятивные, координационные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли или регионе.
  2. Учреждение и определение правового статуса данного органа в вышестоящие государственные органы.
  3. Право принимать управленческие решения в пределах Конституции и закона.
  4. Сложная внутренняя структура аппарата и органа
  5. Финансирование из государственного бюджета.

Государственная служба – институт внутри института государственной  власти.

В мировой практике существует 2 подхода к определению государственных  служащих. Широкий подход включает в государственную службу работников всех бюджетных учреждений. В России более узкий подход у нас государственные служащие занимаются профессиональной деятельностью в органах государственной власти – лицо, находящееся на государственной службе и профессионально занимающийся деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов.

Государственная должность  – это штатная единица с  определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного органа государственной власти. Должности федеральной государственной службы утверждаются федеральным законом или указом президента.

  1. категории должностей:
  2. Политические высшие должностные лица, которые исполняют свои обязанности (выбранные должности, президент, председатель правительства, депутаты, спикер и др.) Их срок полномочий ограничен Конституцией.
  3. Административные должностные лица - все остальные должности, которые назначаются не  в результате  выборов, а в порядке аттестации или конкурса. Они не сменяются при смене президента, как правило они остаются при своих должностях.

Информация о работе Предпосылки государственного управления