Предпосылки государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:51, лекция

Описание работы

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Файлы: 1 файл

Lektsia_po_gmu.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Первые суждения о некоторых  признаках правового государства встречаются в трудах античных мыслителей: Аристотеля, Цицерона и др. Основы концепции правового государства заложены во второй половине XVIII в. Дж. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом. В XIX-XX вв. конституционная проблема стала предметом политических и юридических исследований виднейших ученых Г. Елпинека, К. Шмитта, М.М. Ковалевского, Б.А Кистяковского, П.И. Новгородцева. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX в. в трудах немецких юристов К. Т Велькера, Р. фон Моля и др.

Появление правового государства  обусловлено развитием самого общества и становится возможным в «результате» вызревания и развития гражданского общества. Гражданское общество представляет собой многообразие негосударственных взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это -сфера реализации частных интересов граждан, в которую не должно вмешиваться государство.

Обычно выделяют следующие признаки правового государства:

- верховенство правового закона;

- обеспечение прав и свобод  личности;

- организация государственной  власти на основе принципа  разделения властей;

- правовая форма взаимоотношений  (взаимность прав, обязанностей и  ответственности) индивида, общества и государства.

Начинает формироваться либеральная  идеология (приоритет прав и свобод личности). Интересы общества и государства  второстепенны. Эпоха свободного рынка  прекращается, когда появляются монополии. У государства появляется необходимость в регулировании социально-экономической жизни общества. Государство становится все более социальным.

Следовательно, исторически процесс  формирования правового государства  состоит в распространении принципа суверенности на право, приоритете права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, большинства или меньшинства, (в то время как для демократического конституционного государства основным принципом является суверенитет народа). Можно сказать, что правовое государство - это правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Приоритет права означает установление зафиксированных между всеми сторонами правовых отношений, что особенно сложно между властью и правом в силу традиционного суверенитета власти и традиций попрания закона и в силу того, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом на законотворчество.

Формирование правового государства  может происходить только одновременно на трех уровнях:

- государственном;

- общественном;

- личном

На государственном уровне этот процесс предполагает разработку конституционных документов и борьбу за введение конституционного правления, верховенство закона во всех сферах жизни общества, утверждение приоритета права над государством, связанность законом самого государства и его органов, что исключает несвязанность любой Политической деятельности основами права; эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности, адекватность самих законов необходимому правопорядку, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого; четкое разделение властей, разделение функций и полномочий государственных и негосударственных институтов, гарантированность государством прав и свобод граждан.

На общественном уровне правовое государство предполагает общее социальное, экономическое, культурное развитие общества, его новых цивили-зационных, технических и научных основ. Ни власть, ни право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если они не легитимированы обществом. Их легитимность, признание обществом обусловливают обязательность исполнения законов обществом, государством, исключают противоправную практику с обеих сторон. Становление гражданского общества является одним из главных условий формирования правового государства, а функционирование правового государства - главным условием существования гражданского общества.

Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве  оказываются не сами по себе правовые нормы, но определенный личный уровень общей правовой и политической культуры граждан, господство в обществе и в сознании людей определенных демократических традиций, нравственных норм, определенного уровня самоконтроля, ответственности, самодисциплины и самоуправления.

Таким образом, можно выделить следующие  приоритетные направления формирования правового государства:

1) превращение закона в решающее  средство управления всеми сторонами  жизни общества;

2) создание общественной ситуации, при которой соблюдение закона  выгоднее, чем его нарушение, что зависит от уровня правовой культуры населения;

3) превращение правоохранительных  органов в рабочий механизм, активно  содействующий становлению правопорядка;

4) децентрализация управления, развитие  самоуправления и самоорганизации  общества.

Правовое государство и гражданское  общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства.

4. Социальное государство явилось конструктивным ответом на несовершенство «правового государства» в его классической либеральной трактовке. Провозглашение в правовом государстве приоритета индивидуальной свободы, равенства прав граждан, невмешательства государства в дела гражданского общества не смогло оградить общество от глубокого социального неравенства. Это превращало конституционные права в формальные, а само понятие «демократическое правовое государство» делало во многом декларативным, обесценивало его В результате формируется концепция социального государства или государства «всеобщего благоденствия», главной целью которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале - сближение условий существования и жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Понятие широко вошло в послевоенный период, с середины XX в., в политическую и общественную теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» предназначен подчеркнуть способность государства осуществлять современную социальную политику - создание системы социальной защиты, социальных гарантий, социального партнерства и приоритет этой задачи Исторически формирование социального государства стало итогом политики «социального реформизма». Эта политика, проводимая в ряде западных стран, включала в себя сильную социальную составляющую: создание государственной системы социального страхования, социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих слоев населения, системы бесплатного здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, системы решения социальных конфликтов путем социального партнерства.

Классическим примером социального  государства является «шведская модель». Швеция - первая страна, где была создана система социальной защиты (в 1937 г. впервые был введен отпуск для женщин по беременности и родам, обязательный 12-дневный оплачиваемый отпуск) и разработана система «социального партнерства» - система гармонизации социально-классовых отношений путем создания механизма взаимодействия между рабочими, работодателями и профсоюзами (через систему коллективных договоров); проведена налоговая политика, направленная на выравнивание доходов населения. Сходная политика проводится в Дании, Норвегии и ряде других стран.

Проведение сильной социальной политики является задачей любого современного государства демократического типа, призвано разрешить противоречия между  текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов; базовыми целями является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма общественного развития.

Базовые цели государства:

  • Равновесие
  • Стабильность
  • Целостность
  • Общественное равенство

В какой-то мере это вступает в противоречие с правовым государством.

Социализация за счет расширения деятельности государства.

Современное общество идет на такое  ограничение. Социальное общество создает  демократические ресурсы.

В современных условиях сочетание этих тенденций развития государства означает следующее: государство должно быть социальным по целям и правовым - по форме взаимоотношений между личностью, обществом и государством Оно осуществляет свои цели как социальное государство в форме правовой государственности и идет, таким образом, гораздо дальше, стремясь наполнить правовые формы более справедливым содержанием.

Право становится реальным.

5. Формирование маркетинговой модели государства связано с поиском новой парадигмы, соответствующей реалиям постиндустриального общества. Государство рассматривается как некая административная структура, действующая не согласно методам властно-директивного управления или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике рыночных отношений, где гражданское общество выступает в роли клиента, получающего услуги, а государство - в роли «сервисного центра». В западных индустриальных странах динамика взаимоотношений государства, гражданского общества и частного сектора привела к существенному сближению показателей макроэкономического управления и администрирования с менеджментом и стилем деятельности эффективных частных организаций. Таким образом, формируется новая маркетинговая модель государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5: Функции государства

 

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами. Они отражают с одной стороны его природу  как необходимого для общества института, с другой стороны отражает асимметрию общества и следовательно определяет социальную природу государственной роли и государственной власти. Функции государства зависят от этапа развития общества.

Функции государства устанавливаются  в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач определяется внутренними и внешними факторами. В зависимости от того, какие задачи, стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства.

В научной литературе выделяют 6 основных функций государства: экономическая, социальная, политическая, идеологическая, экологическая, правоохранительная.

1) Экономическая функция. Состоит  в установлении государством  условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики, она осуществляется по разному, взависимости от политического режима. В тоталитарном – где экономика огосударствлена, государство управляет всей хозяйственной деятельностью. В рыночной – регулирует. В современных условиях суть этой функции заключается в том, чтобы исправлять недостатки рыночной экономики и саморегулирования общества. Такого ряда исполнение функций соответствует концепции социально-ориентированной рыночной экономики. На практике эта функция государства выражается в том, что она определяет разрешаемые и запрещаемые формы экономической деятельности. Государство принимает меры против незаконных монополий, устанавливает цены на товары, тарифы, прогнозирует и планирует экномическое развитие, управляет государственной собственностью.

2) Социальная функция. Выработка  социальной политики государства,  обеспечение нормальных условий  жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе. Эту функцию государство выполняет с принципом социальной солидарности. Функция заключается в оказании социальных услуг населению, медицинское обслуживание, служба связи, образование, социальная защита граждан

3) Политическая функция. Регулирование  отношений между гражданами, социальными  группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества. Регулирование политических отношений в обществе – это отношения связанные с формирование политической системы (выборы), партии, проведение митингов, обращение в органы государственной власти, политические организации, разрешение конфликтов, закрепление в конституции целей созтязательности власти, позволяет участвовать в политической жизни

4) Идеологическая функция. Формирование  некоторой идеологии (представление  общества, о том каким бы ему  хотелось себя видеть) Идеология позволяет консолидировать общество (целостность). В современных обществах нет идеологии, идеология запрет, ценности общества прежде всего, то что не соответствует ценностям общества не может стать идеологией. Либеральная идеология – приоритет личности над интересами общества. Классическая идеология (нач 19в) – традиции, обычаи. Коммунистическая идеология – приоритет интересов большинства. Интересы государства не всегда совпадают с интересами общества. В современных условиях государство трансформируется в поддержку тех идеологий, которые формируются в политических структурах самого государства, множественность идеологий. Если идеология здоровая государство ее поддерживает

Информация о работе Предпосылки государственного управления