Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа
Основная часть работы разделена на три больших группы по главным, крупным видам организаций производства и распространения в области книжного дела. Каждый вид поочерёдно рассматривается уже более подробно и детально, структура же изучения видов предприятий схожа. Главным образом, рассматриваются главные нюансы при их организации и формировании, виды, общепринятая классификация, специфические особенности, отличительные признаки, приводятся некоторые статистические, исторические и технические данные, практические советы и теоретические рассуждения.
Введение 3
Глава 1. Базовые понятия и определения исследования 4
§1. Основная терминология 4
§2. О современных предприятиях книжного дела 5
Глава 2. Полиграфические предприятия 6
§1. Принципы формирования полиграфических предприятий 6
§2. Виды и особенности современных полиграфических предприятий 10
§3. Классификация полиграфических предприятий 13
Глава 3. Издательства 15
§1. Принципы создания издательств 15
§2. Виды издательств 20
§3. Классификация издательств 24
Глава 4. Книготорговые предприятия 25
§1. Принципы создания книжного магазина 25
§2. Принципы создания книжного интернет-магазина 26
§3. Виды и классификация книжных магазинов 27
Заключение 30
Список литературы и источников 31
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент в книжном деле»
на тему «Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела»
Студентка: Кожелева А. В.
Группа: ВКИ-4
Москва
2012\2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Базовые понятия и определения исследования 4
§1. Основная терминология 4
§2. О современных предприятиях книжного дела 5
Глава 2. Полиграфические предприятия 6
§1. Принципы формирования полиграфических предприятий 6
§2. Виды и особенности современных полиграфических предприятий 10
§3. Классификация полиграфических предприятий 13
Глава 3. Издательства 15
§1. Принципы создания издательств 15
§2. Виды издательств 20
§3. Классификация издательств 24
Глава 4. Книготорговые предприятия 25
§1. Принципы создания книжного магазина 25
§2. Принципы создания книжного интернет-магазина 26
§3. Виды и классификация книжных магазинов 27
Заключение 30
Список литературы и источников 31
Введение
Данная работа посвящена рассмотрению основных видов предприятий книжного дела. Мы постараемся изучить главные особенности и специфику этих организаций, их технические свойства, цели и принципы создания, возможности и принципы работы. Также, важно изучить классификацию и видовое разнообразие внутри классов этих предприятий, чтобы оценить весь широкий ряд форм организации работы в книжном деле и отличия между представителями этого ряда.
Исследование начинается с приведения основной терминологии работы и базовых определений, чтобы сразу обозначить точки зрения и контекст на тот или иной термин и в дальнейшем грамотно исполльзовать его в повествовании. Определившись с кругом терминов, в зависимости от выбранных толкований, можно строить ход исследования далее.
Основная часть работы разделена на три больших группы по главным, крупным видам организаций производства и распространения в области книжного дела. Каждый вид поочерёдно рассматривается уже более подробно и детально, структура же изучения видов предприятий схожа. Главным образом, рассматриваются главные нюансы при их организации и формировании, виды, общепринятая классификация, специфические особенности, отличительные признаки, приводятся некоторые статистические, исторические и технические данные, практические советы и теоретические рассуждения.
Тема исследования актуальна и останется таковой ещё долгое время. Изучение особенностей создания и работы производственных систем в книжном деле важно не только для специалистов данной сферы, но и для всех, кому интересно устройство такой человеческой деятельности, как создание и распространение книжных изданий и вообще любой полиграфической продукции.
Глава 1. Базовые понятия и определения исследования
В данной главе мы приведём основные понятия и определения, используемые в нашей работе. Это довольно необходимо, так как у приводимых базовых понятий существует множество толкований и важно обозначить, на какие из них мы опираемся в нашем исследовании, с какой точки зрения рассматриваем те или иные основные категории, чтобы в дальнейшем наиболее цельно и исчерпывающе осветить нашу тему, построить логичный и понятный для читателя ход повествования. Также скажем несколько слов об основных формах современных предприятий в книжном деле.
§1. Основная терминология
Предприятие - самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
Типография - полиграфическое производственное предприятие, на котором в общем случае осуществляется предпечатная подготовка (изготовление печатных форм, клише, штампов для высечки, фотоформ), нанесение изображения на носитель (бумага, пластик, металл) — печать тиража, а также послепечатная обработка печатной продукции (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, конгрев, высечка, склейка и т. п.).
Книжный магазин – предприятие в системе книжного дела, которое занимается торговлей книгами.
Книжный магазин в режиме онлайн – книжный магазин в интернет-пространстве, веб-страница, которая предоставляет услуги по продаже книг без посещения реального книжного магазина.
Издательство - предприятие (государственное, общественное, кооперативное или частное) — медиа-компания, которая работает в области литературы, искусства, музыки или науки, и продукция которой может воспроизводиться и распространяться. Распространение издательской продукции может осуществляться через каналы торговли, Интернет, а также непосредственно самим издателем. Распространение может быть как платным, так и бесплатным, в зависимости от целей существования издательства и от его бизнес-модели.
Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Принцип (в контексте данной работы) - руководящее положение, основное правило, аргументированное основание, установка для какой-либо деятельности.
§2. О современных предприятиях книжного дела
Полиграфические предприятия
Полиграфическое предприятие - это промышленное предприятие, выполняющее все или некоторые виды полиграфических работ по выпуску печатной продукции.
К концу 1990-х годов в нашей стране насчитывалось около 6 тысяч полиграфических предприятий разного уровня и различной формы собственности. Свыше тысячи из них - предприятия федерального и регионального подчинения, остальные - предприятия различных ведомств и организаций. К ведению Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций отнесены 36 издательско-полиграфических комплексов и 29 полиграфических предприятий. В целом же полиграфическая промышленность до настоящего времени остается неприватизированной.
Издательства
Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции. Под издающей организацией - предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради собственных нужд.
В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.
За последние годы сохраняется не только тенденция роста общего числа издательств и издающих организаций, но и тенденция концентрации книжного производства в ограниченном числе крупных структур. Сегодня на книжном рынке действует около 50 крупных издательств, выпускающих более 100 названий книг в год. Некоторые из них выпускают более 1 000 названий. Система издательств, сложившаяся в Российской Федерации за последние десять лет, обеспечивает выпуск книг и брошюр по всему спектру читательского спроса.
Предприятия книжной торговли
К предприятиям книжной торговли относятся книжные магазины, оптовые и мелкооптовые предприятия, библиотечные коллекторы, иные структуры, занятые реализацией книжной продукции.
От прежней системы предприятий книжной торговли, существовавшей до начала 1990-х годов, государство унаследовало лишь несколько: московские предприятия «Роскнига», «Союзкнига», «Книгоэкспорт», «Центральный коллектор научных библиотек» и «Книжная экспедиция», книжно-экспедиционные базы в Твери и Екатеринбурге, а также Тверскую оптовую книжную базу. По постановлению Правительства Российской Федерации они переданы в ведение Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Остальные предприятия книжной торговли относятся к региональным, муниципальным, кооперативным, акционерным, частным и иным.
Оптовая торговля и доставка книг в регионы базируются сегодня на крупных центральных (главным образом московских) фирмах, которых насчитывается до 30, и региональных оптовых предприятиях в областных центрах России.
В начале 1990-х годов была приватизирована значительная часть книжной торговли. На сегодняшний день она состоит из семи центральных оптовых книжных баз, из которых самая крупная - база Акционерного общества «Центркнига» в Москве.
В то же время, возникают новые формы и новые предприятия оптовой книжной торговли, в частности, - торгово-экспедиционные фирмы, работающие с продукцией тематически близких друг другу издательств.
В конце 1990-х годов стали активно развиваться собственные издательские книготорговые структуры.
Однако основными в книжной торговле остаются розничные предприятия - книжные магазины. В настоящее время розничная магазинная книжная торговля занимает более 55% от общего товарооборота книг.
Глава 2. Полиграфические предприятия
§1. Принципы формирования полиграфических предприятий
Задаваясь мыслью о создании собственной типографии, предприниматель должен четко себе представлять, что именно из полиграфической продукции и в каких объемах он собирается печатать. Не последний фактор также — наличие свободных средств для создания типографии и наличие производственных площадей.
Рассмотрим только чисто технические и технологические вопросы, которые являются все же основными при построении типографии.
Главное, с чем придется здесь столкнуться, — это техника. На рынке сейчас имеются самые разнообразные допечатные, печатные и брошюровочные устройства, в совокупности определяющие технологические процессы будущей типографии. Можно пойти по пути изучения на выставках или по проектам, технологическим изданиям образцов оборудования различных фирм. При этом одна какая-то машина может быть выбрана у одной фирмы, машина для выполнения следующей операции — у другой и так далее, до тех пор, пока не будет сформирована техническая основа типографии. Этот путь — длинный, трудоемкий, чреватый многими ошибками и длительный по времени.
Другой путь — найти какую-то одну фирму, которая хорошо известна и зарекомендовала себя как надежный партнер по комплексной поставке всего требующегося покупателю типографского оборудования. Здесь вы отдаете себя в руки этой фирмы и полагаетесь на ее опыт, компетенцию, порядочность. Фирма может предложить потенциальному заказчику самые разнообразные варианты оснащения типографии в зависимость от тех задач, которые эта типография должна будет выполнять.
Если, например, предполагается печатать лишь одно-двухцветные бланки или листовки, то должен быть один подход, а если цветные проспекты и буклеты, то другой. При этом надо учитывать: является ли эта продукция листовой или она должна быть сложена (сфальцована) в несколько раз (сгибов), подобрана по печатным листам и скреплена проволокой или клеем. И таких вариантов можно рассматривать до бесконечности много, причем, чем больше задач по изданию разнообразной продукции стоит перед организаторами типографии, чем сложнее будут выглядеть варианты будущей типографии.
Рассмотрим основные принципы формирования полиграфического предприятия.
Любая типография включает три основных этапа технологических процессов: это — допечатные, печатные и послепечатные (отделочные) процессы.
Допечатные процессы в случаях одно-двухкрасочной штриховой продукции могут быть ограничены возможностями настольной компьютерной системы, включающей компьютерный набор и вывод информации при помощи принтера на специальный листовой материал, являющийся печатной формой, с которой выполняется печать тиража.
Если же продукция цветная, полутоновая, т.е. включающая цветные иллюстрации, то настольная издательская система должна быть существенно дополнена: здесь потребуется мощное компьютерное и программное обеспечение, электронные сканирующие устройства, цветоделение, специальные выводные устройства для вывода информации на высококачественные фотопленочные или формные материалы и, что не менее важно, высококвалифицированные, подготовленные специалисты. Поэтому в таких случаях рекомендуется, по крайней мере, на первых порах, обращаться в специализированные репродукционные центры. Поэтому мы не будем останавливаться подробнее на допечатных процессах, а рассмотрим, какие возможности имеются для организации в собственной типографии печатного и послепечатного производства.
Начнем с наиболее простых вариантов решений. Эти варианты предусматривают тем не менее возможность печати черно-белой и даже цветной продукции с графиками и иллюстрациями вполне приличного качества. Здесь предлагается миниатюрное оборудование, не очень высокопроизводительное, но тщательно продуманное, удобное в эксплуатации и отлично выполняющее свои функции.
Информация о работе Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела