Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Основная часть работы разделена на три больших группы по главным, крупным видам организаций производства и распространения в области книжного дела. Каждый вид поочерёдно рассматривается уже более подробно и детально, структура же изучения видов предприятий схожа. Главным образом, рассматриваются главные нюансы при их организации и формировании, виды, общепринятая классификация, специфические особенности, отличительные признаки, приводятся некоторые статистические, исторические и технические данные, практические советы и теоретические рассуждения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Базовые понятия и определения исследования 4
§1. Основная терминология 4
§2. О современных предприятиях книжного дела 5
Глава 2. Полиграфические предприятия 6
§1. Принципы формирования полиграфических предприятий 6
§2. Виды и особенности современных полиграфических предприятий 10
§3. Классификация полиграфических предприятий 13
Глава 3. Издательства 15
§1. Принципы создания издательств 15
§2. Виды издательств 20
§3. Классификация издательств 24
Глава 4. Книготорговые предприятия 25
§1. Принципы создания книжного магазина 25
§2. Принципы создания книжного интернет-магазина 26
§3. Виды и классификация книжных магазинов 27
Заключение 30
Список литературы и источников 31

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 

Классификация по формам собственности. Действующий в отрасли Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, позволяет оценить тенденцию появления и развития государственных и негосударственных полиграфических предприятий. По данным МАП, численность государственных предприятий составляет более 30% от общей численности полиграфических предприятий, частных - более 60%, и небольшой процент приходится на предприятия смешанных форм собственности.

Формирование негосударственного сектора происходит наиболее интенсивно. Он осваивает наиболее выгодные экономические ниши. Различные негосударственные предприятия могут производить как очень простую с точки зрения технологического исполнения продукцию, так и высокохудожественные специальные журналы, журналы для отдыха, высококачественные этикетки, упаковку, рекламные издания, представительскую продукцию, буклеты со сложной фальцовкой.

Предприятия государственного сектора занимают ведущее место в газетном производстве, в выпуске книг, традиционной бланочной продукции.

 

Классификация по подчиненности. Государственные предприятия могут находиться в ведении федеральных, региональных, муниципальных органов власти. По этому признаку полиграфические предприятия делятся на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные.

Среди государственных полиграфических предприятий следует особо выделить группу различных предприятий, находящихся в подчинении Министерства по печати, телерадиовещанию и средств массовых коммуникаций. Всего это 65 полиграфических предприятий, из них 36 издательско-полиграфических комплексов, где сосредоточена система децентрализованного печатания газет, и 29 предприятий, выпускающих в основном книжно-журнальную продукцию. Удельный вес предприятий подчинения МПТСМК невелик, но благодаря им печатается до 60% от общего листажа газет в России и 80-90% книжной продукции.

Небольшие полиграфические предприятия могут входить в состав министерств, промышленных предприятий, НИИ, вузов. Они получили название «ведомственных», т.е. подчиняются тем организациям (ведомствам), которые их создали для изготовления различных видов полиграфической продукции, необходимой для внутренних нужд данной организации.

 

В зависимости от применяемой техники и технологии предлагается подразделение полиграфических предприятий по способам печати. В настоящее время в России применяются два основных способа печати - офсетная и высокая. Поэтому выделяют предприятия высокой, офсетной печати и универсальные предприятия, на которых применяются различные способы печати.

Следует отметить, что технология высокой печати является устаревшей и сохраняется только благодаря слабой инвестиционной политике. Высокая печать до сих пор используется в городских и районных типографиях, отдаленных от центра районов для печати газет и бланочной продукции.

Активно осваивается флексографская печать для печати этикетов и на упаковках.

Трафаретная печать используется для печати на переплетных крышках и изготовления стендовой рекламы.

 

В зависимости от вида специализации полиграфические предприятия могут быть технологически или предметно специализированными. При технологической специализации на предприятиях выполняются отдельные стадии производственного процесса - предприятия по изготовлению оригинал-макетов, студии цветоделения, фабрики офсетной печати и т.п. Предметная специализация предполагает изготовление на предприятиях отдельных видов печатной продукции. Примером могут служить книжно-журнальные и газетные полиграфические предприятия, предприятия по выпуску многокрасочной листовой продукции и бланочные типографии. Как уже указывалось, в отрасли действуют и универсальные предприятия, выпускающие разнообразные виды продукции.

 

По масштабам производства полиграфические предприятия принято классифицировать на крупные, средние и мелкие. В основу этой классификации может быть положен такой показатель, как численность работающих. К крупным следует относить полиграфические предприятия с численностью свыше 200 чел. работающих, к средним - от 50 до 200 чел., к мелким - до 50 чел. В отрасли проводилось исследование по широкому кругу предприятий разного уровня численности и различных форм собственности, позволяющие получить представление о структуре отрасли исходя из показателя численности работающих.

Исследование показало, что типографии с числом занятых 20 чел. и менее составляют более 70%. Это соответствует мировой структуре полиграфической промышленности, где удельный вес мелких предприятий достигает 90%.

 

По степени механизации и автоматизации различаются полиграфические предприятия с комплексно-автоматизированным, комплексно- и частично механизированным производством.

 

По методам организации производственного процесса предприятия могут быть с преобладанием поточного (параллельно-поштучного, параллельно-группового), последовательного и смешанного методов. Применение конкретного метода зависит от масштабов производства, его специализации и организационно-технического уровня.

 

Все полиграфические предприятия могут выживать в условиях рынка только постоянно совершенствуя свой организационно-технический уровень.

Опираясь на мировой опыт создания и прослеживания тенденции создания и развития полиграфических предприятий, которые существуют во всем мире , следует ожидать увеличения доли негосударственного сектора в общем объеме производственных мощностей полиграфического производства, рост числа мелких и небольших предприятий.

 

Глава 3. Издательства

 

§1. Принципы создания издательств

 

Издательский бизнес невероятно популярен у российских предпринимателей. В России работают 16 тыс. издательств.

Издательский рынок достаточно открытый. Это обусловлено его спецификой. Потребление продуктов питания весьма лимитировано, больше определенного количества пива или молока человек просто физически потребить не может. Поэтому перед ним неизбежно встает дилемма: купить продукт X или его конкурента, продукт Y.

Потребление же книг организовано по-иному. Человек может читать больше или меньше книг в зависимости от того, есть в данный момент на рынке хороший продукт или нет. И если покупает какую-то книгу, делает это не в ущерб другой. Скажем, появился «Гарри Поттер» - рынок детской литературы моментально вырос в разы, нет- на рынке начинается стагнация.

Об открытости рынка свидетельствует и разнообразие участников. Многие издательские проекты их собственники задумывали совсем не как бизнес. Некоторые из них начались с такой мотивации: «Я сталкивался с проблемой - книги, которые были нужны мне по предыдущему бизнесу или которые нравились мне, имели либо плохой перевод, либо плохое оформление, либо я вовсе не мог их купить в России. Решил своими силами компенсировать пробел». Такая идея была, например, в основе издательства «Манн, Иванов и Фербер». Учредители сталкивались с проблемой выбора необходимой бизнес-литературы. Организовали издательство, которое специализируется исключительно на деловых изданиях.

 

Прежде чем запускать издательский проект, нужно понять его цели и возможности: какие книги будет выпускать издательство, какова целевая аудитория этой литературы, каким образом доносить продукт до потребителя и т. д. Если это условие выполнено, шансы на успех достаточно велики: Россия - страна большая, и любая хорошая книга имеет миллионы потенциальных читателей.

 

Инвестиции

На руку новому издателю сыграет и достаточно низкая цена входа на рынок. Больших инвестиций издание одной-двух книг не потребует. Себестоимость выпуска одной книги при тираже до 10 тыс. экземпляров составляет около $1. Соответственно, вложения в первое издание составят $5-10 тыс.

Правда, придется рассчитывать преимущественно на собственные ресурсы. Я не помню примеров участия, например, банков в начинающих издателях. Им это не интересно, поскольку книгоиздательство - высокорискованный бизнес.

Новая книга может оказаться невостребованной, автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки или вовсе уйти в другое издательство и т. д. Подобные форс-мажорные обстоятельства - обычная ситуация для рынка. Залогов под кредиты издатель также предоставить не может, потому что если книга «не пошла», это уже неликвидный товар, и в качестве залога она никому не интересна.

На рынке распространены два варианта финансирования новых проектов. Во-первых, привлечение частных инвесторов. Учитывая небольшой объем первоначальных инвестиций, некоторые инвесторы вкладываются в книгоиздательство не как в бизнес-проект, а как проект «для души», либо статуса - все-таки «издатель книг» звучит весьма статусно. Во-вторых, небольшие начинающие издательства часто приглашают к участию в проекте крупные издательские компании. «Малыши» приходят с идеей, большие издательства, если идея интересна и оригинальна, финансируют ее реализацию, прибыль делят.

Практика очень распространена. Небольшие компании в данном случае выступают как подрядчики: готовят продукт, более крупный партнер готовит книгу непосредственно к выпуску, занимается полиграфией и продажей книги через свою дистрибьюторскую сеть.

Начинающее издание получает в таком альянсе финансирование и хорошую дистрибуцию. Крупным компаниям это также интересно: небольшие компании могут быть специалистами в узких нишах, в которых универсальные операторы часто не сильны. Кроме того, преимуществом мелких подрядчиков является оперативность, которой зачастую лишены компании-лидеры. Мы, например, постоянно участвуем в четырех-пяти подобных альянсах.

 

Специализация

Быть универсальным издательством может себе позволить только очень большая компания. Для этого необходим как минимум большой штат сотрудников. У нас, например, издательство разделено на четыре редакции разной специализации: профессиональной литературы, остросюжетной (детективы, женские романы), прикладной книги, современной и классической прозы. Кроме кадрового вопроса универсальным издательствам приходится решать массу проблем, связанных с большим объемом разноплановых книг: вести одновременно работу сразу с несколькими типографиями, иметь разветвленную дистрибуцию и т. д. Новичку не стоит создавать себе такие проблемы.

Оптимальная модель стартапа - выбрать узкую нишу, в которой он хорошо ориентируется: владеет материалом, знает вкусы, интересы и возможности целевой аудитории и т. д. Замечу, речь не о художественной литературе. С нее, кстати, сложнее всего начинать. На рынке всегда востребованы книги по кулинарии, цветоводству, приусадебному хозяйству, эзотерике, психологии и т.д.

В общем объеме продаж литературы в России по 20% занимает остросюжетная литература, а также прикладная и школьная обучающая, 15% - художественная, детская и подростковая и по 7-8% - фантастика и фэнтези, современная проза и бизнес-литература. Из структуры рынка видно, что нехудожественная литература - шанс для молодого издательства. Тем более что в узкой нише всегда можно успешно конкурировать с крупным издательством. В крупных компаниях процесс принятия и реализации решений идет дольше, и универсальное издание не так глубоко знает ту или иную специализированную нишу, как издатель, работающий только в ней.

Примеров узкоспециализированных и успешных изданий достаточно много: «Росмэн» выпускает в основном детские книги, BBPG - только книги по вину, «Армада» - только фантастику, «Альпина бизнес букс» специализируется только на деловой литературе и т. д.

Авторы

Поиск новых авторов - возможно, самая сложная часть в работе издательства. Для начинающего издательства эта задача сложна вдвойне. Во-первых, уже состоявшиеся авторы наверняка откажутся работать с новичком хотя бы в силу того, что крупные издательства предлагают гораздо более привлекательные условия работы. Например, у нас годовой бюджет на продвижение некоторых авторов может достигать $100 тыс.

Во-вторых, вероятность того, что издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, крайне мала. Конечно, есть и успешные примеры сотрудничества двух новичков - издателя и автора. Например, издательство «Захаров» поверило в Бориса Акунина и издало его, когда тот был совсем неизвестным автором. Тандем оказался успешным. А издательство «София» стало широко известным благодаря только одному автору - Паоло Коэльо.

Но такие примеры единичны. Просчитать, окажется автор востребованным или нет, невозможно. К нам ежегодно приходит до 2 тыс. рукописей, из которых всего лишь пятая часть рекомендуется к изданию. Но и из этих 420 авторов тиражом больше чем 2-4 тыс. экземпляров продаются не больше 20, бестселлерами станут и того меньше - один-два автора. Прибыль от продажи оставшихся 400 авторов крайне незначительна.

 

Персонал

Формирование штата начинайте с поисков редактора. В отличие от производителей продуктов, где человек номер один - это директор по продажам, в издательствах все держится на редакторах. Они отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы. Они должны хорошо представлять, кто является читателем будущей книги, как донести до него информацию об этой книге: чтобы обложка соответствовала содержанию, цена была доступна для целевой аудитории, и даже выбрать правильный канал продаж (бывает, что книги становятся бестселлерами в каталожной торговле, но совершенно не продаются через магазины, и наоборот). Директор по продажам - человек номер два.

Информация о работе Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела