Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа
Основная часть работы разделена на три больших группы по главным, крупным видам организаций производства и распространения в области книжного дела. Каждый вид поочерёдно рассматривается уже более подробно и детально, структура же изучения видов предприятий схожа. Главным образом, рассматриваются главные нюансы при их организации и формировании, виды, общепринятая классификация, специфические особенности, отличительные признаки, приводятся некоторые статистические, исторические и технические данные, практические советы и теоретические рассуждения.
Введение 3
Глава 1. Базовые понятия и определения исследования 4
§1. Основная терминология 4
§2. О современных предприятиях книжного дела 5
Глава 2. Полиграфические предприятия 6
§1. Принципы формирования полиграфических предприятий 6
§2. Виды и особенности современных полиграфических предприятий 10
§3. Классификация полиграфических предприятий 13
Глава 3. Издательства 15
§1. Принципы создания издательств 15
§2. Виды издательств 20
§3. Классификация издательств 24
Глава 4. Книготорговые предприятия 25
§1. Принципы создания книжного магазина 25
§2. Принципы создания книжного интернет-магазина 26
§3. Виды и классификация книжных магазинов 27
Заключение 30
Список литературы и источников 31
§3. Классификация издательств
По масштабу деятельности:
По видам издаваемой литературы и её читательскому назначению:
По форме собственности:
По целям предпринимательской деятельности:
По административно-территориально
По материальной конструкции выпускаемых изданий (твердая, мягкая обложка и др.)
По знаковой природе информации
Глава 4. Книготорговые предприятия
§1. Принципы создания книжного магазина
Первым этапом организации книжного магазина является регистрация в качестве предпринимателя. Выбор формы ведения бизнеса зависит от выбранного вами формата торговли. Что вы собираетесь организовать: сеть магазинов, один или книжную лавку? Для книжного магазина и сети самой подходящей формой является Общество с ограниченной ответственностью.
После регистрации нужно подобрать помещение под магазин. Оно может быть небольшим, но хорошо, если будет располагаться в проходном месте. Нужно обратить особое внимание, чтобы в нем не было сырости, которая может привести книги в негодность. Следует учитывать, при выборе помещения, что магазин, не превышающий 150 м2, предполагает привлекательный для многих предпринимателей вид налогообложения в виде ЕНВД (единого налога на вмененный доход).
Далее надо получить разрешение СЭС и пожарной инспекции на открытие магазина в найденном помещении.
При необходимости делается ремонт и приобретается специальное оборудование для магазина. Интерьер рекомендуется делать «теплым», чтобы покупатели чувствовали себя в магазине комфортно и уютно. Позаботьтесь об освещении; хорошо, если оно будет мягким. Стены магазина, в качестве рекламного приёма, можно оклеить красочными плакатами о путешествиях, концертах, выставках и рекламными изображениями обложек популярных книг.
Для книжного магазина необходимо специальное оборудование – это стеллажи, вращающиеся полки и столы. Параллельно одной из стен располагается прилавок. Он не должен мешать входу и выходу из магазина. Книжные стеллажи располагаются вдоль стен. Для удобства они не должны превышать двух метров в высоту. Их нужно обязательно разбить их на секции шириной примерно 1,2–1,5 м. Над каждой такой секцией размещается плакат с указанием тематики книг, расположенных на этом стеллаже, так называемый указатель.
Основным этапом организации книжного магазина является приобретение товара. Следует опредиться с тематикой книг и постараться заключить прямые договора с издательствами, которые выпускают подобные книги. Как правило издательства соглашаются на отсрочку платежа и не требуют предоплаты. Для хорошей рентабельности необходимо около 10 тысяч книг для одного магазина средней величины. Также сейчас очень популярны и аудиокниги. Не стоит делать на них основной акцент, но это может выступить в качестве дополнительной категории товаров.
Обязательно нужно подобрать квалифицированный штат сотрудников. Книги – товар интеллектуальный. Для хорошей работы магазина очень важен индивидуальный подход к каждому покупателю. Продавцы-консультанты должны быть в курсе всех литературных событий и изданий различных книжных новинок.
§2. Принципы создания книжного интернет-магазина
Для создания подобного бизнеса необходим удачный подбор доменной зоны. При ее выборе необходимо руководствоваться кругом и местом проживания предполагаемых клиентов. Если бизнес будет покрывать только территорию России, имеет смысл регистрировать сайт магазина в доменной зоне нашей страны.
Обязательно нужно выбрать подходящее название для сайта и имя для магазина. Название должно быть легкозапоминающимся, чтобы быть постоянно на слуху у покупателей - «сарафанное радио» послужит вашему бизнесу дополнительной рекламой. При выборе имени для книжного магазина, следует опирайться на специфику продаваемой литературы.
Лучше всего не экономить на оформлении сайта для магазина. Лучше пригласить квалифицированного веб-дизайнера, чтобы он подобрал подходящий дизайн. На сайте обязательно должны присутствовать контакты владельца магазина, гостевая книга (отзывы довольных покупателей - лучший способ зарекомендовать магазин как надежный и вызвав тем самым доверие, привлечь внимание новых клиентов). Интерфейс интернет-магазина должен быть удобным и понятным, а также содержать простой в управлении рубрикатор.
Можно включить в ассортимент сопутствующие товары: музыкальные и PC-диски, компьютерный софт, головоломки, календари и иная полиграфическая продукция. Также привлечет покупателей установка на сайте дополнительных опций, которые позволят рекомендовать к прочтению бестселлер, с аналогичным выбранной книге сюжетом или компьютерную игру, созданную по мотивам любимого художественного произведения. Интеллектуалам помимо чтения будет интересно приобрести новую головоломку для развития умственных способностей.
В большинстве случаев ассортимент продукции онлайновых книжных магазинов включает близкие по технологии представления и продажи: музыкальные диски, кассеты, видеофильмы, иногда другие розничные непродовольственные товары, связанные, как правило, с книгами и полиграфией (закладки, календари и пр.).
Основной и наиболее трудоемкой частью онлайнового книжного магазина является каталог продукции. Для достижения максимального эффекта каждая книга, музыкальный диск или видеофильм должны быть представлены с расширенным рефератом, сканированным изображением обложки, типовыми стандартизированными выходными данными. Без указанных элементов резко падает привлекательность такого магазина, поскольку пользователь будет лишен привычной технологии выбора книги, при которой основное внимание уделяется виду книги и ее краткому описанию. Реализация такой технологии - достаточно сложный и дорогостоящий процесс, требующий значительных человеческих ресурсов и времени.
Определяющим фактором успеха проекта в области онлайновой продажи печатных изданий является оптимальная реализация процессов заказа, оплаты и доставки. При этом наибольшие проблемы представляет именно доставка, что связано с построением эффективной по соотношению цена/производительность технологии. В большинстве случаев для крупных городов применяется доставка курьером с оплатой наличными, что при современном уровне оплаты труда является дешевым и надежным методом. При использовании почтовых служб неизбежны потери как временные, так и собственно содержимого посылок, что должно быть учтено при определении финансовых условий поставок. Использование же крупных компаний экспресс-почты (например, DHL, TNT) практически невозможно из-за высокой стоимости услуг при низкой стоимости самих отправлений. Понятно, что никто не будет платить 50 долларов за доставку книги стоимостью $2.
§3. Виды и классификация книжных магазинов
Книжный магазин - это предприятие розничной торговли, реализующее издательскую книжную продукцию. Как правило, книжный магазин имеет торговый зал, где осуществляется реализация продукции (и внутренняя реклама магазина), а также складские помещения для приема и хранения книготоргового ассортимента.
Отличительный признак книжного магазина - постоянное его присутствие на рынке, постоянная готовность удовлетворять запросы покупателей. Сейчас в Москве действует немало различных «книжных ярмарок», «распродаж», «клубов» и пр. Часто эти мероприятия разворачиваются в обособленных помещениях, на больших площадях, под соответствующими вывесками. Однако они, как правило, имеют статус временных мероприятий, а магазин должен работать постоянно, в конкретном месте, по определенному графику, который должен устраивать большинство покупателей.
Торговая точка должна иметь некоторые внешние признаки книжного магазина: вывеску, книжную витрину и пр. Иначе говоря, если потенциальный покупатель идет по улице, он должен видеть информацию о том, что в данном месте продаются книги: вывеску (пусть небольшую), объявление и пр. Большие отделы книг, расположенные в торговых центрах, тоже можно считать книжными магазинами, так как потенциальный покупатель знает, что в данном месте осуществляется в том числе и книжная торговля. Отдельное помещение в крупной библиотеке, отданное под торговлю книгами, тоже может считаться книжным магазином, так как и в этом месте клиент заранее информирован о наличии книг, в том числе продаваемых.
Авторы книги «Современное состояние московской книжной торговли» приводят следующую классификацию книготорговых организаций:
1) Крупнейшие книжные магазины («гиганты»)
В эту группу исследователи отнесли крупнейшие московские магазины: «Московский Дом книги на Новом Арбате», ТД «Библио-Глобус», Торговый дом книги «Москва» и Дом книги «Молодая гвардия». Эти магазины действуют на рынке в течение нескольких десятков лет и устойчиво воспринимаются потребителями как основные источники приобретения книг в Москве. Они обеспечивают большой объем товарооборота и имеют крупные торговые площади в удобных и привычных для покупателя местах. По оценкам Московской книжной палаты, эта группа обеспечивает более половины (54,8 %) общегородского товарооборота стационарной розничной книготорговли;
2) Книжные магазины
Помимо сети магазинов «Московский дом книги», в эту группы входят магазины таких сетей, как «Новый книжный центр», сеть издательской группы «АСТ», «Топ-книга» (магазины «Читай-город» рассматривались как принадлежащие этой сети), «Букбери», «Эдельвейс», «Библиосфера» и некоторые другие. Всего по этой группе насчитывается 101 предприятие (включая «Московский дом книги на Новом Арбате»);
3) Самостоятельно действующие («независимые») книжные магазины
Это самая многочисленная группа розничных книготорговых предприятий. Они реализуют основную социальную функцию книжной торговли доступ покупателей к достаточно широкому ассортименту книжной продукции, в удобном для покупателей месте и в удобное для них время;
4) Магазины издательств
За последнее десятилетие, в связи с происходившими существенными, изменениями на московской книготорговой сцене, многими издательствами были открыты собственные книжные магазины. Всего было выявлено 33 таких торговых точки. Как правило, в этих магазинах представляется довольно узкий ассортимент «своих» книг издательства и «чужих» изданий сходной тематики, приобретенных у других издательств (путем обмена или обычной купли-продажи). Среди магазинов издательств высока доля магазинов гуманитарной («интеллектуальной») книги. Такие магазины, как правило, специализируются на тематике, предназначенной для сравнительно узкого круга читателей.
5) Магазины религиозной книги
Это немногочисленная группа магазинов, расположенных обычно при действующих храмах или вблизи от них. В таких магазинах предлагается, как правило, не очень широкий ассортимент изданий религиозной (преимущественно православной) тематики, выпущенных редакционно-издательскими отделами монастырей, храмов, церковных учреждений либо несколькими специализированными издательствами;
6) Магазины школьно-письменных принадлежностей, в которых представлен достаточно широкий ассортимент учебников и учебно-методической литературы. Эта группа розничных торговых предприятий также немногочисленна. Эти предприятия не являются в полном смысле слова книжными магазинами, но обеспечивают населению доступ к книгам и в целом отвечают критериям, перечисленным выше.
Так же в Москве существует множество розничных книготорговых предприятий, занимающих отдельные помещения во вновь построенных торговых центрах. Хотя эти предприятия больше похожи на крупные киоски, они все же относятся к числу книжных магазинов, поскольку занимают достаточно большую площадь (более 10 кв. м.) и предлагают широкий ассортимент книжной продукции (как правило, более 10 тыс. наименований).
Заключение
Рассмотрев главные особенности самых крупных и общих видов предприятий в области книжного дела, изучив детали и особенности их работы, взаимодействия и видовые признаки можно подвести итоги.
Основные прдеприяти по производству (типографии), выпуску (издательства) и распространению (книжные магазины и книготорговые центры) книжной продукции – фундмаент всей системы книжного дела. Все они имеют свою стратификацию и классификации, которые только ещё более увеличиваются и детализируются с течением времени и движением прогресса в современном мире. Эта тенденция только ещё более набирает силу в соответствии с появлением новых веяний в данной области человеческой деятельности, новых технических изобретений и рекламных схем, изменением функций книги в соответсвии с требованиями сегодняшнего общества.
Хорошим примером нового вида организации книжного оборота сегодня могут послужить не так давно появившиеся книжные интернет-магазины. Это современная специфическая часть книготорговой системы – пример движения прогресса и изменения системы в сравнении с книжным делом прошлого века.
Предприятия книжной сферы способны гибко меняться, приобретать новые свойства, отказываться от устаревших форм технического оборудования, приёмов управления и производства, оказания услуг и взаимодействия с читателями и друг с другом. Это весьма важно в век высоких технологий и падающего интереса к книжной продукции. Книжные издания обязаны быть самого лучшего качества, продаваться по доступной цене, должны отвечать самым высоким требованиям, чтобы сохранить и упрочить свой статус и значение. Именно поэтому предприятия книжного дела постоянно меняются и совершенствуются, во всех аспектах. Безусловно, печатным изданиям трудно конкурировать с электронными технологиями и переходом огромной доли читателей на чтение с электронных носителей. Необходимость в классических, традиционных формах организаций в книжном деле как бы почти отпадает, переходит на другие формы. Однако, по мнению автора, стоит вообще отказаться от так называемой конкуренции, а действовать параллельно, обособленно от электронной книжной продукции, разделить новое и традиционное, не отдавая приоритет ни одной из этих форм книжной продукции. Необходимо не придавать подавляющего, единого значения электронным формам, но и не забывать совершенствовать, укреплять традиционные издания, чтобы уравновесить эти два современных способа существования книги. При равном существовании классических предприятий с новыми тенденциями, общество получит просто два разных, уникальных, имеющих свои достоинства и недостатки вида существования книжной продукции, две самостоятельных системы по производству, выпуску и распространению книг и сможет выбирать ту или иную форму в зависимости от своих нужд и требований сегодня.
Информация о работе Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела