Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Основная часть работы разделена на три больших группы по главным, крупным видам организаций производства и распространения в области книжного дела. Каждый вид поочерёдно рассматривается уже более подробно и детально, структура же изучения видов предприятий схожа. Главным образом, рассматриваются главные нюансы при их организации и формировании, виды, общепринятая классификация, специфические особенности, отличительные признаки, приводятся некоторые статистические, исторические и технические данные, практические советы и теоретические рассуждения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Базовые понятия и определения исследования 4
§1. Основная терминология 4
§2. О современных предприятиях книжного дела 5
Глава 2. Полиграфические предприятия 6
§1. Принципы формирования полиграфических предприятий 6
§2. Виды и особенности современных полиграфических предприятий 10
§3. Классификация полиграфических предприятий 13
Глава 3. Издательства 15
§1. Принципы создания издательств 15
§2. Виды издательств 20
§3. Классификация издательств 24
Глава 4. Книготорговые предприятия 25
§1. Принципы создания книжного магазина 25
§2. Принципы создания книжного интернет-магазина 26
§3. Виды и классификация книжных магазинов 27
Заключение 30
Список литературы и источников 31

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Но издательский рынок очень специфический. Крупные компании содержат штат из 500 и более сотрудников. Но при этом, чтобы быть эффективным издательством, иметь такой штат необязательно. Например, издательство «Манн, Иванов и Фербер» работает без штата. Трое учредителей участвуют в процессе создания своих книг только на уровне создания концепции книги и мерчендайзинга книг в магазинах, все остальные процессы выполняют подрядчики. С поиском подрядчиков проблем на сегодншний день нет. Большинство типографий готовы не только отпечатать книгу, но и провести ее полную предпечатную подготовку.

 

Дистрибьюция

Больших средств, как правило, издание книги не требует, как показывает практика. Производство занимает немного времени - от одобрения рукописи до выхода книги в свет проходит в среднем три-четыре месяца. Но это лишь часть работы издателя. Вторая проблема рынка - отсутствие эффективной системы распространения. В России очень тяжело донести книгу до читателя: территория страны большая, а книжных магазинов мало.

Все оптовые и дистрибьюторские компании, занимающиеся распространением книг из Москвы в регионы, ориентированы только на большие объемы и крупные издательства. На начальном этапе развития издательского проекта, если на его книге нет известного и популярного имени или книга не является очевидным бестселлером, шансы, что дистрибьютор захочет работать с новичком, невелики. Впрочем, если даже оптовик согласится взять новую книгу на реализацию, это не гарантирует ее высоких продаж - в большом объеме изданий, поставляемых оптовиком в магазин, книга просто потеряется где-нибудь на краю полки.

Оптимальный выход - заняться продвижением собственной книги самому..

Важный момент: рассчитывать нужно на все магазины и в Москве, и в регионах. Концентрировать все усилия только на трех-пяти самых известных московских не стоит. Продажи даже бестселлеров через них не превышают 1-2% от всего тиража, обычные же книги они и вовсе продают единичными экземплярами.

 

Риски

Главные риски для издателя - авторы, с которыми он работает. Перечень возможных форсмажорных ситуаций необычайно широк и разнообразен.

Например, сделало издательство себе имя на одном авторе. С одной стороны, для издателя это хорошо - не приходится распыляться на нескольких писателей, публика привыкает к одному имени и т.д. С другой - издатель попадает в зависимость от успехов или неуспехов своего главного пера.

Между тем любой автор имеет свой жизненный цикл. У кого-то он может длиться два года, у кого-то десятилетиями, но рано или поздно продажи любого автора начинают снижаться: появился новый, более интересный автор, или ваш автор «исписывается» и т.д. Если издательство не смогло диверсифицироваться, оно остается ни с чем. Весьма типичная ситуация для нашего бизнеса.

Могут начаться разногласия с авторами. Например, писателя перестанут устраивать условия работы или ему захочется творческих экспериментов, результаты которых не будут устраивать издателя, поскольку окажутся невостребованными читателем. В лучшем случае издатель может потребовать возврата аванса за будущие книги, однако оперативно найти замену автору практически невозможно.

В конце концов, автор может быть перекуплен конкурентом. Законодательство в этом вопросе полностью на стороне авторов, так как издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому инструментов для удержания писателей практически никаких. Тем более что небольшое издательство не может предложить авторам таких гонораров (около 10-12% от продаж тиража) и продвижения, как крупные игроки.

Также, начиная бизнес, не стоит забывать два важных момента. Во-первых, успех книг непросчитываем. Весьма распространенная ситуация: по всем критериям книга должна стать бестселлером - автор известный, сюжет интересный, язык хороший, а продаж нет! Все технологии продвижения книг на рынке гарантируют только 20% успеха, на 80% он зависит только от того, понравится книга читателю или нет.

Во-вторых, шансов продать бизнес крайне мало. В издательском деле нет активов, которые были бы интересны инвестору. Нереализованные остатки книг на складах никому не нужны. Всех интересуют только авторы.

 

§2. Виды издательств

 

Все действующие на российском рынке издательства можно разделить на три неравномерные по количеству группы. Назовем их условно группами «А», «Б» и «В». Разница между ними -  разные источники поступления финансовых ресурсов. Именно это представляется самым характерным признаком, по которому следует классифицировать издательства. Все остальные особенности, как-то: форма собственности, количество работников и т.д. вторичны.

 

Издательства группы «А», помимо коммерческой деятельности, не имеющей никакого отношения к книгопечатанию, помимо рекламы, помимо собственных денег автора, используют и еще один источник финансирования  S бюджет. Всевозможные юбилеи, культурные районные, городские или областные программы или акции, всевозможные гранты, выделяемые из разноуровневых бюджетов, позволяют издавать полиграфическую продукцию.

Своих финансов у издательства группы «А» нет, и это главное, что должен знать пришедший туда автор. Издательство этой группы всегда предполагает, что издаст книгу за счет автора, и, в частности, поэтому встречает его дружелюбно и предупредительно. Пусть эта предупредительность не обманывает литератора. Когда через пару лет проволочек и фантастических обещаний окончательно выяснится, что автор не настолько тщеславен, чтобы издавать свои произведения на деньги, вырученные, к примеру, от продажи собственной квартиры (дачи, машины), дружелюбие плавно трансформируется в раздражение. Автору могут предложить заработать на издание книги, продавая залежалую тушенку, календари и т.д.

Обычно издательство группы «А» располагается в какой-либо квартире или в каком-нибудь подвале. Обслуживают такое издательство два-три крайне подвижных человека. На рабочем столе такого издателя вы можете увидеть и предвыборный листок депутата, и листовку с сомнительной символикой, а рядом пригласительные билеты на какой-нибудь юбилей, календари и ещё многое другое.

 

Издательство группы «Б»  Это обычно от пяти до пятнадцати комнат и от пяти до пятнадцати человек персонала. Арендует, как правило, этаж или половину этажа вуза или предприятия. Иногда располагается в собственном здании, доставшемся ему от советских времен. Диспропорция между большими объемами арендуемых помещений, технической оснащенностью (иногда это новейшее типографское оборудование в полном комплекте и всевозможное компьютерное оборудование) и ожиданием денежного притока от случайного автора  вызывает некое раздвоение в восприятии: издательство то ли на пороге процветания, то ли на краю банкротства и гибели. Работает оно в убыточном режиме.

У издательств группы «Б» деньги обычно отсутствуют, но иногда появляются. Поэтому здесь приветливо встречают автора с рукописью, надеясь издать книгу за его счет и т.д. (в этом - полная аналогия с группой «А»).

Издательство группы «Б» продает свои книги без прибыли себе в убыток и продолжает существовать. Такая ситуация возможна лишь потому, что деньги в него поступают извне, его финансовый источник находится вне самого издательства.

К несомненным достоинствам издательств этой группы можно отнести высочайший профессионализм ее работников. Издание книги автору обойдется дороже, но зато рукопись будет выправлена тщательно. Обычно всеми необходимыми атрибутами (выходные сведения и т.п.) книга снабжена. Договор с автором заключается, хотя и не очень охотно. Деньги за выпуск издания автору целесообразнее перечислять на счет издательства частями, по мере продвижения работы над его книгой. Скорее всего, автору предложат редактора и художника.

Главная же причина неудовлетворительного финансового состояния большинства (если не всех) издательств группы «Б»  не слишком большой штат сотрудников (хотя и это тоже) и не то, что печатают они серьезную литературу, а неумелый менеджмент и приверженность классической убыточной схеме книгопечатания – отсутствие ориентированности на рынок.

 

Если у автора нет спонсора, нет возможности при помощи знакомого чиновника взять деньги из бюджета и если он хочет всё-таки увидеть свою книгу напечатанной, рано или поздно он обратится в коммерческое издательство. Потому что на сегодня только они издают художественную литературу на собственные средства. Издательства, входящие в группу «В», как правило, в результате успешной коммерческой деятельности получают прибыль от проданной ими книги.

В отличие от издательств групп «А» и «Б», очень трудно определить количественный состав персонала коммерческого издательства. Работников, не занятых именно сейчас, в издательстве не бывает. К тому же автор, который впервые несет рукопись в коммерческое издательство, может ни разу не побывать в головном офисе издательства. С ним могут вести разговор в филиале. Первым делом узнают, каково содержание рукописи.

 

Коммерческое издательство разрывает цепочку производства: рукопись - редактор - макет - печать - транспортировка тиража - прилавок. Звенья «рукопись - редактор - макет» отдаются предприятию, которое условно назовем «Х». (Кстати, часто у предприятия «Х» несколько точек сбыта готовых макетов, поэтому не стоит удивляться, если ваша книга выйдет, скажем, не в городе Москве, как вам обещали, а в городе Новосибирске. Это значит лишь то, что в данном случае московский рынок не нуждается в книге подобной тематики, и предприятие «Х» по договоренности со своим родным предприятием «Y» переуступило макет коммерческому издательству, работающему на сибирском рынке).

Именно в предприятие «Х» приходит автор со своей рукописью. Предприятие «Х» может находиться в какой-нибудь непрезентабельной комнатке. Персонал один – три человека. На директоре предприятия «Х» замыкаются работающие по надомной схеме редакторы и художники. При первом же знакомстве оцениваются характеристики рукописи, то есть тема и объем. Если рукопись заинтересовала директора предприятия «Х», то об авторе наводятся справки. Критериев здесь нет, но очевидно, что гонорар, в случае принятия рукописи к изданию, будет начисляться исходя из психологических особенностей автора. Автору лучше не лгать, держаться достойно, но не нагло и быть самим собой. Никогда директор предприятия «Х» не принимает окончательного решения. Такое решение принимает только директор предприятия «Y».

Предприятие «Y» занимается собственно печатанием тиража. «Y» и есть то самое издательство, которое ставит свое имя на изданную книгу и регулирует все финансовые потоки на всех этапах продвижения книги на рынок. И несет главную ответственность за материальное благополучие всего дела. Предприятие «Y» имеет свой, иногда очень приличный, офис и хорошо обученный персонал. Директор предприятия обладает серьезной деловой хваткой и интуицией, иначе его издательство не занимало бы на рынке то положение, которое занимает. Итак, если вашу рукопись берут, с вами заключат контракт.

Если автор не согласен с суммой гонорара, он может забрать рукопись и пойти искать другое издательство. Если рукопись автора заинтересовала издательство, его остановят у самого порога. Серийный детектив неизвестного писателя стоит от 300 до 500 долларов. (Эта цифра обуславливается многочисленными факторами, но в том числе и тем, насколько перспективен автор.) Если рукопись не берут автору не стоит огорчаться, поскольку в коммерческом издательстве оценивают рукопись не по её художественному значению, а в зависимости от конкретного, часто сиюминутного спроса на рынке.

 

Оптовой транспортировкой и продажей занимается предприятие «Z». Оно размещает книги по магазинам и прилавкам. Оно договаривается с конкретными торговцами, магазинами или с оптовыми перекупщиками. Очень трудно разместить книгу на прилавке магазина в обход оптовика. Книга может вступить в невольную конкуренцию с теми, что привез оптовик, который не один раз, как автор, а постоянно сотрудничает с магазином.

Время финансовых расчетов между предприятиями «Х», «Y» и «Z» сокращается, насколько это только возможно. То есть предприятие «Y» сразу, а не ожидая, пока будет продан весь тираж, платит предприятию «Х».

Такая схема работает лишь в случае полного доверия между контрагентами. И еще  здесь приведена базовая схема. В реальном бизнесе возможно несколько отклонений и вариантов с участием этой тройки. Например: предприятия «Х» и «Y» юридически одно лицо, а предприятие «Z»  другое и так далее. Еще интереснее, если издательство создавалось оптовиком, (заработав на продаже книг денег, оптовик решает заняться их изготовлением).

Минимальный срок, за который коммерческое издательство способно сделать из рукописи книгу и отпечатать ее в типографии - неделя. Но такой темп исключение из правила. Так как одновременно в производстве на разных этапах может находиться несколько книг.

Для того, чтобы работать идеально ритмично, некоторые издательства выстраивают своеобразный конвейер по производству литературы. И тогда под именем какого-то автора работает дюжина безымянных авторов. Детективы выходят из издательства с хронометрической точностью.

Или существует такой приём: издательство через редакцию программ одного из ведущих московских телеканалов узнает, какой сериал будет в эфире этого канала, допустим, через полгода. Тогда срочно по теме этого сериала, идущего в это время где-нибудь за границей, пишется книжный сериал. И едва телевизионный сериал появляется в эфире, как на книжных прилавках появляется сериал типографский.

Бытует ложное мнение, что коммерческим издательством является то, которое издает лишь низкопробную, вульгарную литературу. Это не так. Коммерческое издательство — то, которое имеет прибыль от продажи своих книг. А издает оно и энциклопедии, и книги для детей, и школьные учебники, и словари.

Правда, коммерческие издательства очень неохотно печатают художественные произведения начинающих авторов. Но дело в том, что рынок не ограничен территорией только, скажем, Башкирии. Местные коммерческие издательства конкурируют с мощными московскими издательствами. Следовательно, художественная литература местных авторов может и должна быть общероссийского уровня. То есть, если автор пишет для малышей, то ему недостаточно быть признанным в городе Екатеринбурге — он должен конкурировать с Э. Успенским и другими знаменитостями. Только тогда у него появляется шанс быть замеченным и заключить договор с коммерческим издательством.

Информация о работе Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела