Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:25, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия мотивации и стимулирования персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
определить понятия мотивации и стимулирования;
рассмотреть мотивацию и систему стимуляции персонала;
проанализировать психологические характеристики работника и мотивацию;
дать характеристику мотивам, которые движут людьми;
выявить факторы, влияющие на мотивационную сферу работника;
рассмотреть принципы лежащие в основе трудовой мотивации;
Введение 3
Глава 1. Понятия мотивации и стимуляции персонала 5
1.1. Понятие мотивации 5
1.2. Мотивация и система стимуляции персонала 8
1.3. Психологические характеристики работника и мотивация 11
1.4. Мотивы, движущие людьми 16
Глава 2. Управление мотивационной сферой персонала 22
2.1. Факторы, влияющие на мотивационную сферу работника 22
2.2. Принципы лежащие в основе трудовой мотивации 30
2.3. Пример методики анализа мотивации персонала 31
Глава 3. Экспериментальная часть 38
3.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 38
3.2. Методика исследования 39
2.3. - Результаты исследования 43
2.4. Обсуждение результатов 48
Заключение 60
Литература 61
При этом необходимо оговориться, что, как правило, на поведение работника одновременно влияют множество мотивов. Они могут быть связаны или не связаны друг с другом, иногда вступают в противоречие друг с другом и обычно образуют некоторую иерархию. Более выраженное влияние на поведение оказывают мотивы, в основе которых лежат потребности, имеющие для человека более важное значение и занимающие поэтому более высокое место в иерархии трудовой мотивации. В дальнейшем при сопоставлении психологических типов и трудовой мотивации речь будет идти о "преобладающем" мотиве деятельности.
1.3.
Психологические
Связать психологические характеристики работника с его мотиваций позволяет соционика. Аля этого воспользуемся укрупненной схемой профориентации В. Гуленко и А. Овчарова, предложенной по характеристикам "этика - логика" и "сенсорика - интуиция" (рис. 1).
Логика
П роизводствен ная
сфера деятельности
(Жуков, Штирлиц,
Максим, Габен)
Научная
сфера деятельности
(Дон Кихот, Джек,
Робеспьер, Бальзак)
Интуиция
►
IH^ttt
щ
Сенсорика
Социальная
сфера деятельности
(Гюго, Наполеон,
Аюма, Драйзер)
Гуманитарная сфера леятельности
(Гамлет, Гексли, Есенин, Достоевский!
Этика
К производственной
сфере относится техника, технология,
вообще промышленность, система управления
в этой сфере (производственный менеджмент). Производственно-
Носители
производственно-технологическо
С точки зрения мотивации психотипы этой группы как логики ориентированы на деловую сферу, как сенсорики - на конкретный результат. По теориям мотивации их можно отнести к группе "индивидуалистов", главный мотиватор - личный успех.
К научной
сфере деятельности относится наука и научное
обслуживание, образование, инновационная
область. Исследовательско-
С точки зрения мотивации психотипы этой группы как логики ориентированы на деловую сферу, как интуиты - на процесс достижения результата. По теориям мотивации их можно отнести к группе "деловых", главный мотиватор - процесс решения задачи6.
Социальная сфера деятельности направлена на решение проблем, связанных с удовлетворением человеческих потребностей преимущественно материального плана. К ним относятся как потребности первой необходимости - в пище, жилье, одежде, - так и дополнительные - в коммунальных службах, сервисе, транспорте, досуге и развлечениях, здравоохранении и рекреации (отдыхе и туризме). Социальный стиль мышления, с одной стороны, носит конкретный характер, так как имеет дело с реальными вещами, с другой же - он направлен на человека с его индивидуальными или групповыми запросами, то есть ориентирован на отношения. Все это области, где успешно действуют сенсорные и этические типы личности. Они предпочитают опираться на опыт -свой и других людей, а не экспериментировать, больше ориентированы на комфорт и благосостояние. Им понятны повседневные нужды людей, которые они стремятся удовлетворить. Они с удовольствием заботятся о здоровье, удобствах, внешнем виде и отдыхе окружающих, умеют интересно организовать досуг и праздничные мероприятия. Любят ручную работу, практичны, реалистичны, расчетливы в делах, их интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Обычно они держатся демократично, стремятся быть в ладу со всеми, делать приятное, но часто бывают непримиримы в этических оценках плохих поступков.
С точки зрения мотивации психотипы этой группы как этики ориентированы на человеческую сферу, как сенсорики - на конкретный результат. По теориям мотивации их можно отнести к группе "коллективистов» подгруппе "результативных коллективистов", главный мотиватор - конкретная помощь окружающим людям.
К гуманитарной сфере деятельности относится политика, философия, искусство, религия, психология. Гуманитария интересуют, прежде всего, высшие духовные потребности, все области знаний о человеке и обществе, путях его развития, ценностях и нормах, мировоззрении и идеалах. Гуманитарии размышляют о духовных интересах людей, их отношениях, чувствах. Их привлекают литература, искусство, театр, размышляют о задачах нравственного воспитания подрастающего поколения, о возможностях развития способностей каждого человека. Они помогают людям решить их этические проблемы. Люди гуманитарного мышления склонны идти на компромисс в практических вопросах, но бескомпромиссны там, где дело касается идей и убеждений. Их интересуют материальные стимулы, контроль качества, хорошие условия труда и даже собственный комфорт.
С точки зрения мотивации психотипы этой группы как этики ориентированы на человеческую сферу, как интуиты - на процесс общения с окружающими людьми. По теориям мотивации их можно отнести к группе "коллективистов", подгруппе "процессных коллективистов", главный мотиватор - процесс общения с окружающими людьми.
Психотипы производственно-
Представителям этой группы свойственно стремление к власти (главный мотиватор), но к власти административной (поэтому их много в исполнительных, но мало в представительных органах власти), при которой власть рассматривается в первую очередь как инструмент, позволяющий выполнить какие-то проекты, а заодно и достичь материального благополучия.
Психотипы исследовательско-
Представителям этой группы стремление к власти (главный мотиватор) свойственно в слабой степени. Власть, связанная с профессиональной деятельностью (например, научные и диссертационные советы), используется чаше для пропагандирования и распространения своих профессиональных взглядов.
Психотипы социального стиля (Гюго, Наполеон, Дюма, Драйзер) - "результативные коллективисты" ориентированы на конкретную помощь окружающим людям. В текущей производственной деятельности это реализуется в конкретной помощи коллеге при решении поставленной задачи (организация зашиты диссертации, организация творческой бригады), в длительной перспективе - социальная карьера (патронирование больных, работа в турбюро). Отрицательной стороной мотивации является назойливость в навязывании услуг. Приоритетной для этой группы оценка ближнего окружения (часто оценка неформальной группы), на основании которой во многом формируется самооценка.
Представителям этой группы стремление к власти (главный мотиватор) свойственно в слабой степени. Власть, связанная с социальной деятельностью, используется как власть над конкретным человеком или группой зависимых людей, например подчиненных.
Психотипы гуманитарного типа (Гамлет, Гексли, Есенин, Достоевский) - "процессные коллективисты" - ориентированы на процесс общения с окружающими людьми. В текущей производственной деятельности это реализуется участием в процессе решения поставленной задачи вместе с "комфортными" в общении людьми (работа с людьми из своей квадры), в длительной перспективе - общественная карьера (популярный политик, известный артист или телеведущий). Задача при этом часто забывается, поэтому отрицательной стороной мотивации нередко является ущерб качеству ее решения. Приоритетно для этой группы общественное признание, которое влияет на самооценку, но не является определяющим ее фактором.
Представителям этой группы свойственно стремление к власти (главный мотиватор) особенно в политике, и они в большом количестве представлены в политических партиях и органах представительной власти. Если же они работают в искусстве или средствах массовой информации, то стремятся сами формировать общественное мнение ("властитель дум").
Полученная классификация представляет собой первый шаг к индивидуализации системы трудовой мотивации персонала на научной основе теории психологических типов. Классификация дает представление о ведущих предпочтениях представителя группы психологических типов. Дальнейшим теоретическим шагом в этом направлении должна быть индивидуализация мотивации для каждого конкретного психологического типа. Кроме того, предложенная гипотеза требует практической проверки и соответствующей коррекции.
Группы психотипов |
Конкретная цель |
Тип карьеры |
Отрицательные стороны мотивации |
Приоритетная оценка |
Жуков, Штирлиц, Максим, Габен |
Достижение конкретного производственного результата |
Административная карьера |
Достижение цели любой ценой |
1. Самооценка 2. Оценка вышестоящего руководства |
Дон Кихот, Джек, Робеспьер, Бальзак |
Качество процесса и результата |
Профессиональная карьера |
Нарушение сроков решения задачи |
1. Самооценка 2. Оценка коллег |
Гюго, Наполеон, Дюма, Драйзер |
Конкретная помощь коллеге, знакомому |
Социальная карьера |
Назойливость в навязывании услуг |
1. Оценка ближнего окружения 2. Самооценка |
Гамлет, Гексли, Есенин, Достоевский |
Процесс общения с окружением |
Общественная карьера |
Ущерб качеству решения задачи |
1 .Общественное признание 2. Самооценка |
1.4. Мотивы, движущие людьми
Основа мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека. Высокую отдачу от работы людей компания получает лишь в том случае, если создаст у них нужное отношение к труду, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и ее конечные результаты позволяют человеку удовлетворить свои важнейшие потребности.
Основные потребности человека
На трудовую мотивацию человека, его организационное поведение оказывает влияние большой круг потребностей. К ним относятся следующие потребности.
Физиологические — потребности, удовлетворение которых необходимо для обеспечения существования человека как биологического организма (в еде, воздухе, воде, одежде, крыше над головой), что в трудовой сфере может быть обеспечено нормальными условиями труда и необходимым уровнем заработной платы, причем для разных стран этот уровень может существенно различаться. Работники также должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления сил. Здоровье и хорошая физическая форма работника являются для организации такими же важными ресурсами, как его квалификация и опыт.
Потребность в безопасности. Сюда можно отнести потребность в защите от физической или психологической опасности. Удовлетворение потребности в психологической безопасности в первую очередь означает наличие надежного места работы, гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т. п. Удовлетворению потребности в физической безопасности способствует планомерная работа по повышению безопасности на опасных производствах, улучшению условий труда и снижению вредоносного воздействия факторов, способных негативно повлиять на здоровье работников.
Информация о работе Проблема мотивации и стимуляции персонала