Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:25, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия мотивации и стимулирования персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
определить понятия мотивации и стимулирования;
рассмотреть мотивацию и систему стимуляции персонала;
проанализировать психологические характеристики работника и мотивацию;
дать характеристику мотивам, которые движут людьми;
выявить факторы, влияющие на мотивационную сферу работника;
рассмотреть принципы лежащие в основе трудовой мотивации;
Введение 3
Глава 1. Понятия мотивации и стимуляции персонала 5
1.1. Понятие мотивации 5
1.2. Мотивация и система стимуляции персонала 8
1.3. Психологические характеристики работника и мотивация 11
1.4. Мотивы, движущие людьми 16
Глава 2. Управление мотивационной сферой персонала 22
2.1. Факторы, влияющие на мотивационную сферу работника 22
2.2. Принципы лежащие в основе трудовой мотивации 30
2.3. Пример методики анализа мотивации персонала 31
Глава 3. Экспериментальная часть 38
3.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 38
3.2. Методика исследования 39
2.3. - Результаты исследования 43
2.4. Обсуждение результатов 48
Заключение 60
Литература 61
Методика может применяться
для диагностики мотивации
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
ОБРАБОТКА
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.
|
ВМ
|
НИМ
|
ВОМ
|
1.
|
1
|
2
|
5
|
|
2
|
3
|
4
|
И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу
ВОМ > ВПМ > ВМ
Однако видно, что в
первом случае мотивационный комплекс
личности значительно негативнее, чем
во втором. Во втором случае по сравнению
с первым имеет место снижение
показателя отрицательной мотивации
и повышение показателей
По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий —внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена
и отрицательная корреляционная
зависимость между
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием
«не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
He вызывает сомнений тот факт, что большую роль в формировании системы мотивации персонала играют руководители разных уровней. Взаимоотношения руководителей и подчиненных, политика руководства в сфере поощрения, мотивации, карьерного продвижения персонала определенным образом влияет на то, каким образом персонал строит свое поведение и отношение к администрации. Все это свидетельствует о том, что руководители должны осознавать свою роль в системе управления мотивацией персонала и формирования организационной культуры.
Мотивация руководителей и управление их поведением внутри организации - это особый вопрос, можно даже сказать, отдельный фактор в общей системе управления внутриорганизационным поведением персонала организации. В данной работе используется специальная анкета для изучения мотивировки руководителей предприятий с учетом гендерного аспекта. Современный менеджмент должен осознавать разницу в возможной мотивации руководителей разных полов, и разработка более совершенной системы стимулирования труда руководящих работников должна осуществляться с учетом современных тенденций в области мотивации персонала - гендерном подходе12.
3.3. Результаты исследования
1. Антонов Олег Александрович (рук. раб.)
ВМ = 5/2 =2,5
ВПМ = 11/3 = 3,6
ВОМ = 7/2 =3,5
ВПМ > ВОМ > ВМ
2. Вихлянцева Алина Владимировна
ВМ = 5/2 = 2,5
ВПМ = 8/3 = 2,6
ВОМ = 9/2 = 4,5
ВОМ > ВМП > ВМ
3. Гончарова Мария Владимировна
ВМ = 5/2 = 2,5
ВПМ = 8/3 = 2,6
ВОМ = 9/2 = 4,5
ВОМ > ВМП > ВМ
4. Захаров Роман Адреевич (рук. раб.)
ВМ = 5/2 = 2,5
ВПМ = 13/3 = 4,3
ВОМ = 8/2 = 4
ВМП > ВОМ > ВМ
5. Игнатьева Оксана Георгиевна
ВМ = 5/2 = 2,5
ВПМ = 8/3 = 2,6
ВОМ = 8/2 = 4
ВОМ > ВМП > ВМ
6. Суханова Елена Сергеевна
ВМ = 3/2 = 1,5
ВПМ = 8/3 = 2,6
ВОМ = 9/2 = 4,5
ВОМ > ВМП > ВМ
7. Устинов Анатолий Викторович
ВМ = 7/2 = 3,5
ВПМ = 14/3 = 4,6
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
8. Саркисян Давид Игоревич
ВМ = 7/2 = 3,5
ВПМ = 14/3 = 4,6
ВОМ = 8/2 = 4
ВМП > ВОМ > ВМ
9. Вершинин Артём Григорьевич (рук. раб.)
ВМ = 5/2 = 2,5
ВПМ = 11/3 = 3,6
ВОМ = 7/2 = 3,5
ВМП > ВОМ > ВМ
10. Оксенчук Софья Николаевна
ВМ = 6/2 = 3
ВПМ = 8/3 = 2,6
ВОМ = 9/2 = 4,5
ВОМ > ВМ > ВМП
11. Самойлов Николай Васильевич
ВМ = 6/2 = 3
ВПМ = 12/3 = 4
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
12. Николаев Вячеслав Анатольевич (рук. раб.)
ВМ = 7/2 = 3,5
ВПМ = 13/3 = 4,3
ВОМ = 8/2 = 4
ВМП > ВОМ > ВМ
13. Курдряшова Ольга Викторовна (рук. раб.)
ВМ = 7/2 = 3,5
ВПМ = 11/3 = 3,6
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
14. Чумаченко Анастасия Юрьевна
ВМ = 8/2 = 4
ВПМ = 13/3 = 4,3
ВОМ = 12/2 = 6
ВОМ > ВМП > ВМ
15. Горбунова Антонина Александровна
ВМ = 4/2 = 2
ВПМ = 11/3 = 3,6
ВОМ = 7/2 = 3,5
ВМП > ВОМ > ВМ
16. Дьяконова Марина Сергеевна
ВМ = 6/2 = 3
ВПМ = 14/3 = 4,6
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
17. Анохина Екатерина Сергеевна
ВМ = 10/2 = 5
ВПМ = 9/3 = 3
ВОМ = 8/2 = 4
ВМ > ВОМ > ВМП
18. Лисоганич Павел Сергеевич (рук. раб.)
ВМ = 2/2 = 1
ВПМ = 14/3 = 4,6
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
19. Гргорьев Сергей Дмитриевич
ВМ = 7/2 = 3,5
ВПМ = 12/3 = 4
ВОМ = 8/2 = 4
ВОМ = ВМП > ВМ
20. Киевский Дмитрий Ярославович
ВМ = 8/2 = 4
ВПМ = 14/3 = 4.6
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
21. Козьмина Валерия Вадимовна
ВМ = 8/2 = 4
ВПМ = 10/3 = 3,6
ВОМ = 6/2 = 3
22. Юрин Алесей Алексеевич (рук. раб.)
ВМ = 6/2 = 3
ВПМ = 13/3 = 4,3
ВОМ = 10/2 = 5
ВОМ > ВМП > ВМ
23. Ефремова Наталья Валерьевна
ВМ = 5/2 = 2,5
ВПМ = 7/3 = 2,3
ВОМ = 10/2 = 5
Информация о работе Проблема мотивации и стимуляции персонала