Процессный подход к управлению организацией на примере ООО «Сибирское здоровье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Данная работа включает в себя две главы, состоящие, в свою очередь, из параграфов. Приведем их краткую характеристику. Первая глава носит теоретический характер, она содержит описание основных подходов к управлению организацией, а также более подробное рассмотрение наиболее результативного подхода, а именно, процессного. Вторая глава представляет собой анализ производства конкретного предприятия ООО «Сибирское здоровье», она позволяет применить на практике полученные теоретические знания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процессного подхода к управлению организацией 5
&1.1 Основные подходы к управленческой деятельности 5
&1.2 Характеристика процессного подхода, основных функций процесса управления 7
Процессный подход 7
&1.3 Основные термины и понятия процессного подхода 11
&1.4 Классификация процессов по М. Портеру 13
&1.5 Преимущества процессного подхода 14
Глава 2. Анализ организации на примере ООО «Сибирское здоровье» 16
&2.1 Анализ ООО «Сибирское здоровье» 16
&2.1.1 Характеристика внутренней среды организации 16
&2.1.2 Характеристика внешней среды организации 18
&2.2 Планирование расширения отдела маркетинга 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложения 26
Приложение 1 26
Приложение 2 47

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 120.27 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ)

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»)

факультет экономики и менеджмента

кафедра «Стратегический менеджмент»

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Тема: Процессный подход к управлению организацией (на примере ООО «Сибирское здоровье»)

 

по дисциплине

«Введение  в направление»

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                        Эскелинен Марина

студентка гр.  1075/2  

 

Руководитель:

К.э.н., доцент  О.А. Ахалая

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы процессного подхода к  управлению организацией 5

&1.1 Основные подходы к управленческой деятельности 5

&1.2 Характеристика  процессного подхода, основных  функций процесса управления 7

Процессный подход 7

&1.3  Основные  термины и понятия процессного  подхода 11

&1.4 Классификация  процессов по М. Портеру 13

&1.5 Преимущества  процессного подхода 14

Глава 2. Анализ организации  на примере ООО «Сибирское здоровье» 16

&2.1 Анализ ООО  «Сибирское здоровье» 16

&2.1.1 Характеристика  внутренней среды организации 16

&2.1.2 Характеристика  внешней среды организации 18

&2.2 Планирование  расширения отдела маркетинга 20

Заключение 24

Список использованных источников 25

Приложения 26

Приложение 1 26

Приложение 2 47

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных  связей и механизмов  конкурентных отношений, одной из актуальных задач  адаптации хозяйствующих объектов к условиям неопределенности является изучение современных управленческих систем. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции развития, предъявляются новые требования к менеджменту производства, необходимость их изучения определяет важность и актуальность проведенного исследования для российского предприятия, ставящего в качестве своей задачи поиск методов наиболее эффективного достижения целей.

Объектом исследования в  данном курсовом проекте является предприятие ОАО «Сибирское здоровье», производящее высококачественные косметические средства и пищевые добавки на основе натуральных компонентов. Предметом исследования послужила существующая на предприятии управленческая система. Цель проекта заключается в исследовании теоретических положений по разработке механизма формирования и развития эффективной системы менеджмента предприятия.

Наиболее эффективные  методы, способствовавшие достижению данной цели представляют собой совокупность приемов и операций теоритического и практического характера освоения деятельности, а именно: метод системного анализа имеющейся информации, математические расчеты, сравнения, обобщения и  анализ с теоритической точки зрения, применение творческого подхода.

Данная работа включает в себя две главы, состоящие, в свою очередь, из параграфов. Приведем их краткую характеристику. Первая глава носит теоретический характер, она содержит описание основных подходов к управлению организацией, а также более подробное рассмотрение наиболее результативного подхода, а именно, процессного. Вторая глава представляет собой анализ производства конкретного предприятия ООО «Сибирское здоровье», она позволяет применить на практике полученные теоретические знания.

Управление рассматривается  как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других — это серия непрерывных взаимосвязанных  действий. Эти действия, каждое из которых  также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы процессного подхода к управлению организацией

&1.1 Основные подходы к управленческой деятельности

Существует большое количество подходов к менеджменту организации. Методология к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Специалисты выделяют три  основных подхода к управлению: ситуационный, системный и процессный. Рассмотрим их подробнее.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов  анализа. Применение системного подхода  тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений.

Предприятие в рамках данного  подхода рассматривается как  совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается  в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром.

Системный под ход к  управлению не дает ответа на вопрос о  том, почему предприятия со сходным  строением и в одной и той  же внешней среде, значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций  с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих  целей. Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между  предприятиями и внутри самих  предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние  на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы  культура организации. Именно вариативность  внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней среды.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим  определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту  позволил увидеть взаимосвязь и  взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

Качество выполнения предыдущего  этапа - необходимое условие обеспечения  качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость  функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс  принятия решений.

&1.2 Характеристика процессного  подхода, основных функций процесса управления

     Для нас наибольший интерес составляет процессной подход. Наибольшую трудность в понимании, что такое Процессный подход к управлению вызывает само понятие Процесс.  В русском языке это слово имеет слишком иного значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл,  или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру. Приведем наиболее приемлемую формулировку: «Процесс – это поток работ, протекающий внутри каждой организации от одного исполнителя к другому, результатом которого мы имеем продукт, представляющий ценность для потребителя».

Процессный подход

 
Процессный подход был впервые  предложен приверженцами школы  административного управления, которые  пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. 
Функции процесса управления 
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. 
Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса: 
1. Где мы находимся в настоящее время? 
2. Куда хотим двигаться? 
3. Как мы собираемся сделать это? 
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. 
Ораганизация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными. 
Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. 
Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.  
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. 
Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

&1.3  Основные  термины и понятия процессного подхода

Деятельность каждой организации  представляет собой цепочку процессов  от маркетинга, планирования, до продажи  и послепродажного обслуживания. Все процессы имеют следующие  отличительные черты:

• Хозяин Процесса – должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты Процесса;

• Ресурсы – ресурсы, выделенные в распоряжение Хозяина Процесса для его проведения; могут включать – оборудование (производственное, контрольно-измерительное, офисное и др.), персонал, помещения, среду, транспорт, связь, материалы (вспомогательные), финансы, документация и т. д.;

• Параметры Процесса – характеристики (информация) по которым Хозяин Процесса и высший руководитель могут судить о том, насколько эффективно выполняется Процесс и достигаются ли запланированные результаты;

• Потребитель – потребитель результатов Процесса, степень удовлетворенности которого, также предназначена для оценки эффективности Процесса;

• Входы Процесса – входные объекты (сырье, продукция, комплектация, информация или услуга), которые преобразуются в Выходы Процесса, в ходе выполнения Процесса. Часто Входы одного Процесса являются выходами другого;

• Выходы Процесса – продукция, информация или услуга ради которой существует Процесс.

• Сеть Процессов организации – объединение взаимосвязанных и взаимосогласованных Процессов организации в единую систему.

  Каждый Процесс при декомпозиции может быть разбит на некоторое количество подпроцессов (бизнес-процессов, работ), выполнение которых приводит к получению на Выходе Процесса продукции с заданными параметрами.  В первом разделе пойдет речь о Процессах самого верхнего уровня, хотя процессный подход применим для Процессов (бизнес-процессов, работ)  любого уровня. Декомпозицию Процесса на подпроцессы, бизнес-процессы, работы следует вести по правилам и терминологии, принятым в организации как стандарт. Отнесение данного действия к тому или иному классу (уровню) должно производиться по признакам значимости, трудоемкости, длительности и численности занятого персонала. Приведем пример выделения сети процессов для крупной организации (см. приложение)

Рисунок 1 Пример выделения сети процессов для крупной организации

&1.4 Классификация процессов по М. Портеру

В организации протекает  множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая  базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить  дополнительный вклад по отношению  к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

Информация о работе Процессный подход к управлению организацией на примере ООО «Сибирское здоровье»