Процессуальные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать процессуальные теории мотивации и ознакомиться с практическим применением методов мотивирования.
Задачи курсовой работы:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивационный процесс»;
- рассмотреть основные теории мотивации;
- проанализировать понятия мотива и компенсации;
- изучить методы мотивирования персонала и их практическое применение.

Содержание работы

Введение3
1. Понятие мотивации и мотивационного процесса5
1.1. Понятие мотивации5
1.2. Процесс мотивирования6
2. Теории мотивации10
2.1. Содержательные теории10
2.2. Процессуальные теории16
2.2.1. Теория ожиданий В. Врума16
2.2.1. Теория справедливости Дж. Адамса19
2.2.1. Комплексная теория мотивирования Портера-Лоулера20
3. Мотивация и компенсация24
3.1. Методы мотивирования16
3.2. Практические подходы16
Заключение34
Список использованной литературы37

Файлы: 1 файл

Курсоваяяя.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

Четвертый этап - реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые, открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для  устранения потребности. Поскольку  процесс работы оказывает влияние  на мотивацию, то на этом этапе может  происходить корректировка целей.

Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую  работу, человек получает то, что  он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может  обменять на желаемое для него. Здесь  выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости  от этого происходит изменение мотивации  к действию;

Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой  потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. 

Знание логики процесса мотивации  не обеспечивает решающих преимуществ  в управлении данным процессом. Здесь  немаловажным фактором является неочевидность  мотивов. Можно догадываться, какие  мотивы преобладают, но в конкретном виде их “вычленить” трудно.

Очень непросто выявить, какие  мотивы являются ведущими в мотивационном  процессе конкретного человека в  конкретных условиях.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим основные теории мотивации.

 

            

 

 

 

                

 

              

 

 

 

 

            

              

 

 

 

2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Систематическое изучение мотивации  с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что  же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в  труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать  прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Разделяют различные теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

Важно понять, что хотя эти  теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело  явно эволюционный, а не революционный  характер. Как отмечалось выше, это  не просто теории, подобные башням из слоновой кости. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих  задач побуждения людей к эффективному труду. Поэтому в каждом случае мы будем кратко указывать область применения данной теории в практике управления.

 

 

 

2.1. Содержательные теории.

 

Содержательные теории основываются на идентификации внутренних потребностей, которые заставляют действовать  людей так, а не иначе. Это работы А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга.

В процессе развития правители  и  управленцы  стали  замечать,  что материальные факторы уже  не  так  сильно  мотивируют  работников.  Изучение потребностей человека привело к появлению  теорий  в  основе  которых  лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не  материальный,  а психологический. Первая такая теория связана с  именем  Элтона  Мэйо  (1880-1945),  американским  социологом,  одним   из   основателей   индустриальной социологии.   Он    выдвинул    доктрину    «человеческих    отношений»    в капиталистическом  производстве,  выделил  противоречия  предпринимателей  и рабочих и обосновал их через личные отношения,  в  улучшении  которых  видел путь к установлению «мира в промышленности».

 Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуальность» (1970).

 Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40- е годы), получившей название «пирамида потребностей» (рис.1)

 

                               

 

 


Потребность

в

самовыражении

Потребность

в уважении

 

Социальные  потребности

 

Потребность в безопасности и уверенности

в будущем

 

 

Физиологические потребности

 

 

Рис. 3. Потребности по Маслоу.

 

         В соответствии с учением Маслоу  человек имеет  множество   различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

- Физиологические   потребности,   необходимые    для    выживания    человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.)

- Потребности  безопасности  и   уверенности   в   будущем   (экзистенциальные потребности).  Человек  стремиться  находиться   в   безопасном   состоянии, защищающем  от  страха,  болезней  и страданий.  Уверенность   в   будущем приобретается  за  счет  гарантийной  занятости,   приобретения   страхового полиса, за счет создания страхового потенциала  путем  получения  достойного образования.

- Потребности принадлежности и причастности (социальные потребности).  Человек стремиться быть членом коллектива, участвовать  в  совместных  мероприятиях. Он ищет внимания к себе, привязанности и поддержки, дружбы, любви.

- Потребности признания и самоутверждения  (престижные  потребности).  Человек испытывает потребность в самоутверждении, признании  его  личных  достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе.

- Потребности  самовыражения  (духовные  потребности).  Человек  стремиться  к наиболее  полному  использованию  своих  знаний,  способностей,   умения   и навыков.  Духовные  потребности  находят  самовыражение  через   творчество, самореализацию личности.[3]

        По теории Маслоу все потребности можно расположить в  виде  строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой находятся  физиологические потребности,  а  на  верхнем   -   потребности   самовыражения.   Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь  требуют удовлетворения  физические  потребности,  а  после  того,  как   они   будут удовлетворены, возникает  необходимость  удовлетворения  потребностей  более высокого уровня. Однако  эта  иерархическая  структура  не  всегда  является жесткой. Маслоу отмечал, что  несмотря  на  то,  что  «иерархические  уровни потребностей могут иметь  фиксированный  порядок,  ...  на  самом  деле  эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали.  Это  правда,  что  для большинства  людей,  с  которыми  мы  работали,  их   основные   потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы  указали.  Однако  был  и ряд исключений. Есть люди,  для  которых,  например,  самоуважение  является более важным, чем любовь».

         С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не  всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о  том,  что по  мере  удовлетворения  потребностей   работников   будет   возрастать   и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что  заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется  широким спектром их потребностей. Но вместе с тем концепция Маслоу вызвала  критику.

Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу тех  или  иных  потребностей,  что потребности по-разному проявляются в зависимости от  положения  работника  в организации,  пола,  возраста,  содержания  работы  и  т.п.  Не  обязательно потребности возрастают  снизу  вверх,  как  это  представлено  в  «пирамиде» Маслоу.

Концепция Маслоу оказала  большое  влияние  на  развитие  теории  и практики современного управления.

Развитие  в  послевоенные  годы  таких  наук,  как   психология   и социология,  а  также  совершенствование  методов   исследования   поставило изучение поведения работника на его рабочем месте  на  научную  основу,  это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. и по  настоящее время).

Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы  потребностей и мотивационного поведения. Если  первичные  потребности  по  своей  природе являются физиологическими и заложены в человеке  генетически,  то  вторичные потребности  по  своей  природе  являются  психологическими   и   осознаются человеком по мере приобретения им опыта. Потребности невозможно измерить,  а об их наличии можно узнать только по поведению людей. Возникшая  потребность служит для человека мотивом к действию.

 Наибольший   интерес   представляют    три    концепции    изучения потребностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации:

- Концепция ERG К.Альдерфера

- Концепция приобретенных потребностей Макклеланда.

- Концепция двух факторов Герцберга.

 Каждая концепция имеет определенное принципиальное отличие.                            

  К концепции К.Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы  потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами  потребностей  «пирамиды» Маслоу. К числу этих потребностей относятся:

- Потребности  существования  (по  Маслоу:   физиологические   потребности   и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности).

- Потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности  и  причастности  - стремление человека иметь  семью,  коллег,  друзей,  врагов,  начальников  и починенных; часть потребностей  признания  и  самоутверждения  -  стремление человека  занимать  определенное  положение  в  окружающем  мире,  а   также потребности, связанные с групповой безопасностью).

- Потребности  роста  (по  Маслоу:  потребности  самовыражения,  а  также   те потребности  группы  признания  и  самоутверждения,   которые   связаны   со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.).

         Между теориями Маслоу  и  Альдерфера  имеется  одно  принципиальное различие,  состоящее  в  том,  что,  по  Маслоу,  человек,   удовлетворивший потребности  нижнего  уровня,   переходит   к   удовлетворению   потребности следующего  уровня  и  т.д.  По  Альдерферу  движение  по   иерархии   может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз  в  том  случае,  если  не удовлетворена  потребность  верхнего  уровня.   Наличие   двух   направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные  возможности в мотивации поведения людей.

         Концепция Дэвида Мак-Клелланда делает основной акцент на  потребности высших уровней, которые он  рассматривает  как  приобретенные  под  влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он  считает,  что  людям  присущи три потребности: власть, успех и причастность. Наличие этих  потребностей  у человека  оказывает   заметное   влияние   на   его   поведение,   заставляя предпринимать серьезные усилия и действия  для  удовлетворения  поставленных целей и задач.

         Лица с высокой мотивацией  властвования могут быть разделены  на  две группы. К первой относятся те, кто стремиться к  власти  ради  властвования. Ко второй группе относятся те, кто  стремиться  к  власти  для  того,  чтобы добиваться решения групповых  задач.  Мак-Клелланд  придавал  особое  значение потребности властвования второго типа.  Поэтому  он  считал,  что,  с  одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой  - давать возможность им удовлетворять ее.

         В  отличие  от  концепции Маслоу  и Альдерфера   потребности   по Мак-Клелланду  не  расположены  иерархически,  хотя  они  оказывают   заметное влияние друг на  друга.  Взаимовлияние  потребностей  следует  принимать  во внимание  при  анализе  мотивации  поступков  человека,  его   поведения   и выработке методов управления человеком.

         Одним из столпов психо-социологического  подхода считается  Фредерик Герцберг. В 1959 году под его руководством были  проведены исследования  по установлению различий в факторах,  которые  ведут  к  удовлетворенности  или неудовлетворенности  работой.  На  основании   ответов   200   инженеров   и бухгалтеров Герцберг сделал вывод о том, что удовлетворение потребностей  не усиливает мотивацию к труду. Им  была  сформулирована  двухфакторная  модель мотивации.

         Герцберг   установил,   что   удовлетворенность   человека   своими действиями  и  неудовлетворенность ими являются  двумя   полюсами,   между которыми  находятся  состояние  и  настроение  человека.  В  зависимости  от мотивирования человека его настроение  меняется,  приближаясь  к  одному  из полюсов.

Информация о работе Процессуальные теории мотивации