Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать процессуальные теории мотивации и ознакомиться с практическим применением методов мотивирования.
Задачи курсовой работы:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивационный процесс»;
- рассмотреть основные теории мотивации;
- проанализировать понятия мотива и компенсации;
- изучить методы мотивирования персонала и их практическое применение.
Введение3
1. Понятие мотивации и мотивационного процесса5
1.1. Понятие мотивации5
1.2. Процесс мотивирования6
2. Теории мотивации10
2.1. Содержательные теории10
2.2. Процессуальные теории16
2.2.1. Теория ожиданий В. Врума16
2.2.1. Теория справедливости Дж. Адамса19
2.2.1. Комплексная теория мотивирования Портера-Лоулера20
3. Мотивация и компенсация24
3.1. Методы мотивирования16
3.2. Практические подходы16
Заключение34
Список использованной литературы37
Л. Портер и Э. Лоулер ввели
три переменные, которые влияют
на размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание
своей роли в процессе труда.
Элементы теории ожидания здесь
проявляются в том, что работник
оценивает вознаграждение в соответствии
с затраченными усилиями и верит
в то, что это вознаграждение
будет адекватно затраченным
им усилиям. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди
имеют собственное суждение по
поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и соответственно
и степень удовлетворения. Отсюда
важный вывод о том, что именно
результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудника, а не
наоборот. Согласно такой теории результативность
должна неукоснительно повышаться.
Портер и Лоулер исходят
из предпосылки, что мотивация (усилие
или энергия) не равна удовлетворенности
или исполнительности. Мотивация, удовлетворенность
и исполнительность представляют собой
отдельные переменные и взаимодействуют
иначе, чем принято считать они
в основном соответствуют параметрам
уравнения Врума. Однако существенным
является указание Портера и Лоулера
на то, что усилие (энергия или
мотивация) непосредственно не приводит
к повышению
Модель (представлена схематично на рисунке 3) представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости.
Рис. 4. Модель Портера – Лоулера.
Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер.
Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия с ценностью вознаграждения.
Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д.
Уже многие годы эта модель в значительной степени подтверждается исследованиями. Например, недавние полевые исследования показали, что уровень усилия и его направленность очень важны при объяснении трудовой деятельности отдельных членов организации. Обширные исследования подтверждают большое значение поощрения во взаимосвязи между выполнением работы и удовлетворенностью. Было сделано конкретное заключение, что взаимозависимость между удовлетворенностью и производительностью сильнее, если вознаграждение связано с исполнительностью, чем в отсутствие такой связи.
Хотя модель Портера—Лоулера более, нежели модель Врума, ориентирована на практическое использование, она все же очень сложна, чтобы ликвидировать существующий отрыв теории от управленческой практики. К чести Портера и Лоулера надо отметить, что они вполне отдавали себе отчет в необходимости внедрения своей теории и результатов исследований в практику. Они рекомендуют практикующим менеджерам идти дальше традиционной оценки отношения к работе и стараться оценивать такие переменные, как ценность возможного поощрения, восприятие связей между усилиями и вознаграждением, а также восприятие ролей. Эти переменные, безусловно, помогут менеджерам лучше понять, что определяет усилия и продуктивность. Уделяя особое внимание тому, что следует за выполнением работы, Портер и Лоулер рекомендуют организациям проводить критическую переоценку своей политики вознаграждения. Они подчеркивают, что менеджмент должен сконцентрировать усилия, чтобы оценить, насколько уровень удовлетворенности соответствует уровню выполнения работы. Эти рекомендации были подтверждены научными исследованиями. Однако и последние исследования, и глубокий анализ по-прежнему указывают на комплексное воздействие когнитивного процесса на вознаграждение и другие результаты деятельности организаций.
Модель Портера и Лоулера,
без сомнения, внесла большой вклад
в повышение уровня понимания
процесса мотивации трудовой деятельности
и взаимоотношений между
1. Сомнения относительно способностей, навыков или знаний.
2. Физическая или практическая возможность выполнения работы.
3. Зависимость данной работы от других людей или видов деятельности.
4. Неопределенность требований к этой работе.
Кроме того, для завершающей
стадии (взаимосвязь между
1. Определить, какого рода поощрение больше всего ценит каждый из работников.
2. Определить желаемый уровень выполнения работы.
3. Сделать этот желаемый уровень достижимым.
4. Связать ценимое людьми вознаграждение с выполнением работы.
Последний из перечисленных выше пунктов нашел отражение в системах компенсации менеджмента во многих крупных компаниях, как это описано во фрагменте “Комплексное управление качеством в действии: Увязка вознаграждения менеджера с работой его подразделения”. [4]
В последние годы появились теории справедливости и атрибуции, привлекшие к себе внимание многих исследователей. Хотя и некоторые авторы учебных пособий выделяют нижеприведенные теории в отдельную категорию “современных теорий мотивации”, по своей сути данные теории необходимо относить к процессуальному подходу к мотивации трудовой деятельности.[6]
3. МОТИВАЦИЯ И КОМПЕНСАЦИЯ
Часто, ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда, практики-менеджеры употребляют термины «мотивация» и «стимулирование», как близкие по значению синонимы. Считается, что разница между ними незначительна, а нюансы пусть «ловят» теоретики – у них больше свободного времени на терминологические изыски. Это в корне неверная и очень губительная, для современных менеджеров-практиков, традиция. В таком понимании зачастую и коренятся основные причины многих недоразумений в управлении персоналом.
Попробуем внести ясность в первую очередь по различию «стимула» и «мотива». Приведем три определения стимула.
Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) – внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина. [18]
Стимул - физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).[13]
Стимул, -а, м. (книжн.). Побудительная причина, толчок (в 1 знач.); заинтересованность в совершении чего-н. С. для развития. [11]
Из данных определений
видно, что стимул это нечто внешнее
по отношению к человеку. Во-вторых,
стимулу свойственна
Стимулы используются
людьми очень давно. В древнем
Риме «стимулами» назывались
шесты, используемые возницами
для управления лошадьми, запряженными
в колесницы. В настоящее
Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, моральное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников.
Мотивация – более широкое понятие, которое можно рассматривать в двух аспектах:
Теперь о «мотиве». Мотив внутри человека. Другими словами, мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Итак, мотивообразование базируется на потребностной системе человека, другими словами, проистекает изнутри.
Таким образом, стимулирование
– это процесс воздействия
на человека посредством потребностно-
Мотивация (как процесс) –
есть процесс эмоционально-
В роли инструментов, вызывающих появление определенных мотивов, выступают стимулы, в качестве которых могут быть использованы:
- отдельные предметы;
- действия других людей;
- обещания;
- носители обязательств и возможностей;
- предоставляемые возможности и др.
Стимулы – это то, что
предложено человеку в качестве компенсации
за его деятельность или что он
желал бы получить в результате определенных
действий. При этом реакция человека
на стимулы может быть как сознательной,
так и неосознанной, а на отдельные
стимулы его реакция даже может
не поддаваться сознательному
Несмотря на то, что стимулирование имеет различные формы, в практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование, так как роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
В то же время очень важно
учитывать конкретные обстоятельства,
при которых осуществляется материальное
стимулирование. Необходимо избегать
преувеличения его
Принципиальное отличие стимулирования от мотивирования состоит в том, что стимулирование – это лишь одно из средств, с помощью которых может осуществляться мотивирование. Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средства управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что, используя воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей, можно добиться того, что члены организации сами проявят заинтересованное участие в делах организации, осуществляя действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
На стратегическом уровне по введенным критериям можно выделить три типа кадровой политики в управлении заинтересованностью персонала в своем труде:
1. Преобладание системы
стимулирующих воздействий на
персонал организации. В этом
случае организация делает
2. Преобладание системы
мотивационного управления
3. Гармоничное сочетание
комплекса стимулирующих