Процессуальные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать процессуальные теории мотивации и ознакомиться с практическим применением методов мотивирования.
Задачи курсовой работы:
- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивационный процесс»;
- рассмотреть основные теории мотивации;
- проанализировать понятия мотива и компенсации;
- изучить методы мотивирования персонала и их практическое применение.

Содержание работы

Введение3
1. Понятие мотивации и мотивационного процесса5
1.1. Понятие мотивации5
1.2. Процесс мотивирования6
2. Теории мотивации10
2.1. Содержательные теории10
2.2. Процессуальные теории16
2.2.1. Теория ожиданий В. Врума16
2.2.1. Теория справедливости Дж. Адамса19
2.2.1. Комплексная теория мотивирования Портера-Лоулера20
3. Мотивация и компенсация24
3.1. Методы мотивирования16
3.2. Практические подходы16
Заключение34
Список использованной литературы37

Файлы: 1 файл

Курсоваяяя.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

9. Управление изменениями.  Принять политику – это одно, а совсем другое – применить  её. Если немотивируемость уже  укрепилась, потребуется пересмотреть  весь стиль управления в организации.  Один из самых естественных  инстинктов человека – сопротивляться  переменам, даже если они могут  приводить к улучшению. Так  что от способа, которым будут  внедряться изменения, будет очень  сильно зависеть их успех или провал.

10. Понять  предпочтения  в обучении.  Перемены немыслимы  без обучения. Питер Хани и  Алан Мамфорд  в своей Инструкции  по Изучению Стилей (1992) определили  четыре основных стилей обучения:

- активисты: любят принимать  участие во всем новом. Не  любят оглядываться назад, наблюдать  и быть беспристрастными;

- теоретики: любят порассуждать  теоретически. Не любят заниматься  чем-то, не имея на то четких  целей и причин;

- мыслители: любят посидеть  и всё обдумать. Не любят, когда  на них оказывают давление  в принятии решений; 

- прагматики: им нужно  видеть связь между темой и  выполняемой работой. Лучше всего  они усваивают то, что могут  опробовать на практике.

По мере того, как каждый учится разным стилям и подходам, люди будут всё лучше воспринимать мотивы и предложения для достижения общей цели.

11. Обеспечение обратной  связи. Обратная связь – один  из наиболее важных элементов  в цикле мотивации. Не нужно  заставлять людей ждать вестей  о том, насколько успешны их  предложения и разработки. Аккуратно  и тактично комментировать события,  не забывая о том, какие следующие  шаги к достижению целей придется  сделать.

Не существует единых методов  мотивации персонала, эффективных  во все времена и при любых  обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан  на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или  желает следовать фирма.

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проблема мотивации персонала  довольно широко рассматривается сегодня  в научной и публицистической литературе. Сложность практической организации системы мотивации  персонала определяется слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства.

Мотивация является одним  из основных факторов, определяющих эффективность  трудовой деятельности.

Мотивы играют важную роль в трудовой деятельности человека. Без них трудовая деятельность вообще не может осуществляться целесообразно. Но мотивы бывают разные и могут  воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность человека.

Практическая функция  мотивации состоит в подборе  различных способов и методов  эффективного воздействия на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных  установок работников и их профессионального  и личностного потенциала.

В работе были рассмотрены  понятия мотивации и мотивационного процесса.

Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и  направленности действий человека в  конкретной ситуации.

Мотивационный процесс представляет собой процесс воздействия на человека для побуждения его к  конкретным действиям посредством  побуждения в нем определенных мотивов.

Элементарная модель процесса состоит из: потребностей (желаний, стремлений к определенным результатам); целенаправленного поведения и  удовлетворения потребностей.

Сам процесс состоит из пяти последовательных этапов: возникновение  потребностей; поиск путей обеспечения  потребности; определение целей (направлений) действия; реализация действия; получение  вознаграждения за реализацию действия.

Очень непросто выявить, какие  мотивы являются ведущими в мотивационном  процессе конкретного человека в  конкретных условиях. Изучив основные теории мотивации (содержательные и процессуальные), мы выявили основные особенности каждой теории а также подробно остановились на процессуальных.

Содержательные теории основываются на идентификации внутренних потребностей, которые заставляют действовать  людей так, а не иначе. Это работы А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга.

Основная концепция  процессуальных теорий заключается  в  том,  что  наряду  с  учетом  потребностей  необходимо принимать во внимание то, как человек  распределяет  усилия  для  достижения различных целей  и какой вид поведения он выбирает.

К наиболее популярным процессуальным теориям можно отнести: теорию ожидания Виктора Врума; теорию справедливости С. Адамса; комплексную теорию Портера-Лоулера.

В соответствии с теорией  ожидания мотивация рассматривается  как функция трех видов ожиданий: ожидаемого результата работы; ожидаемого вознаграждения от этого результата; ожидаемой ценности вознаграждения.

Теория справедливости исходит  из того, что человек субъективно  оценивает результаты труда и  полученное вознаграждение, сравнивая  их с результатами и вознаграждением  других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные  усилия.

Модель мотивации Портера-Лоулера  рассматривает мотивацию как  функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками  вознаграждения (справедливое-несправедливое), степень удовлетворения.

Модель Портера и Лоулера, без сомнения, внесла большой вклад  в повышение уровня понимания  процесса мотивации трудовой деятельности и взаимоотношений между выполнением  работы и удовлетворенностью, но пока еще не оказала сильного влияния  на реальную практику управления человеческими  ресурсами. Тем не менее, модели ожидания содержат некоторые рекомендации, которым  могут следовать менеджеры по работе с персоналом. В том числе  было высказано предположение, что  на первом этапе (взаимосвязь между  мотивацией и выполнением работы) необходимо преодолеть определенные барьеры, а для завершающей стадии (взаимосвязь  между выполнением работы и удовлетворенностью) даются некоторые рекомендации, которые  помогают применению на практике сложных  для понимания процессуальных теорий.

В третьей главе мы разграничили такие понятия как мотивация  и стимулирование, нашли точки  соприкосновения и выявили три  пути соотношения этих стратегий  в управлении организацией.

Итак, принципиальное отличие  стимулирования от мотивирования состоит  в том, что стимулирование – это  лишь одно из средств, с помощью которых  может осуществляться мотивирование. Чем выше уровень развития отношений  в организации, тем реже в качестве средства управления людьми применяется  стимулирование. Это связано с  тем, что, используя воспитание и  обучение как один из методов мотивирования  людей, можно добиться того, что члены  организации сами проявят заинтересованное участие в делах организации, осуществляя действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

На стратегическом уровне по введенным критериям можно  выделить три типа кадровой политики в управлении заинтересованностью  персонала в своем труде:

1. Преобладание системы  стимулирующих воздействий на  персонал организации. 

2. Преобладание системы  мотивационного управления персоналом  организации. 

3. Сочетание комплекса  стимулирующих воздействий и  мотивационного управления персоналом. Этот подход можно считать  наиболее предпочтетелен.

В данной курсовой рассмотрено 2 классификации методов мотивирования: классическую и современного менеджмента.

Классическая включает: - материальное поощрение; - организационные  методы; - морально-психологические.

В современном менеджменте  применяются иные группировки методов  мотивирования:

1.Экономические мотивы  всех типов 

2.Управление по целям. 

3.Обогащение труда. 

4.Концепция партисипативного  управления (система участия).

Обе классификации работают и сегодня.

Также в работе представлены практические советы успешного мотивирования  персонала. Мотивация труда (деятельности) работника всегда сопряжена с  компенсацией труда, то есть с общей  системой вознаграждений. Существует большое число факторов и способов воздействия на мотивацию труда  человека.

Исследовав тему данной курсовой, можно прийти к выводу о том, что  истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно  сложны. Но, изучив основы теории и овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации и тем самым повысит прибыльность предприятия.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. «Организационное поведение». М.: «Экономика», 2004. – стр. 157.
  2. Герчикова И.Н. «Менеджмент». М.: «Юнити», 2005.
  3. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – стр. 294.
  4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. “Организационное поведение”. М.,  “Инфра-М”, 2001. стр. 100
  5. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  6. Лютенс Ф. “Организационное поведение”. М., “Инфра-М”, 1999. стр. 182
  7. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004. – 395 с. – (серия «Учебник для вузов»).
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.: -  М.: «Дело», 1997 – 702 с.
  9. Молл. Е.Г. “Менеджмент: организационное поведение”. М., “Финансы и статистика”, 2000, стр. 44
  10. Основы менеджмента: Учебник  / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001.
  11. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.— 2-изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 2004.- стр. 452
  12. Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. «Основы теории управления». М.: «Финансы и статистика», 2003. – стр.305.
  13. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – стр. 531
  14. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Высшее образование»).
  15. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  16. Сергеев А.М. «Организационное поведение». М.: «Академия», 2008.
  17. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с.
  18. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. – М.– ЮНВЕС.- 2001

 


Информация о работе Процессуальные теории мотивации