Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:52, курсовая работа
На практике разрешение конфликтных ситуаций возможно путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (поиск компромисса, сотрудничество, уступки).
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ. 2
1.1 Понятие конфликта. 2
1.2 Причины возникновения конфликтов. 2
1.3 Процедуры предупреждения конфликтов, их влияния на поведение людей в организации. 2
2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «РусИнКо». 2
2.1 Общая характеристика компании ООО «РусИнКо». 2
2.2 Анализ численности и структуры персонала ООО «РусИнКо». 2
2.3 Анализ конфликтных ситуаций в компании ООО «РусИнКо», их влияние на поведение перонала. 2
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ООО «РусИнКо» 2
3.1 Методический подход к предотвращению конфликтов в ООО «РусИнКо». 2
3.2 Оценка эффективности от внедрения предложенных мероприятий. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
3. Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Важны поддержка, содействие, порицание, в зависимости от ситуации.
4. Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки, но является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение руководство ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
5. Развитие системы стимулирования в соответствии с потребностями работников. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение поддерживаемая руководством организационная культура, в то же время учитывая потребности и интересы сотрудников.
6. Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации. В этих целях руководству ООО «РусИнКо» можно рекомендовать регулярно подводить итоги работы менеджеров компании и награждать лучших работников; поздравлять сотрудников на уровне руководства с днем рождения, особенно отмечая юбиляров; совместно отмечать особо значимые даты.
7. Внедрение корпоративной символики. Внедрение корпоративной символики (в оформлении предприятия, транспортных средств) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за нее, ООО «РусИнКо» рекомендуется разработать специфичную и узнаваемую символику компании, разместить символы на блокнотах, визитках, в наружной рекламе.
Если конфликт всё же возник как между администрацией и работниками, так и между сотрудниками ООО «РусИнКо», то руководству для того, чтобы оценить степень остроты конфликта, необходимо учитывать, что конфликт тем острее, чем:
1. больше группы вовлечены в конфликт эмоционально;
2. выше эмоциональный накал;
3. больше «сгруппированы» конфликтующие стороны;
4. выше сплоченность участвующих в конфликте групп;
5. выше согласие внутри участвующих в конфликте групп;
6. меньше изолированы конфликтующие группы друг от друга;
7. меньше конфликт служит средством достижения цели и больше становиться самоцелью;
8. больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов.
Исходя из оценки причины, содержания и степени остроты конфликта, руководству ООО «РусИнКо» можно порекомендовать применять для управления конфликтом следующие методы:
1. Уход от конфликта. Такой метод целесообразно применять в ООО «РусИнКо» в случаях:
- банальности проблемы, лежащей в основе конфликта, и невысокой степени его остроты (например, невымытая чашка на рабочем столе сотрудника и т.д.);
- наличия более важных проблем, требующих своего решения (например, назначенная у генерального директора встреча с важным региональным клиентом и намечающаяся в результате этого крупная сделка);
- необходимости охлаждения разгоревшихся страстей;
- потребности выбирать время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения;
- подключения других сил для разрешения конфликта (например, вышестоящего руководителя);
- если время надвигающегося конфликта неудачно(например, приближающееся время общего собрания и др.);
Этот метод не следует применять в случаях:
- важности проблемы, лежащей в основе конфликтов;
- наличия перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта;
Преимущество этого метода состоит в том, что решение здесь принимается быстро.
2. Метод бездействия. Его можно отнести к разновидности вышеуказанного метода «ухода от конфликта». В этом случае события развиваются стихийно, разрешение конфликта отдается на откуп времени. Управленческие воздействия со стороны руководства могут не предприниматься. Этот метод оправдан в условиях полной неопределенности, невозможности предвидеть варианты развития событий, когда последствия непредсказуемы.
3. Метод уступок или приспособлений. В этом случае администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод можно использовать в следующих случаях:
- когда администрация обнаруживает свою неправоту (например, сотрудника посчитали отсутствующим на рабочем месте, когда он отошел с клиентом для более конфиденциального разговора и т.д.);
- когда предмет столкновения более важен для сотрудника, а не для администрации (например, сотруднику срочно требуется позвонить по телефону или уехать к заболевшему родственнику);
- когда необходима минимизация потерь для фирмы (например, согласиться с требованием сотрудника, предотвращая возможное выяснение с ним отношений в суде и т.д.);
- когда гармония и стабильность особенно важны (например, посещение фирмы крупными региональными клиентами, партнерами из-за рубежа, сложное финансовое положение фирмы и т.д.).
4. Метод «сглаживания». В связи с тем, что трудовой процесс в ООО «РусИнКо» ориентирован не только на индивидуальные, но и на коллективные методы, то данный подход, основанный на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны по сравнению с общим успехом фирмы, может быть вполне применим руководством ООО «РусИнКо». Здесь используется способ подчеркивания значимости общих интересов и преуменьшения индивидуальных: «Мы одна, дружно действующая команда, и не следует раскачивать лодку».
В таких случаях индивидуальная проблема психологически может отойти на второй план.
5. Метод «скрытых действий» может использоваться тогда, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения администрации, в скрытых средствах его регулирования. Этот метод можно применять в ООО «РусИнКо» при:
- стечении экономических, социальных, психологических обстоятельств (например, если в фирме сложное финансово-экономическое положение, а сотрудник чрезвычайно скандальный и может испортить репутацию фирмы в средствах массовой информации и т.д.);
- отсутствии желания иметь дело с открытым конфликтом (например, в случае конфликта между исполнительным директором и коммерческим или генеральным директором и главным бухгалтером, между членами администрации ООО «РусИнКо», между руководством и неформальным лидером и др.);
- повышенном риске или возникновении дополнительных издержек (судебных при увольнении сотрудника и пр.).
В этих случаях в зависимости от ситуации можно порекомендовать
использовать метод неформальных бесед; запланированное создание определенной ситуации, способствующей разрешению конфликта и др.
6. Метод «быстрого решения», когда за основу принимается требование одной из конфликтующих сторон либо, если есть такая возможность,
требования обеих сторон. Этот метод может применяться в случаях:
- дефицита времени для принятия решения (например, отъезд генерального директора в командировку и др.);
- быстрого изменения одной из сторон своей позиции под влиянием аргументации другой или в связи с получением новой информации;
- если содержание конфликта не является остро противостоящим интересам сторон и не требует тщательно выработанных и согласованных решений;
- если стороны не желают участвовать в поиске более лучших решений;
- понимания, что подобное «скорое» решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями развития конфликта (например, сотрудник ООО «РусИнКо» понимает, что в противном случае его уволят либо администрация понимает, что сотрудник не позволит себя безнаказанно уволить и будет действовать способами, противоречащими интересам фирме, др.).
7. Метод «компромисса», при котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и достигают определенного соглашения в ходе непосредственных переговоров, может применяться в ООО «РусИнКо» в следующих случаях, если:
- цели конфликта достаточно важны, но не стоят больших усилий;
- конфликтующие стороны с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели (например, Зав.складом и главный бухгалтер и др.);
- имеется возможность достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
- имеются условия для достижения целесообразных решений в условиях дефицита времени;
- имеется выход из конфликта в условиях, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
- стороны не имеют достаточно времени для ведения переговоров;
- ресурсы, в том числе информационные, ограничены.
Достоинствами этого метода разрешения конфликта являются:
- выявление спорных вопросов для обеих сторон;
- подчеркивание взаимных интересов;
- использование «объектного» критерия в ходе переговоров;
- ведение переговоров без оскорбления достоинства обеих сторон;
- разработка решений, относительно устраивающих обе стороны.
8. Метод «сотрудничества» может применяться в ООО «РусИнКо», когда обе стороны готовы действовать совместно в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. Это могут быть случаи:
- когда проблемы для обеих сторон очень важны;
- при необходимости выработки решения на основе консенсуса;
- если имеется достаточно времени для поиска альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Основное достоинство этого метода в том, что он дает выигрыш обеим конфликтующим сторонам.
9. Метод «силы» рекомендуется применять в ООО «РусИнКо» крайне редко и только в исключительной ситуации, поскольку он связан со стремлением навязать свое решение другой конфликтующей стороне, что может вызвать ее ответное сопротивление. Этот метод целесообразно применять в следующих ситуациях:
- необходимы быстрые действия (например, при чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельствах, при срочных заказах на оптовую поставку и др.);
- вынужденное принятие непопулярных решений (снижение заработной платы при экономических проблемах фирмы, введение дисциплинарных ограничений и т.п.);
- наличие жизненно важной для организации ситуации;
- при осознании администрацией своей правоты;
- необходимо принятие мер против сотрудников с деструктивным
типом поведения.
Применение указанных методов может повысить эффективность управления конфликтами в ООО «РусИнКо» со стороны администрации.
Таким образом, в качестве основных направлений предупреждения и разрешения конфликтов между сотрудниками и администрацией фирмы предлагаются следующие:
- формирование позитивной организационной культуры и социальных условий;
- принятие компетентных управленческих решений;
- отработка внутренних документов, регламентирующих права, обязанности, ответственность, систему санкций и поощрений работников;
- внедрение Положения о внутреннем распорядке работы компании с определением основных правил деятельности сотрудников;
- освоение эффективных методов разрешения конфликтов.
Внедрение предложенных рекомендаций позволит ООО «РусИнКо» не допустить или наилучшим образом разрешить конфликтные ситуации между администрацией и сотрудниками, тем самым повышая эффективность
Предложенные мероприятия по разрешению конфликтов являются одним из наиболее действующих методов управления конфликтами в организации ООО «РусИнКо». С помощью применения данных методов разрешения конфликтов в организации вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, проводится сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, который включает сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ конкретных потребителей и оценка последними качества выпускаемых товаров, проводится оценка финансово - хозяйственной деятельности предприятия, его финансовой устойчивости на рынке.
Разработанный методический инструментарий позволяет изучить внутреннюю и внешнюю среду фирмы, оценить результаты деятельности всего предприятия, его структурных подразделений, отдельных работников.
Роль анализа методов разрешения конфликтов в организации как средства управления коммерческим предприятием с каждым годом возрастает. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производительности труда. Во-вторых, снижению текучести кадров в организации. И, в-третьих, увеличению прибыли предприятия.
Повышение эффективности производительности труда и снижение текучести кадров происходит за счет снижения конфликтности в организации. Очень важное значение здесь имеет социально - психологический климат, психологически положительный настрой в коллективе. Когда команда смотрит в одну сторону, имеет единую цель, старается добиваться этой цели, тогда в коллективе не происходят конфликты и разногласия на личной почве. Вот тогда есть сплоченность коллектива и цель предприятия: максимизация продаж и максимизация прибыли предприятия.
Информация о работе Продуктивные конфликты и их роль в управлении организационным поведением