Продуктивные конфликты и их роль в управлении организационным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

На практике разрешение конфликтных ситуаций возможно путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (поиск компромисса, сотрудничество, уступки).
Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ. 2
1.1 Понятие конфликта. 2
1.2 Причины возникновения конфликтов. 2
1.3 Процедуры предупреждения конфликтов, их влияния на поведение людей в организации. 2
2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «РусИнКо». 2
2.1 Общая характеристика компании ООО «РусИнКо». 2
2.2 Анализ численности и структуры персонала ООО «РусИнКо». 2
2.3 Анализ конфликтных ситуаций в компании ООО «РусИнКо», их влияние на поведение перонала. 2
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ООО «РусИнКо» 2
3.1 Методический подход к предотвращению конфликтов в ООО «РусИнКо». 2
3.2 Оценка эффективности от внедрения предложенных мероприятий. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Организационное поведение.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

3.      Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Важны поддержка, содействие, порицание, в зависимости от ситуации.

4.      Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки, но является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение руководство ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.

5.      Развитие системы стимулирования в соответствии с потребностями работников. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение поддерживаемая руководством организационная культура, в то же время учитывая потребности и интересы сотрудников.

6.      Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации. В этих целях руководству ООО «РусИнКо» можно рекомендовать регулярно подводить итоги работы менеджеров компании и награждать лучших работников; поздравлять сотрудников на уровне руководства с днем рождения, особенно отмечая юбиляров; совместно отмечать особо значимые даты.

7.      Внедрение корпоративной символики. Внедрение корпоративной символики (в оформлении предприятия, транспортных средств) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за нее, ООО «РусИнКо» рекомендуется разработать специфичную и узнаваемую символику компании, разместить символы на блокнотах, визитках, в наружной рекламе.

Если конфликт всё же возник как между администрацией и работниками, так и между сотрудниками ООО «РусИнКо», то руководству для того, чтобы оценить степень остроты конфликта, необходимо учитывать, что конфликт тем острее, чем:

1.      больше группы вовлечены в конфликт эмоционально;

2.      выше эмоциональный накал;

3.      больше «сгруппированы» конфликтующие стороны;

4.      выше сплоченность участвующих в конфликте групп;

5.      выше согласие внутри участвующих в конфликте групп;

6.      меньше изолированы конфликтующие группы друг от друга;

7.      меньше конфликт служит средством достижения цели и больше становиться самоцелью;

8.      больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов.

Исходя из оценки причины, содержания и степени остроты конфликта, руководству ООО «РусИнКо» можно порекомендовать применять для управления конфликтом следующие методы:

1.  Уход от конфликта. Такой метод целесообразно применять в ООО «РусИнКо» в случаях:

-  банальности проблемы, лежащей в основе конфликта, и невысокой степени его остроты (например, невымытая чашка на рабочем столе сотрудника и т.д.);

-  наличия более важных проблем, требующих своего решения (например, назначенная у генерального директора встреча с важным региональным клиентом и намечающаяся в результате этого крупная сделка);

-  необходимости охлаждения разгоревшихся страстей;

-  потребности выбирать время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения;

-  подключения других сил для разрешения конфликта (например, вышестоящего руководителя);

-  если время надвигающегося конфликта неудачно(например, приближающееся время общего собрания и др.);

Этот метод не следует применять в случаях:

-  важности проблемы, лежащей в основе конфликтов;

-  наличия перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта;

Преимущество этого метода состоит в том, что решение здесь принимается быстро.

2. Метод бездействия. Его можно отнести к разновидности вышеуказанного метода «ухода от конфликта». В этом случае события развиваются стихийно, разрешение конфликта отдается на откуп времени. Управленческие воздействия со стороны руководства могут не предприниматься. Этот метод оправдан в условиях полной неопределенности, невозможности предвидеть варианты развития событий, когда последствия непредсказуемы.

3. Метод уступок или приспособлений. В этом случае администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод можно использовать в следующих случаях:

-  когда администрация обнаруживает свою неправоту (например, сотрудника посчитали отсутствующим на рабочем месте, когда он отошел с клиентом для более конфиденциального разговора и т.д.);

-  когда предмет столкновения более важен для сотрудника, а не для администрации (например, сотруднику срочно требуется позвонить по телефону или уехать к заболевшему родственнику);

-  когда необходима минимизация потерь для фирмы (например, согласиться с требованием сотрудника, предотвращая возможное выяснение с ним отношений в суде и т.д.);

-  когда гармония и стабильность особенно важны (например, посещение фирмы крупными региональными клиентами, партнерами из-за рубежа, сложное финансовое положение фирмы и т.д.).

4. Метод «сглаживания». В связи с тем, что трудовой процесс в ООО «РусИнКо» ориентирован не только на индивидуальные, но и на коллективные методы, то данный подход, основанный на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны по сравнению с общим успехом фирмы, может быть вполне применим руководством ООО «РусИнКо». Здесь используется способ подчеркивания значимости общих интересов и преуменьшения индивидуальных: «Мы одна, дружно действующая команда, и не следует раскачивать лодку».

В таких случаях индивидуальная проблема психологически может отойти на второй план.

5. Метод «скрытых действий» может использоваться тогда, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения администрации, в скрытых средствах его регулирования. Этот метод можно применять в ООО «РусИнКо» при:

-  стечении экономических, социальных, психологических обстоятельств (например, если в фирме сложное финансово-экономическое положение, а сотрудник чрезвычайно скандальный и может испортить репутацию фирмы в средствах массовой информации и т.д.);

-  отсутствии желания иметь дело с открытым конфликтом (например, в случае конфликта между исполнительным директором и коммерческим или генеральным директором и главным бухгалтером, между членами администрации ООО «РусИнКо», между руководством и неформальным лидером и др.);

-  повышенном риске или возникновении дополнительных издержек (судебных при увольнении сотрудника и пр.).

В этих случаях в зависимости от ситуации можно порекомендовать

использовать метод неформальных бесед; запланированное создание определенной ситуации, способствующей разрешению конфликта и др.

6. Метод «быстрого решения», когда за основу принимается требование одной из конфликтующих сторон либо, если есть такая возможность,

требования обеих сторон. Этот метод может применяться в случаях:

-  дефицита времени для принятия решения (например, отъезд генерального директора в командировку и др.);

-  быстрого изменения одной из сторон своей позиции под влиянием аргументации другой или в связи с получением новой информации;

-  если содержание конфликта не является остро противостоящим интересам сторон и не требует тщательно выработанных и согласованных решений;

-  если стороны не желают участвовать в поиске более лучших решений;

-  понимания, что подобное «скорое» решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями развития конфликта (например, сотрудник ООО «РусИнКо» понимает, что в противном случае его уволят либо администрация понимает, что сотрудник не позволит себя безнаказанно уволить и будет действовать способами, противоречащими интересам фирме, др.).

7. Метод «компромисса», при котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и достигают определенного соглашения в ходе непосредственных переговоров, может применяться в ООО «РусИнКо» в следующих случаях, если:

-  цели конфликта достаточно важны, но не стоят больших усилий;

-  конфликтующие стороны с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели (например, Зав.складом и главный бухгалтер и др.);

-  имеется возможность достижения временных соглашений по комплексным проблемам;

-  имеются условия для достижения целесообразных решений в условиях дефицита времени;

-  имеется выход из конфликта в условиях, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;

-  стороны не имеют достаточно времени для ведения переговоров;

-  ресурсы, в том числе информационные, ограничены.

Достоинствами этого метода разрешения конфликта являются:

-  выявление спорных вопросов для обеих сторон;

-  подчеркивание взаимных интересов;

-  использование «объектного» критерия в ходе переговоров;

-  ведение переговоров без оскорбления достоинства обеих сторон;

-  разработка решений, относительно устраивающих обе стороны.

8. Метод «сотрудничества» может применяться в ООО «РусИнКо», когда обе стороны готовы действовать совместно в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации. Это могут быть случаи:

-  когда проблемы для обеих сторон очень важны;

-  при необходимости выработки решения на основе консенсуса;

-  если имеется достаточно времени для поиска альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Основное достоинство этого метода в том, что он дает выигрыш обеим конфликтующим сторонам.

9. Метод «силы» рекомендуется применять в ООО «РусИнКо» крайне редко и только в исключительной ситуации, поскольку он связан со стремлением навязать свое решение другой конфликтующей стороне, что может вызвать ее ответное сопротивление. Этот метод целесообразно применять в следующих ситуациях:

-  необходимы быстрые действия (например, при чрезвычайных, форс-мажорных обстоятельствах, при срочных заказах на оптовую поставку и др.);

-  вынужденное принятие непопулярных решений (снижение заработной платы при экономических проблемах фирмы, введение дисциплинарных ограничений и т.п.);

-  наличие жизненно важной для организации ситуации;

-  при осознании администрацией своей правоты;

-  необходимо принятие мер против сотрудников с деструктивным

 типом поведения.

Применение указанных методов может повысить эффективность управления конфликтами в ООО «РусИнКо» со стороны администрации.

Таким образом, в качестве основных направлений предупреждения и разрешения конфликтов между сотрудниками и администрацией фирмы предлагаются следующие:

-  формирование позитивной организационной культуры и социальных условий;

-  принятие компетентных управленческих решений;

-  отработка внутренних документов, регламентирующих права, обязанности, ответственность, систему санкций и поощрений работников;

-  внедрение Положения о внутреннем распорядке работы компании с определением основных правил деятельности сотрудников;

-  освоение эффективных методов разрешения конфликтов.

Внедрение предложенных рекомендаций позволит ООО «РусИнКо» не допустить или наилучшим образом разрешить конфликтные ситуации между администрацией и сотрудниками, тем самым повышая эффективность

3.2     Оценка эффективности от внедрения предложенных мероприятий.

 

Предложенные мероприятия по разрешению конфликтов являются одним из наиболее действующих методов управления конфликтами в организации ООО «РусИнКо». С помощью применения данных методов разрешения конфликтов в организации вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, проводится сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, который включает сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ конкретных потребителей и оценка последними качества выпускаемых товаров, проводится оценка финансово - хозяйственной деятельности предприятия, его финансовой устойчивости на рынке.

Разработанный методический инструментарий позволяет изучить внутреннюю и внешнюю среду фирмы, оценить результаты деятельности всего предприятия, его структурных подразделений, отдельных работников.

Роль анализа методов разрешения конфликтов в организации как средства управления коммерческим предприятием с каждым годом возрастает. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производительности труда. Во-вторых, снижению текучести кадров в организации. И, в-третьих, увеличению прибыли предприятия.

Повышение эффективности производительности труда и снижение текучести кадров происходит за счет снижения конфликтности в организации. Очень важное значение здесь имеет социально - психологический климат, психологически положительный настрой в коллективе. Когда команда смотрит в одну сторону, имеет единую цель, старается добиваться этой цели, тогда в коллективе не происходят конфликты и разногласия на личной почве. Вот тогда есть сплоченность коллектива и цель предприятия: максимизация продаж и максимизация прибыли предприятия.

Информация о работе Продуктивные конфликты и их роль в управлении организационным поведением