Проектирование работы в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Организация не может существовать без структуры, то есть связей, которые соединяют людей по работе. В любой даже самой крупной организации есть свое начало, первые, созданные для реализации общей цели рабочие места соединяются, как это ни странно, через разделение труда. В этом случае информация в процессе выполнения рабты от одного исполнителя начинает поступать к другому, и в результате привлеченные ресурсы после их преобразования исполнителями превращаются в продукт для потребления. Структура, таким образом, закладывает основы «жесткости» и устойчивости организации по мере ее роста. При этом существует много полезных и эффективных подходов как к проектированию самой работы, так и по «связыванию» созданных участков работ в структуру. Это позволяет создавать очень разные организационные структуры, способные адаптироваться к внешней среде и позволяющие организациям расти до очень больших размеров.
Сегодня практика менеджмента выработала много типов организаций и их стуктур от традиционных до виртуальных. Организации все более стремятся к органичности в своем построении, все более и более используют предпринимательские, сетевые, горизонтальные и партисипативные структуры.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
1.Проектирование работы ………………………………..……...…..… 4
1.1 Концепция проектирования работы ……………………........…. 4
1.2 Анализ работы ………………………………..……………....….. 5
1.3 Параметры работы …………………………………….……....… 8
1.4 Восприятие работы ……………………………………….….…. 10
1.5 Технология и проектирование работы ………….…………….. 12
2. Модели проектирования работы ………………………………..… 14
2.1 Построение работы ………………………………………….….. 15
2.2 Расширение масштаба работы ……………………………....… 16
2.3 Ротация работы …………………………………………………. 17
2.4 Обогащение работы ………………….………………………… 17
2.5 Модель социотехнической системы ………………..…………. 23
3. Проектирование работы на примере Санкт-Петербургского
филиала ОАО «Севзапэлектросетьстрой»
«Механизированная колонна № 53»………………………………… 25
Заключение …………..............................................................……… 30
Литература …………………………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

курсовик МО.docx

— 59.04 Кб (Скачать файл)

        Исторически  анализ работы начался на фабрике.  Промышленная революция и последующая  индустриализация способствовали  процессу роста предприятий, на  которых люди выполняли сотни  различных специализированных работ.  Ранние попытки анализа работы  последовали за идеей объективного  анализа фактов и данных, собираемых  на месте работы, для определения  единственно лучшего пути проектирования  работы, выдвинутой на рубеже  двадцатого столетия основателями  научного управления. На основе  концепции «научного» управления, основоположником которого является  Ф.Тейлор, было разработано много  методов анализа и улучшения  работы. Некоторые из них используются  до сих пор. Методы изучения  движений и расходуемого на  них времени, упрощения работы  и стандартизации составляют  сердцевину анализа работы на  фабрике и других производственных  предприятиях. Несмотря на то, что  механический подход к анализу  работы получил широкое распространение  в промышленности, многие производственники  не согласны с идеей, когда  один работник делает узкую  специализированную работу. Все  большее признание, особенно в  высокотехнологичных отраслях, получают  умение и готовность работника  выполнять широкий круг задач.  На практике это привело к  созданию автономных рабочих  групп, где один работник мог  бы в любой момент заменить  другого. При этом существенному  изменению подвергаются содержание  работы и требования к её  исполнителю с таким расчетом, чтобы последнему предоставлялась  возможность более полно использовать  свой талант и способности. 

      После появления  концепции «научного» управления, которая в основном была ориентирована  на производственные операции  и процессы, анализ работы в  развитых индустриальных странах  относительно быстро переключился  на конторскую работу, что вполне  закономерно было связано с  ростом масштабом и сложности  управленческой работы. Позже автоматизация,  роботы, ЧПУ и ГПС резко сократили  потребность в изучении физических  действий на работе и вызвали  еще больший интерес к изучению  работы в области управления  организацией. Однако современное  рабочее место управленца не  является простым продолжением  традиционной фабрики. Бумажный  предмет работы окончательно  уже замещении электронным. Это  позволило резко раздвинуть для  человека границы его работы. Более того, современные электронные системы управления делают возможным получать одному исполнителю целый модуль разных взаимосвязанных работ. В настоящее время ученые и практики считают, что при анализе конторской работы большее внимание следует уделять человеческому фактору. Так, например, хорошо известно, что долгая работа с компьютером оказывает ряд неблагоприятных воздействий на здоровье человека, вызывает головную боль, «красноту» глаз, боль с спине и прочее. Источником этих проблем, в частности, является дизайн рабочего места, в соответствии с которым устанавливается взаимодействие человека и компьютерной системы. Причиной этого является то, что нередко анализ работы ориентирован на технологическую сторону – компьютер, так как разработчикам дизайна легче иметь дело с неодушевленными предметами, чем со сложной по природе натурой человека.

1.3 Параметры работы

    Параметры работы  определяются на основе результатов  её анализа. К параметрам работы  относятся её масштаб и сложность,  а также отношения работы и  по работе, в которые её исполнитель  вступает с другими работниками.

     Масштаб работы  ассоциируется с ранее приведенной  в главе содержательной стороной  работы и представляет собой  количество задач или операций, которые работник, ответственный  за эту работу, должен выполнить.  Обычно, чем больше задач или  операций должен выполнить работник, тем больше это займет у  него времени.

     Сложность  работы, как ее параметр, носит  преимущественно качественный характер. Она отражает степень самостоятельности  в принятии решений и степень  владения процессом. На практике  сложность работы зависит от  личностных характеристик исполнителя  и делегированных ему прав  по её осуществлению. Очень  часто в управлении можно встретить  людей, занимающих формально одинаковые  должности в организации, но  выполняющих разную по сложности  работу. В этом проявляется неформальная  сторона в управлении организацией.

     Оба параметра,  масштаб и сложность работы, делают  одну работу отличной от другой  не только в рамках одной  и той же организации, но  и в разных организациях. Объединенные  вместе эти концепции описывают  важные характеристики работы  и её влияние на эффективность  организации.

  Так, декан или заведующий  отделением в больнице могут  одновременно быть и профессором,  и терапевтом соответственно, но  работа первых по объему выполняемых  задач значительно «масштабнее», чем последних, так как включает  наряду с выполнением чисто  профессиональных обязанностей  ряд управленческих функций. Уровень  проблем, решаемых секретарем  главного врача больницы или  рабочим-сборщиком, ниже, чем у  врача-терапевта или работника,  обслуживающего станок с ЧПУ  на заводе.

    К узкоспециализированным  работам относятся те, которые  имеют всего несколько задач  или операций (т.е. низкий масштаб  работы), реализация которых осуществляется  с помощью предписанных средств  (низкая сложность работы). Широкоспециализированные  работы имеют противоположные  характеристики рассматриваемых  параметров. В больших организациях  разрыв между этими двумя видами  работ бывает очень велик. Правильно  определить масштаб и сложность  работы руководителям помогают  правильно и четко сформулированные  миссии, цели и задачи организации.

    Под отношениями  по работе при ее проектировании  понимается установление межличностных  связей между исполнителем работы  и другими работниками как  по поводу самой работы, так  и в связи с другими видами  работ в организации.

   Рассмотрение отношений  как параметра, используемого  при проектировании работы, является  мостиком к формированию структуры  организации. Это связано с  завершением организационного обособления  функций в форме рабочих отношений.  Связи между функциями, а точнее, между работами в организации,  и составляют основу ее структуры.

   Принятие руководством  решений о природе и характер  отношений по работе тесно  связано с такими элементами  структуры, как масштаб управляемости  и создание участков работы, служб  и подразделений в организации.  Это также имеет связь со  сплоченностью группы и организационной  культурой.

    Так, неоправданно  большие размеры группы, делающей  общую работу, затрудняют установление  дружественных и заинтересованных  отношений между ее членами,  что отрицательно влияет на  эффективность выполняемой работы. Причиной этого является редкая  возможность для большого числа  людей коммуницировать друг с  другом как по работе, так и  в личном плане. В результате страдает сплоченность группы и исчезает важный источник удовлетворенности работой для тех, кто испытывает потребность в социализации и самоутверждении посредством установления соответствующих отношений со своими коллегами.

   Создавая участки  работы, службы и подразделения,  руководство организации во многом  исходит из практического использования  тех отношений в работе, которые  удалось получить в ходе ее  проектирования. Функциональная общность  работ позволяет объединить их  в рамках одной группы работников, а внутри группы расположить  работы по уровням иерархии  в зависимости от личностных  качеств и делегируемых прав. Общность интересов по «горизонтали»  и по «вертикали» позволяет  участникам процесса работы установить  удовлетворяющие их социальные  отношения.

   Таким образом,  методы анализа работы позволяют  руководителям спроектировать работу  под решаемые задачи и ожидаемый  результат. Однако прежде чем  перейти к вопросу взаимосвязи  между работой и результатом,  рассмотрим проблему восприятия  личностью содержания работы.

 

1.4 Восприятие содержания работы

По отношению к одной  и той же работе люди ведут себя по-разному. Происходит это, в частности, потому, что они по-разному воспринимают данную работу.

   Восприятие содержания  работы характеризует ее с  точки зрения понимания ее  природы отдельным исполнителем. Существует различие между объективными  и субъективными свойствами работы, отражаемыми в восприятиях людей.  Нельзя понять результат работы, абстрагируясь от различий в  личностных качествах, потребностях  и интересах исполнителей. Также  нельзя сделать это без учета  социальной среды, в которой  эта работа выполняется. Чтобы  улучшить результат выполнения  работы, необходимо изменить восприятие  содержания работы. Изменения при  этом могут касаться проектирования  работы, личностных качеств или  социальной среды, т.е. всего  того, что влияет на восприятие  содержания работы. Для измерения  воспринятого содержания работы  в различных условиях используется  ряд методов. Обычно это вопросники, заполняемые респондентами, с помощью которых измеряется восприятие определенных характеристик работы.

    Американские  специалисты Р.Хакман и Э.Лоулер  выделяют шесть таких характеристик  : разнообразие, автономность, законченность,  результативность, взаимодействие  и  общительность  (рис. 2).

 

Характеристики

Описание характеристики

Разнообразие

Уровень разнообразия в наборе операций или уровень разнообразия орудий труда и процессов, используемых при выполнении работы

Автономность

Уверенность самостоятельности  при принятии решений по планированию своей работы, а также выбору средств  по ее выполнению

Законченность

Уровень доведения создаваемого продукта (услуги) до конечного результата в рамках данной работы

Результативность

(обратная связь)

Уровень информированности  исполнителя через работу о результативности произведенных им действий

Взаимодействие

Уровень требуемого от исполнителя  взаимодействия с другими работниками  для завершения работы

Общительность

Уровень, до которого работа позволяет исполнителю общаться с коллегами и устанавливать  неформальные дружеские отношения

 

Рис. 2 . Характеристика работы

Обычно у работников, имеющих  одно и то же восприятие параметров работы и социальной среды, обнаруживаются сходные характеристики работы. Различные  характеристики в первую очередь  свидетельствуют о различии у  работников восприятия работы. Так, например, работник, испытывающий потребность  в самоутверждении, по-другому воспринимает автономность в работе, чем работник, не испытывающий такой потребности. Индивидуальные различия обеспечивают возможность выявления того, как  разные люди воспринимают одну и ту же работу. Например, наличие у человека выраженной потребности роста влияет на восприятие им такой характеристики работы, как обратная связь от результатов  действия, или уровень разнообразия в работе является важной характеристикой  работы для тех, у кого сильно выражена потребность в самоутверждении.

   Аналогично потребностям, социальная среда работы также  воздействует на восприятие содержания  работы. Это относится, например, к стилю руководства.

1.5 Технология и проектирование работы.

Отношение между технологией  и проектированием работы носит  многосторонний характер. Так, данное отношение может быть рассмотрено  с точки зрения знания работником того, когда и где работа должна выполняться, а также с точки  зрения взаимозависимости работ.

   Информирование работника  о том, когда и где должна  выполняться работа, определяет  степень свободы в принятии  им решения о начале и месте  работы. Так, сборщик на конвейере  обладает очень малой степенью  такой свободы в силу того, что он должен начать работу  с пуском конвейера, который  и является его рабочим местом. Информирование работника о том,  как должна выполняться работа, определяет степень свободы в  выборе им средств (предметов  и методов), с помощью которых  должен быть получен желаемый  результат. Так, дизайнер в  конструкторском бюро, видимо, обладает  высокой степенью такой свободы  по причине того, что он создает  новое, неизвестное. В такой  ситуации обычно требуется опыт, рассудительность, интуиция и способность  решать проблемы. На рис. 3 показано соотношение между двумя вышеотмеченными характеристиками. Каждый из четырех квадрантов изображенной матрицы включает примеры работ, соответствующих степени влияния на них той или иной характеристики работы. Введение изменений в работу и организацию может переместить работу из одного квадранта матрицы в другой. Например, перевод сборки автомобиля с конвейера на движущиеся тележки (эксперимент на фирме «Вольво») перемещает сборщика из квадранта 1 ближе к центру или даже в квадрант 3.

Информация о работе Проектирование работы в организации