Проектирование работы в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Организация не может существовать без структуры, то есть связей, которые соединяют людей по работе. В любой даже самой крупной организации есть свое начало, первые, созданные для реализации общей цели рабочие места соединяются, как это ни странно, через разделение труда. В этом случае информация в процессе выполнения рабты от одного исполнителя начинает поступать к другому, и в результате привлеченные ресурсы после их преобразования исполнителями превращаются в продукт для потребления. Структура, таким образом, закладывает основы «жесткости» и устойчивости организации по мере ее роста. При этом существует много полезных и эффективных подходов как к проектированию самой работы, так и по «связыванию» созданных участков работ в структуру. Это позволяет создавать очень разные организационные структуры, способные адаптироваться к внешней среде и позволяющие организациям расти до очень больших размеров.
Сегодня практика менеджмента выработала много типов организаций и их стуктур от традиционных до виртуальных. Организации все более стремятся к органичности в своем построении, все более и более используют предпринимательские, сетевые, горизонтальные и партисипативные структуры.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
1.Проектирование работы ………………………………..……...…..… 4
1.1 Концепция проектирования работы ……………………........…. 4
1.2 Анализ работы ………………………………..……………....….. 5
1.3 Параметры работы …………………………………….……....… 8
1.4 Восприятие работы ……………………………………….….…. 10
1.5 Технология и проектирование работы ………….…………….. 12
2. Модели проектирования работы ………………………………..… 14
2.1 Построение работы ………………………………………….….. 15
2.2 Расширение масштаба работы ……………………………....… 16
2.3 Ротация работы …………………………………………………. 17
2.4 Обогащение работы ………………….………………………… 17
2.5 Модель социотехнической системы ………………..…………. 23
3. Проектирование работы на примере Санкт-Петербургского
филиала ОАО «Севзапэлектросетьстрой»
«Механизированная колонна № 53»………………………………… 25
Заключение …………..............................................................……… 30
Литература …………………………………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

курсовик МО.docx

— 59.04 Кб (Скачать файл)

   Прямое и возможно  быстрое информирование индивида  о результатах его работы является  обязательным в использовании  модели обогащения работы. Отчеты  о результатах работы должны  поступать на стол исполнителя,  а не только на стол его  начальника. Работнику необходимо  дать возможность самому проверять  работу так, чтобы вовремя внести  в нее коррективы. Прямая коммуникация  с другими сотрудниками повышает  эффективность обратной связи,  делая ее более точной и  своевременной.

  Изучение нового как  элемент обогащения работы создает  у человека ощущение роста.  Эффективно спроектированная работа  должна обеспечивать возможность  для профессионального роста.  И наконец, важным элементом  модели обогащения работы является  придание работе некой уникальности  и специфичности. Применение рассматриваемой  модели в рамках управленческой  работы предполагает концентрацию  внимания на повышении квалификации и консультировании подчиненных и не ориентировано на усиление контроля и администрирования. Обогащение работы связано с изменениями в методах работы, с делегированием исполнителям прав и предоставлением им возможностей устанавливать цели и оценивать результаты выполнения работы. Широкое распространение имеет модель обогащения характеристик работы, разработанная Дж.Хакманом и Г.Олдхэмом. Модель концентрирует внимание на усилении пяти основных характеристик работы (требуемое  разнообразие  навыков и умений, отождествленность работы с конечным результатом,  значимость работы  для организации и вне ее, автономность работы, обратная связь  по результатам работы). Согласно модели эти характеристики могут быть изменены или улучшены под воздействием соответствующего психологического состояния работника. В свою очередь, состояние работника может привести к определенным положительным результатам для индивида и для работы.

   Модель обогащения  характеристик работы рассматривает  следующие пять основных характеристик  работы. Разнообразие навыков и  умений отражает уровень личной  компетентности и способностей, которых работа требует от  исполнителя. Отождествляемость  работы с конечным или цельным  результатом отражает степень,  в которой работа входит как  часть в целое, или дистанцию,  на которую работа отстоит  от начала и конца совокупного  продукта (услуги) организации. Значимость  работы отражает то, в какой  степени она воспринимается работником  как оказывающая значительное  влияние на жизнь других людей  внутри или же вне организации.  Автономность – это степень,  в которой работа обеспечивает  свободу и независимость в  планировании работы, в выборе  средств по ее выполнению.

Обратная связь по результатам  работы отражает то, насколько выполнение работы обеспечивает индивида прямой и ясной информацией о результативности его усилий.

   В дополнение к  изучению возможностей человека  адекватно воспринять обогащенную  работу необходимо изучить или  провести диагноз самой работы  с точки зрения, нужно ли ее  обогащать, а если нужно, то  принесет ли эта модель проектирования  работы успех. Существуют два  метода такого диагноза : метод  структурных решений и метод  обследования.

   Метод структурных  решений связан с выявлением  тех внутриорганизационных компонентов,  которые отражают недостатки  в дизайне работы. Анализ пяти  специфических структурных компонентов  дает возможность определить  наличие проблем в самой работе  и уровень желательности для  работника ее обогащения.

- Инспекторы и проверяющие.  Когда содержание работы проверяется  посторонними людьми, то это снижает  уровень таких ее характеристик,  как автономность и непосредственность  обратной связи.

- «Разрешители» проблем.  Если в организации существуют  специальные люди, которые занимаются  только разрешением проблем, возникающих  на разных работах, то это  означает, что из работ изъят  ряд важных характеристик, таких  как волнение при ее освоении  и вызов, который она ставит  перед исполнителем. В этом случае  теряется смысл в ответственности  за последствия ее выполнения, а также ослабляются законченность,  автономность и обратная связь  в работе.

- Коммуникация и связь  с потребителем. Осуществление коммуникации  и связи с потребителем через  специальные структурные подразделения  удаляет работника от потребителя  результатов его работы и тем  самым отрицательно влияет на  эффект обратной связи и отождествление  с конечным результатом.

- Комплексные бригады.  Соединение разнородных работ  исполнителей в замкнутые структурные  подразделения нередко обусловлено  желанием повысить эффективность  и способность справляться с  меняющимся объемом рабочей нагрузки. Вместе с тем такое «группирование»  работ может влиять у работника  на чувство собственника процесса  работы и снижает законченность  работы.

- Узкий масштаб управляемости.  Руководитель, имеющий небольшое  количество подчиненных, имеет  склонность вмешиваться в их  повседневную работу. Такая ситуация  ведет к централизации в принятии  решений и сверхконтролю за  действиями подчиненных. В результате  страдает автономность в работе.

   Метод обследования  строится на широком использовании  тестов, анкет и вопросников, с  помощью которых может быть  проведена диагностика работы. Один  из таких вопросников, созданный  Дж.Хакманом и Г.Олдхэмом, получил  название «Диагностическое обследование  работы» (ДОР). С помощью этого вопросника могут измеряться характеристики работы, описанные Дж.Хакманом и Г.Олдхэмом, и результаты ее перепроектирования. Приведенные далее пять вопросов взяты из упрощенной версии данного вопросника. Они позволяют измерить воспринимаемые работником автономность (вопрос 1), законченность (вопрос 2), разнообразие (вопрос 3), значимость (вопрос 4) и обратную связь (вопрос 5). В полной версии вопросника для измерения каждой характеристики работы используется несколько вопросов. Используя семибалльную шкалу для каждой характеристики работы, можно подсчитать общий балл обогащенного содержания работы, который называется «мотивирующий потенциальный балл» (МПБ) :

            Разнообразие работы + Законченность работы + Значимость работы

МПБ =                                                                3                                                   * Автономность * Обратная связь    

   Ниже приводятся утверждения, которые могут характеризовать работу.

1. Какова степень   автономности  вашей работы? То есть до какой  степени ваша работа дает вам  возможность самим решать, как  выполнять работу?

1                   2                        3                       4                    5                  6                  7      

Совсем мало                                          В среднем                                  Очень много

2. Насколько «цельна»  ваша работа с точки зрения  ее законченности, т.е. есть  ли в работе начало и конец?  Является ли ваша работа очень  малой частью более общей работы, которая заканчивается кем-то  другим?

1                   2                        3                       4                    5                  6                  7      

Работа является                                  Работа имеет                          Работа – одно целое

одной частью                                     много частей,                         имеющее начало и конец

более общей                                      но не закончена

работы

3. Насколько разнообразна  ваша работа, т.е. до какой степени  ваша работа требует выполнения  различных операций и задач,  а также требует от вас разнообразных  знаний и умений?

1                   2                        3                       4                    5                  6                  7      

Очень мало                                          Умеренно                                  Очень много

                                                          разнообразная

4. Насколько значительна  или важна ваша работа в  целом, т.е. влияют ли результаты  вашей работы на жизнь или  благосостояние других людей?

1                   2                        3                       4                    5                  6                  7      

Не очень                                                  Средняя                                                Очень

значительна                                          значимость                                   значительна

5. Насколько в ходе  выполнения вы получаете информацию  о достигнутых результатах, т.е.  обеспечивает ли сама работа  ответы на то, как успешно вы  ее выполняете, независимо от  информации, получаемой от коллег  или руководителя?

1                   2                        3                       4                    5                  6                  7      

Очень мало                                          Умеренно                                  Очень много

   Рассмотрим вопрос  соединения влияния технологии  на  проектирование работы (рис.3) и обогащения характеристик работы (описанных Дж.Хакманом и Г.Олдхэмом). Для того чтобы изменить пять характеристик работы, обычно требуется произвести изменения в одной или нескольких технологических переменных, влияющих на проектирование работы. Можно привести в качестве примера проектирование работы при следующих обстоятельствах. Предположим, что руководитель принял решение в ходе проектирования работы использовать комбинацию делегирования своих полномочий с формированием рабочей группы, подобранной на основе логики, ясной для ее участников.

    Делегирование  полномочий в обогащении работы  проявляется в следующем :

- работники в определенных  пределах наделяются правом планировать  свою работу, определять методы  ее выполнения, решать, когда и  как проверять ее качество ;

- работникам разрешено  принимать решения о начале  и конце работы, о перерывах  и о выборе приоритетов в  работе ;

- работники поощряются  за поиск собственных решений  проблем либо за решение проблем  с помощью советов других членов  группы, а не путем немедленного  обращения к руководителю за  помощью для решения возникшей  проблемы. В процессе формирования  рабочей группы индивидуальные  работы соединяются в формальные  подразделения  (бригады, участки,  отделы и отделения), отвечающие  ряду критерий :

Информация о работе Проектирование работы в организации