Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:05, курсовая работа
Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Введение 3
1. Краткая характеристика предприятия ОАО «АК «Траснефть» 5
2. Понятие и сущность стратегии предприятия 7
2.2. Проектирование стратегии 10
2.3. Планирование стратегии 11
2.4. Позиционирование компании 14
3. Методика SWOT-анализа компании ОАО «АК «Траснефть» 15
3.1. Шаг 1. Учет сильных и слабых сторон компании 19
3.2. Шаг 2.Учет внешних угроз и возможностей 26
3.3. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка (Матрица SWOT) 34
4. Характеристика эталонных стратегий 38
5. Обоснование стратегии развития предприятия 44
Заключение 54
Список Литературы 57
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный
Кафедра экономики и управления на предприятии
нефтяной и газовой промышленности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине менеджмент
на тему:
«Проектирование стратегии предприятия ОАО «АК «Транснефть» с использованием SWOT-анализа»
Выполнил: ст. гр.
Проверил:
Уфа 2012
Содержание:
Введение
1. Краткая характеристика
2. Понятие и сущность стратегии предприятия
2.2. Проектирование стратегии
2.3. Планирование стратегии
2.4. Позиционирование
компании
3. Методика SWOT-анализа компании ОАО «АК «Траснефть» 15
3.1. Шаг 1. Учет сильных и слабых сторон компании 19
3.2. Шаг 2.Учет внешних угроз и возможностей 26
3.3. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка (Матрица SWOT) 34
4. Характеристика
эталонных стратегий
5. Обоснование стратегии развития предприятия 44
Список Литературы
Введение
Бизнес - это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой вы не оцените сильные и слабые стороны вашего предприятия, не определите рыночные возможности и угрозы, ваши шансы на успех резко уменьшатся.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия, компании и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Цель данной работы – провести SWOT- анализ компании ОАО «АК «Транснефть» на основе исходных данных внешней и внутренней среды предприятия.
Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.
Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ.
Руководителю любого уровня в организации
методика SWOT-анализа прекрасное подспорье
в практической деятельности, позволяющее
систематизировать проблемные ситуации,
лучше осознать структуру ресурсов,
на которые следует опираться
в совершенствовании
Применение SWOT-анализа позволяет
систематизировать всю
1. Краткая характеристика
предприятия ОАО «АК «
ОАО Акционерная Компания "Транснефть" основана в 1993 году. Уставный капитал ОАО АК "Транснефть" составляет 6.2 млрд. неденоминированных рублей.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов
по системе магистральных
В состав ОАО АК "Транснефть" входят:
ОАО ПО "Урало-Сибирские магистральные
нефтепроводы", г. Уфа;
ОАО ПО "Приволжские магистральные
нефтепроводы ", г.Самара;
ОАО ПО "Транссибнефть", г.Омск;
ОАО ПО "Северо-Западные магистральные
нефтепроводы ", г. Бугульма;
ОАО ПО "Верхне-Волжские магистральные
нефтепроводы ", г. Нижний Новгород;
ОАО ПО "Северные магистральные нефтепроводы",
г.Ухта;
ОАО ПО "Магистральные нефтепроводы
Центральной Сибири ", г.Томск;
ОАО ПО "Черномортранснефть", г.Новороссийск;
ОАО ПО "Прикаспийско-Кавказские магистральные
нефтепроводы", г. Тихорецк;
ОАО ПО "Магистральные нефтепроводы
Западной и Северо-Западной Сибири",
г.Тюмень;
ОАО "Гипротрубопровод", г. Москва;
ОАО "Центр технической диагностики
"ДИСКАН".
Единая система магистральных нефтепроводов
акционерной компании "Транснефть"
протяженностью 49,8 тыс. км обеспечивает
транспортировку 99,8% добываемой стране
нефти на нефтеперерабатывающие заводы
и на экспорт. Компания "Транснефть"
оказывает качественное и своевременное
представление транспортных услуг своим
клиентам, равный и недискриминационный
доступ к магистральным нефтепроводам
для всех грузоотправителей. В составе
Компании десять Акционерных обществ
магистральных нефтепроводов, обеспечивающих
эксплуатацию нефтепроводов в регионах,
в том числе в Татарстане - ОАО "Северо-Западные
Магистральные Нефтепроводы" с центром
в г. Бугульме.
АК "Транснефть" обеспечивает централизованное
управление системой магистральных нефтепроводов,
учет ресурсов нефти, обеспечение их качества.
Современное техническое состояние системы
магистральных нефтепроводов страны соответствует
высоким требованиям надежности и обеспечивает
бесперебойную доставку нефти производителей
на внутренний и внешний рынок.
Компания имеет как
2. Понятие и сущность стратегии предприятия
Соответственно термином «стратегические
решения» обозначаются решения, которые
имеют кардинальное значение для
функционирования бизнеса и влекут
за собой (при условии их реализации)
долговременные и неотвратимые последствия.
Таким образом, в качестве отличительного
признака стратегичности решений используются
две характеристики – необратимость
и долгосрочность последствий. Это
означает, что реализация стратегических
решений меняет потенциал предприятия,
и возврат к предыдущему
Для стратегических решений характерно,
что их принятие осуществляется путем
выбора из дискретного множества
известных заранее вариантов. В
практике работы предприятий к таким
решениям традиционно относились планы
серьезных реконструкций, расширения
или ликвидации производств, коренное
изменение профиля или
Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на три группы:
· процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг («производство»);
· процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия («воспроизводство»);
· процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»).
Теперь определим более точно понятие стратегии предприятия. Существует три подхода к его определению.
Первый основан на структуризации целевого пространства (сферы) предприятия – представлениях тех или иных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия, о желательном состоянии, результатах и эволюции предприятия. В числе этих лиц могут быть представители менеджмента, работники, акционеры, инвесторы, покупатели продукции, поставщики и т.д. В зависимости от степени детальности или, наоборот, обобщенности этих представлений в целевом пространстве различаются пять уровней описания: миссия, стратегия, цели, задачи и действия (последний элемент является как бы пограничным между целевой и поведенческой сферой).
Процесс выработки новой миссии должен проходить под патронажем и контролем, как высшего руководства фирмы, так и представителей всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц, так как это влечет и изменение всех остальных элементов целевого пространства.
Таким образом, структуризация целевой
сферы здесь выполнена в виде
иерархической системы, в которой
каждый последующий уровень следует
рассматривать как определенное
уточнение предыдущего. В свою очередь,
более высокий уровень
Существенно, что при таком подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации.
Исходя из этих посылок, цепочка
типовых элементов целевой
Второй подход к определению понятия стратегии основан на синтезе стратегии, на базе отдельных стратегических решений. Именно стратегия определяется как целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решений, достаточная для описания ключевых направлений деятельности предприятия. Связь стратегии с миссией здесь не подчеркивается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы стратегических решений.
Наконец, третий подход представлен различными комбинированными вариантами.
В конечном итоге при любом подходе,
реализованном с достаточной
последовательностью, содержание стратегии
должно быть одним и тем же. Достоинства
первого подхода связаны с
априорной «встроенностью»
2.2. Проектирование стратегии
Использование SWOT- анализа лежит в основе проектирования стратегии. При этом предполагается, что эффективные стратегии создаются «…в ходе напряженного и жестко контролируемого мыслительного процесса...». Ответственность за реализацию стратегии ложится полностью на руководителя компании. По глубине проработки считается достаточность некой концептуальной стратегической схемы. Как правило, разработка стратегии в этом случае основывается на требованиях конкретной ситуации, и к завершению её разработки стратегия предстает как некая общая картина, схема ведения бизнеса, сформулированной в достаточной степени, чтобы быть понятой остальными членами команды.
Её применимость, ограничивается, прежде всего, размерами компании, которые должны быть таковыми, что бы руководитель на уровне SWOT- анализа мог для себя четко представить потенциал организации. С другой стороны, совершенно очевидно, что в условиях достаточно динамичных изменений внешней среды, в которых приходится работать отечественным предприятиям, просто иметь некую общую схему недостаточно. При этом в рамках этого направления в разработке стратегий даже не предполагается, какая либо реакция на изменения во внешней среде в процессе реализации стратегии, рассчитывая, по-видимому, на скоротечность разработки стратегии. При появлении во внешней среде возмущающих факторов, руководитель компании на основе SWOT анализа, по-видимому, вырабатывает новую стратегию поведения.