Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:05, курсовая работа
Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Кроме того, применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ. Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Введение 3
1. Краткая характеристика предприятия ОАО «АК «Траснефть» 5
2. Понятие и сущность стратегии предприятия 7
2.2. Проектирование стратегии 10
2.3. Планирование стратегии 11
2.4. Позиционирование компании 14
3. Методика SWOT-анализа компании ОАО «АК «Траснефть» 15
3.1. Шаг 1. Учет сильных и слабых сторон компании 19
3.2. Шаг 2.Учет внешних угроз и возможностей 26
3.3. Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка (Матрица SWOT) 34
4. Характеристика эталонных стратегий 38
5. Обоснование стратегии развития предприятия 44
Заключение 54
Список Литературы 57
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной
на таблице 1, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
3.1. Шаг 1. Учет сильных и слабых сторон компании
Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может также являться результатом создания альянса или совместного предприятия с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.
Слабость - это отсутствие чего-то
важного для функционирования компании
или то, что ей не удается (в сравнении
с другими), или нечто, ставящее ее
в неблагоприятные условия. Слабая
сторона в зависимости от того,
насколько она важна в
Когда внутренние сильные и слабые
стороны компании выявлены, оба списка
должны быть тщательно изучены и
оценены. Некоторые сильные стороны
компании более важны, чем другие,
так как они играют более важную
роль в деятельности фирмы, в конкурентной
борьбе, в формировании ее стратегии.
Подобным образом некоторые слабые
стороны могут оказаться
SWOT-анализ очень похож на
С точки зрения формирования стратегии сильные стороны компании важны, поскольку они могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство компании должно срочно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.
В то же время успешная стратегия
должна быть направлена на устранение
слабых сторон, которые делают компанию
уязвимой, мешают ее деятельности или
не дают ей использовать привлекательные
возможности. Принцип здесь простой:
организационная стратегия
Главные достоинства. Одним из профессиональных секретов первоклассного стратегического управления является превращение ноу-хау в области технологии производства и маркетинга в ключевые достоинства, повышающие конкурентоспособность компании. Главным достоинством компании является что-то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами.
В действительности главными достоинствами компании могут быть:
- высокое производственное
- ноу-хау в создании и
- возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание;
- уникальная способность
- необычайные возможности по разработке новой продукции;
- лучшие способности по
- владение в совершенстве
- их изучение и оценка новых тенденций развития рынка;
- необычайно эффективная
- опыт в объединении множества технологий для создания целых семейств новых товаров.
Обычно главное достоинство
связано с опытом и
Важность главного достоинства для разработки стратегии определяется тем, что оно:
1) усиливает способность
2) может обеспечить компании конкурентное преимущество на рынке;
3) может стать основой стратегии.
Легче получить конкурентное преимущество, когда компания обладает главными достоинствами в сферах, важных для достижения успеха на рынке, а у ее конкурентов таких достоинств нет, и для их достижения необходимы как финансовые затраты, так и затраты времени. Главные достоинства, таким образом, являются ценным конкурентным активом, способным стать источником успеха фирмы.
Первый шаг SWOT-анализа - оценка ваших собственных сил. Первый этап позволяет определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, необходимо:
- Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
- По каждому параметру
- Из всего перечня выбрать
наиболее важные сильные и
Для оценки предприятия можно
1. Организация (здесь может
2. Производство (могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
3. Финансы (могут оцениваться
издержки производства, доступность
капитала, скорость оборота капитала,
финансовая устойчивость
4. Инновации (здесь может
5. Маркетинг (здесь можно
Проиллюстрируем эту методику:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Высокая доля на внутреннем рынке |
1. Большая величина чистого |
2. Долгосрочные контракты с |
2. Высокий износ мощностей |
3. Самый высокий в отрасли |
3. Высокая зависимость от темпов роста экономики РФ |
4. Наличие производственных |
4. Высокая зависимость от |
5. Показатели качества нефти |
5. Выход нефти, влияющий на |
6. Большой срок нахождения на рынке. |
6. Государственное регулирование тарифов |
7. Монополист по транспортировке нефти |
7. Низкий уровень дивидендов |
8. Стабильное финансовое |
8. Зависимость от добывающей |
Таблица 2. Определение сильных и слабых сторон компании ОАО «АК «Транснефть».
Справедливая стоимость акций Группы ТМК на 48 % выше текущей цены.
"Акции ОАО "ТМК" и
ее заводов ОАО "СинТЗ", ОАО
"СТЗ", ОАО "Тагмет", отличаются
низкой ликвидностью, что обусловлено
невысокой долей бумаг в
2004г. был крайне неудачным
для акций компаний трубной
отрасли в связи с большим
ростом цен на сталелитейную
продукцию, что привело к
В 2005г. началась переоценка трубной отрасли. Произошло резкое увеличение выпуска стальных труб, вызванное высокими ценами на нефть и нестабильной политической и экономической ситуацией на Украине (основной экспортер труб на российский рынок). Цены на трубную продукцию (с учетом инфляции) поднялись за два последних года на 35,3%.
Объявление о планируемом IPO ТМК
в ноябре 2006 года и улучшение финансово-
В 2006 году из всей отрасли (черная металлургия)
только производство труб осталось на
уровне конца 2005г. Трубная отрасль
сегодня в выигрышном положении
по сравнению с другими. Реализация
новых масштабных проектов газовых
и нефтяных компаний приведет к тому,
что акции трубных предприятий
(в т.ч. ТМК) будут дорожать быстрее,
чем акции стале- и листопрокатных
предприятий. Так, в начале июня 2006г.
было подписано соглашение между
ОАО "Газпром" и китайской CNPC относительно
строительства новой
3.2. Шаг 2. Учет внешних угроз и возможностей
Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В самом деле, менеджеры не в состоянии выбрать стратегию развития, соответствующую положению компании без предварительной оценки всех возможностей отрасли, а также темпов роста и потенциальной прибыльности, которую каждая из них обеспечивает. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных (абсолютно необходимо их использовать) до почти не представляющих для фирмы интереса (в самом конце списка приоритетов компании).
Оценивая возможности отрасли и ранжируя их привлекательность, менеджеры должны помнить, что интересы отрасли и интересы компании - это не всегда одно и то же. Не каждая компания имеет достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности: одни компании являются более конкурентоспособными, чем другие, а какие-то могут вообще безнадежно выбыть из борьбы или ограничиваться более скромной ролью. Слабые и сильные стороны компании, а также способность конкурировать позволяют ей использовать одни возможности лучше, чем другие. Наиболее выгодными для фирмы являются те возможности отрасли, которые обеспечивают максимальный рост прибыли компании, при которых фирма приобретает наибольшие конкурентные преимущества, а также которые являются приемлемыми для компании в финансовом отношении. Возможности отрасли, которые фирма не в состоянии реализовать, являются иллюзией.
Зачастую на благосостояние фирмы отрицательно влияют весьма определенные факторы внешней среды. Угрозу могут представлять:
- появление более дешевых
- выход на рынок, являющийся
оплотом вашей фирмы,
- новые правила, наносящие
- уязвимость при повышении
- возможность поглощения более крупной фирмой;
- неблагоприятные
- неблагоприятные изменения
- политические перемены (переворот) в стране, где компания имеет свои филиалы, и т. д.
Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений. Чтобы соответствовать положению компании, стратегия должна:
1) быть нацелена на
2) обеспечивать защиту от
Таким образом, SWOT-анализ - это нечто большее, чем упражнение по заполнению четырех табличек. Важной частью SWOT-анализ является оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей, а также выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений.
После составления таблицы SWOT-анализ нелишним будет ответить на следующие вопросы о стратегии компании:
Имеет ли компания какие-нибудь сильные
стороны или главные